Бекетов П. Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским

ОГЛАВЛЕНИЕ

П.П. Бекетов – автор исследований по русской истории и литературы. Он собрал обширную коллекцию гравюр, рукописей, книг, документов, монет. Типография, библиотека и книжная лавка погибли в войну 1812 года.

После изгнания французов из Москвы П.П. Бекетов продолжал заниматься издательской деятельностью, в частности издал продолжение «Пантеона» — «Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям...» (1821-1824;). Он стал одним из издателей журнала «Друг просвещения» (1804-1806), сотрудничал в журналах «Русский вестник» (1810) и «Московский вестник» (1829).

Значение Платона Петровича Бекетова в истории российской книжной культуре трудно переоценить. Крупнейшие исследователи отечественной книги и гравюры дали ему самую высокую характеристику.

Но больше всего интересовался Бекетов иконографией. Задумав издать собрание "портретов знаменитых Россиян", Бекетов не жалел никаких издержек на приобретение подлинных портретов, живописных и гравированных, и составил огромную коллекцию - много сотен экземпляров. Для гравирования их он создал целую школу пунктирных граверов, состоявшую из Алексея Осипова и гравировавших под наблюдением его: Милова, Федора Алексеева, Шишкина, Н. Иванова, Маслова, Храмцова и др. Они награвировали пунктирной манерой более 300 досок, правда, очень посредственных в художественном отношении, но чрезвычайно замечательных в отношении иконографическом, благодаря тому, что сам Бекетов выбирал оригиналы для воспроизведения вполне достоверные. Издать в свете, однако, немного пришлось Бекетову. В 1801 г. он выпустил "Пантеон Российских авторов" (4 тетради в лист по 5 портретов, с текстом Карамзина, М., 1801) и только через 20 лет собрался издать "Собрание портретов россиян, знаменитых по своим деяниям, воинским и гражданским, по учености, сочинениям, дарованиям или коих имена почему другому сделались известными свету, с приложением их кратких жизнеописаний" (М., 1821 - 24, в большую четверку). Это издание было рассчитано на 4 части, по 50 портретов в каждой.
.