Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.........................................................................................,.7

Глава 1. О пробуждении философии истории................................ 10
1. Кризис исторической науки в наши дни..................................... 10

2. Происхождение современной философии истории................ 17

3. Формальная историческая логика ...........................................29

4. Материальная философия истории ........................................…57

5. Реальное отношение между природой и историей................…. 68

6. Натурализм и историзм..............................................................82

Примечания ..............,...................,.............…………………………88

Глава II. О масштабах для суждения об исторических предметах и их отношении к культурному идеалу современности........................... 101
1. Исходная точка для образования масштаба

исторической индивидуальности.......................……..................... 101

2. Различные попытки соединить исторически индивидуальное и общезначимое ..................................……………………………………107

3. Понятие культурного синтеза современности

в его отношении к исторически-индивидуальному

и этически-общему..................…………………………………….. 140

4. Априорность и объективность данного

культурного синтеза................................................................……. 152

5. История и учение о ценностях....…………………………………. 168

Примечания …………………………………………………………...182

Глава III. Понятие исторического развития и универсальная история.............................................. 193
1. Постановка проблемы и критика теории Риккерта

как исходный момент исследования..............................………. 193

2. Диалектика Гегеля..................................................................... 209

3. Органология немецкой исторической школы.......................... 236

4. Марксистская диалектика .……………………………………... 261

5, Историческая динамика позитивизма ………………………... 302

5, Историческая динамика позитивизма (продолжение)

6. Идея развития в теориях исторического реализма

и попытки ее истолкования и определения в современной

философии духа и философии жизни..................................... 367

А. Немецкие метафизики середины XIX века ………………..374

В. Психологизирующие философы жизни..........................… 390

С. Мыслители, понимающие форму

как априорно-данную. ………………………………………..... 415

С. Мыслители, понимающие форму как априорно-данную (продолжение)

D, Позитивистско-неоромантичеекая метафизика

в Италии и Франции................................................. …………..479

7. Направление постспекулятивного реализма

в исторической науке ..……………………………………………. 503

8. История и теория познания. ………………………………… 508

Примечания ………………………………………………………....530

Примечания (продолжение)

Примечания (окончание)

Глава IV. О построении европейской истории культуры............ 599
1. Развитие и построение. ………………………………………….. 599

2. Европеизм. ……………………………………………………….. 605

3. Проблема объективной периодизации. ………………………. 624

4. Пласты построения. ……………………………………………… 644

Примечания. ……………………………………………………….... 656

Л.Т. Мильская.

Эрнст Трёльч и проблемы философии истории .....................…..667

Примечания ...........................................................................……. 689

Список русских переводов авторов, упоминаемых
Э.Трёльчем (Составитель Е.Н. Балашова)
.…………………………...691

Указатель имен (Составитель Е.Н. Балашова) ..........................…….708

Философия истории является частью философии, поэтому она тесно связана со всеми другими ее частями и представляет собой в конечном счете часть системы. она направлена на образование из исторического наследия культурного синтеза современности, а для решения этой задачи не имеет значения, принадлежим ли мы к культуре, которая находится на стадии подъема. или к куль туре, которая переживает спад. Впрочем, моя книга, как правильно отмечает Шрётер, носит научный характер и не относится к литературе, столь живо возбуждающей в наши дни фантазию и чувство, наличие в которой духовной силы, там, где она действительно присутствует, я не отрицаю. Однако я предпочитаю более строгую, трезвую атмосферу воли к истине. Между научной и литературной работой необходимо провести разделение труда, которое не должно быть основано только на взаимном презрении.