Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора
Механические и свободные искусства 
Пролегомены 
Конкуренты Вазари 
Поворотный пункт в археологии 
Соблазны детерминизма  
Под знаком чистой визуальности  
Сила изображения: иконология  
Дискуссионные вопросы  
Психология и психоанализ искусства  
Возвращение к шедеврам  
Новое и не совсем забытое старое  
Италия 
Франция 
Англия
В беге времени
Приложение 


От автора

В этой книге рассматривается только западное искусство, в том виде, в каком оно развивалось в Европе, а затем было перенесено на Американский континент; вне поля нашего зрения остаются античность и Византия.

Вместе с тем в первой части данного исследования представлялось необходимым уделить значительное внимание археологии* античности, поскольку именно античность составила подлинный фундамент гуманистической мысли и именно археолог — Винкельман — стал истинным создателем истории искусства современной эпохи. Точно так же влияние Византии на культуру Запада слишком основательно, чтобы можно было коснуться этого вопроса лишь вскользь.

Данное исследование посвящено собственно истории искусства, а не эстетики; вопросы, связанные с эстетикой, затрагиваются здесь лишь постольку, поскольку она оказывала воздействие на историю искусства, определяя пути развития искусства или, напротив, двигаясь в противоположном направлении.

За исключением античного периода, в отношении которого собственно исторические сведения весьма скудны, не принята во внимание также и художественная критика, то есть теоретическое осмысление живого, уже существующего или становящегося искусства. В то же время выделен вклад в науку об искусстве освятившего этот литературно-критический жанр Дидро. Изложение материала завершается возникновением искусства XX века.

Поскольку автору этой книги довелось лично знать многих историков искусства XX века, не следует удивляться, что данный труд зачастую приобретает вид документального свидетельства, а образ той или иной знаменитой личности наделяется подчас какой-нибудь живой чертой.

Термин «археология» здесь и далее автор применяет в его первоначальном, широком смысле, как «исследование древностей» любого вида: памятников архитектуры, скульптуры, живописи, ремесел, утвари, а также письменных источников, материалов раскопок и др. Соответственно употребляется и слово археолог в качестве исследователя древностей в этом широком плане. — Прим. ред.

.