Бакеева Н. Орган

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление
Устройство органа
Трубы и регистры
Тембры органных регистров
Механизмы управления
Орган древнего мира
Орган средних веков
Орган эпохи Возрождения
Золотой век органной музыки
«Симфонический» орган романтиков и ренессанс баховского органа
Орган в России
Орган в Прибалтийских республиках
Советская органная культура
Краткий словарь специальных терминов

ВСТУПЛЕНИЕ

«Пусть читатель, органист, музыковед, историк или любитель музыки помнит, что грандиозный и магический инструмент, вдохновивший на создание стольких шедевров и явившийся источником стольких радостей, имеет своим предком удивительную машину, придуманную задолго до пашей эры, греческим механиком с творческим умом».

Жан Перро

Органные концерты... Обычно они проходят в переполненном слушателями зале, и если, допустим, в 1930-х годах подавляющее большинство публики состояло из старшего поколения, то сейчас зал переполнен молодежью - студентами различных вузов и училищ, рабочей молодежью, школьниками. Интерес к органу растет, появляется все большее количество исполнителей на нем. В целом ряде городов нашей страны - в филармониях, консерваториях - устанавливаются новые инструменты. Композиторы пишут произведения для органа, а также вводят орган в симфонические оркестры.
Орган привлекает внимание своими огромными выразительными возможностями, богатством тембров, масштабами звучаний, широтой звукового диапазона. Звучность полного органа поражает своей грандиозностью: всепоглощающее фортиссимо заставляет содрогаться, трепетное пианиссимо едва ощутимо.
В статье «Два слова об органе» В. Стасов дал исчерпывающую характеристику органу: «Этот инструмент есть по преимуществу выразитель глубочайших и могущественнейших стремлений человеческого духа; ему в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный, говорящий как будто из вечности голос, которого выражение невозможно никакому другому инструменту, никакому оркестру...» И дальше: «Невозможно ожидать где бы то ни было проявления и полного развития высших и глубочайших сторон музыки без того, чтобы в этом развитии орган не играл самую первую роль» (Статьи о музыке, вып. 1. М., 1974, с. 88, 89).
Орган является как бы своеобразным оркестром в руках одного исполнителя. Наличие многочисленных «голосов», разных по тембру и высоте, возможность использования их в различных сочетаниях позволяет проводить эту аналогию. От мастерства органиста зависит логичность появления новых тембров в музыкальном произведении, использование динамических контрастов. «Играть на органе, - пишет Б. Асафьев в книге «Полифония и орган в современности» (Л., 1926, с. 7),- значит организовать звучащую ткань и мыслить о том, как из множества данных голосов и тембров выбрать наиболее характерные для проведения в сознание слушателя гераклитовскиобразно постигаемого становления музыкальных идей...»
Органное искусство тесно связано с развитием одной из важнейших сторон музыкальной культуры человечества - полифоническим мышлением.

© М., «Музыка», 1977