Поликарпов В. Лекции по культурологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Лекция 1. ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Концепция культуры в обществознании.
Типология культур.
Культура и природа.
Структура и функции культуры.
Мировая культура как целое.
Единство и многообразие социокультурного процесса.
Ступени эволюции мировой культуры

Лекция 2. ШКОЛЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕОРИИ В КУЛЬТУРОЛОГИИ

Методологические основы культурологии.
Многообразие подходов и направлений в культурологии.
Культурологические теории Н. Данилевского и К. Леонтьева.
Концепции локальных культур О. Шпенглера и А. Тойнби.
Историософская теория К. Ясперса.
Концепции культуры как игры И. Хейзинги и С. Лема.
Теория суперсистем П. Сорокина.
Культурно-исторические концепиии евразийцев.
Этногенетическая теория Л. Гумилева

Лекция 3. ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

Генезис культуры.
Особенности первобытной культуры.
Ритуал и его функции в первобытном обществе.
Мифология, магия и религия.
Шаманизм и шаманы, их роль в первобытном обшестве.
Происхождение искусства и его функции.

Лекция 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия и мифология.
Теократический характер власти фараона в Древнем Египте.
Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.
Научная мысль: величина, математика, астрономия и зачатки научного мировоззрения.
Писцы и центры духовной жизни.
Эстетические представления древних египтян.
Гуманизм древнеегипетской культуры.
Наследие Древнего Египта.

Лекция 5. КУЛЬТУРА МЕСОПОТАМИИ

Своеобразие месопотамской культуры: космос как государство.
Добронравная жизнь в Шумере и Вавилоне.
Поэма о Гильгамеше.
«Ме» — божественные законы и начала научной классификации явлений мира.
Боги как люди.
Жрецы, жрицы, обряды.
Первые в мире правовые кодексы.
Повседневная жизнь жителей Месопотамии.
Искусство Двуречья.
У истоков библейских сказаний.

Лекция 6. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ИРАНА

Культура древнего Ирана в свете археологических исследований.
Гигантская имперская машина.
Сфера права.
Ахеменидское искусство.
Религия древних иранцев.
Нравы, обычаи и повседневная жизнь древних персов.
От суеверий к зачаткам науки.
Культурные контакты древних персов с окружающими древневосточными цивилизациями.
Значение культуры древнего Ирана.

Лекция 7. КУЛЬТУРА ИНДИИ

Предыстория: культура Хараппы и культура «Ригведы».
Государство: теория и практика политической жизни.
Повседневная жизнь: касты, семья и нравы.
Религия: индуизм, джайнизм, буддизм и ислам.
Философские концепции индийской культуры и научные знания.
Искусство Индии, его истоки и специфика.
Вклад Индии в мировую культуру.

Лекция 8. КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Уникальность китайской культуры: ритуал и этика в традиционном Китае.
Религиозно-философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм.
Место буддизма в китайской культуре.
Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.
Китайская социальная утопия.
Своеобразие искусства: триединство каллиграфии, поэзии и живописи.
Китайская семья: традиции и тенденции.
Научный гений древнего Китая.
Иглоукалывание и прижигание в китайской медицине.
Великий шелковый путь, китайская культура и Запад.

Лекция 9. ЯПОНСКАЯ КУЛЬТУРА

Культура Японии в кругу азиатских культур.
Синтоизм, буддизм и конфуцианство.
Эпоха законов.
Сословие самураев и политика сёгунов. возникновение современного государства.
Специфика японского искусства.
Поэзия, каллиграфия, живопись.
Сценические искусства: драма Но, театр Кабуки.
Архитектура и японские сады.
Бытовая культура: искусство лака, керамика, икебана, чайная церемония.
Капитализм по Конфуцию.
Культура Японии и XXI век.

Лекция 10. КУЛЬТУРА КЛАССИЧЕСКОГО АРАБСКОГО ВОСТОКА

Ислам как культурный феномен, его рождение и эволюция.
Направления в исламе: суннизм и шиизм.
Суфизм — мусульманский мистицизм.
Ислам и арабо-мусульманская культура.
Арабский язык.
Расцвет арабо-мусульманской культуры в IX—XII вв.
Достижения арабской науки.
Философия.
Арабо-мусульманское искусство, архитектура.
Особенности мусульманского права и морали.
Культура арабского Востока и ее влияние на мировую культуру.

Лекция 11. КУЛЬТУРА АВСТРАЛИИ

Социальная организация австралийцев.
Жизненный цикл — детство, юность, вступление в брак, старость.
Австралийская «страна сновидений».
Представление австралийских аборигенов о человеке.
Магия и колдовство.
Закон и порядок.
Искусство.
Смерть и представления о загробной жизни.
Аборигены сегодня

Лекция 12. КУЛЬТУРА ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ

Города-государства майя.
Религиозные представления.
Научные знания.
Архитектура и изобразительное искусство.
Литература, танцы и музыка майя.
Человек в Мексике — начала оседлости и культуры.
Тольтекский мифологический цикл.
Прибытие ацтеков.
Религия и мифология ацтеков.
Политическое устройство империи ацтеков.
Сакральное искусство.
Календарь ацтеков.
Государство инков.
Тупак Юпаки, или Александр Македонский Нового Света.
Десять классов и два уровня жизни.
«Индейский социализм».
Глас закона.
Встреча с богами.
Искусство инков — золотое и из золота.
Смерть «золотой империи».
Элементы культуры доколумбовой Америки в культуре латиноамериканских стран

Лекция 13. КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЧЕРНОЙ АФРИКИ

Специфика традиционных африканских культур.
Традиционные религии Африки: фетишизм, тотемизм, анимизм, культ предков.
Ведовство и чародейство.
Полидемонические религии.
Политеистические религии.
Синкретические религии: афрохристианство и черный ислам.
Своеобразие африканского искусства: маски, скульптура, племенная архитектура.
Перед потопом — культура Нок.
Ифе — Черные Афины.
Бенинские хроники.
В стране черных амазонок.
Вклад африканских культур в сокровищницу мировой культуры

Лекция 14. КУЛЬТУРА КОЧЕВНИКОВ ЕВРАЗИИ

Цивилизации земледельцев и кочевников.
Общие черты евразийских кочевников.
Первая стадия кочевания.
Вторая стадия кочевания.
Третья стадия кочевания.
Оседлость.
Быт хунну.
Поверья и магические обряды монголов.
«Звериный стиль». Орнаментализм и изобразительность в искусстве раннесредневековых кочевников.
Скифская цивилизация. Скифская модель мира. Великая Скифия. Судьба степных государств и объединений.
Империя хунну и Китай.
Чингисхан и его империя.
Миф о варварах

Лекция 15. КЛАССИЧЕСКАЯ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Характерные черты культуры Древней Греции.
Древнегреческий полис: политика, правопорядок и законы.
Боги греческого Олимпа.
От религии к философии — Пифагор, Гераклит, Демокрит, софисты, Сократ.
Феномен греческого чуда: рождение научного знания и расцвет искусства.
Повседневная жизнь в Афинах.
Эллинизм. Великое наследие античной Эллады

Лекция 16. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА

Самобытность древнеримской культуры.
От гражданина к подданному.
От религии общения к мировой религии.
Римское право.
Место науки в системе мировоззрения.
Римское искусство.
Художественное конструирование и внутренняя форма римской культуры.
Характер культуры и консервативная мораль.
Наследие древнеримской культуры

Лекция 17. ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Образование великой империи.
Особенности византийской культуры.
Рождение новой идеологии: от язычества к христианству.
Реформы Исавров.
Иконоборчество.
Феодальная знать у власти.
Комнины.
Между Западом и Востоком.
Расцвет культуры в XI—XII вв.
Зарождение рационализма.
Латинское завоевание.
Последний взлет византийской культуры: гуманизм против исихазма.
Быт и нравы Византии.
Наследие византийской культуры

Лекция 18. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ

Социальный и политический строй древнерусского государства.
Русская Правда.
Крещение Руси.
Самобытность культуры Средневековой Руси.
Культурные связи Киевской Руси.
Древнерусская литература.
«Слово о законе и благодати» Иллариона.
«Слово о полку Игореве».
Летописание и древнерусская обшественно-политическая мысль. Развитие знаний о природе и зачатки рационалистического мировоззрения.
Ереси.
Развитие и расцвет древнерусского искусства (Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий).
Бытовая культура Древней Руси

Лекция 19. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Социокультурная ситуация в средневековой Западной Европе.
Христианская теология и церковь, их роль в феодальном обществе.
Священная инквизиция.
Орден иезуитов.
Средневековые школы и университеты.
Схоластика.
Греко-арабское наследие.
Фома Аквинский и его «Сумма теологии».
Западноевропейская наука в средние века.
Алхимия как феномен средневековой культуры.
Роджер Бэкон и опытное знание.
Мистика.
Латинская литература XII—XIII вв.
Героический эпос.
«Песнь о Роланде».
«Песнь о Нибелунгах».
Поэзия трубадуров.
Рыцарский роман.
Изобразительное искусство в средние века

Лекция 20. КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО

Социально-экономические предпосылки культуры Возрождения.
Характер культуры Ренессанса.
Возрождение античности.
Открытие мира и человека.
Бытовые типы Возрождения.
Обратная сторона титанизма.
Искусство и литература.
Философия, наука и религия.
Никколо Макиавелли и его «Государь».
Культура барокко — эпоха роскоши и смятения.
Барокко в России и на Украине

Лекция 21. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

Предпосылки и истоки европейского Просвещения.
Основные черты культуры эпохи Просвещения.
Католическое Просвещение.
Наука и ее «идеалы и нормы».
Политические и философские течения: стиль рококо, сентиментализм, классицизм.
Культура эпохи Просвещения и Восток.
«Век разума» и современность

Лекция 22. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIX И НАЧАЛА XX в.

Консервативный характер политической культуры царской России, экономические противоречия и взлет культуры.
Особенности русской культуры.
Золотой век русской культуры. Пушкин, Лермонтов и Гоголь.
Нравственные искания Толстого и Достоевского.
Расцвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и др.
Достижения русской науки.
«Серебряный век» русской культуры.
«Мир искусства», русский символизм.
«Золотой век» русской философии

Лекция 23. КУЛЬТУРА XX в.

Характер современной культуры.
Масскульт и высокая культура Запада.
Массовая культура как средство культурной войны.
Социалистическая культура и ее особенности.
Культурная самобытность народов мира.
Многообразие культур и средства массовой информации.
Космизация и экологизация культуры.
Аналог культур Востока и Запада

Лекция 24. КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ XXI в.

Глобальный кризис культуры XX в. — смена типов культуры. Кризис искусства.
Кризис в системах истины: наука, философия, религия.
Кризис этики и права.
Кризис общества: «Восстание масс».
Космический коррелят смены типов культуры.
Контуры планетарной цивилизации.
Кому принадлежит будущее? Альтернативные пути развития мировой цивилизации

 

Курс лекций знакомит читателя с фундаментальными достижениями мировой культуры, демонстрирует различия и единство всемирного культурного наследия, показывает роль и значение культуры в жизни. Представлена история мировой культуры, начиная с первобытных обществ и заканчивая XX столетием, что позволяет выяснить сущность, структуру и функции культуры как общественного феномена, а также ее роль в деятельности людей.
Предназначается для студентов высших учебных заведений и всех тех, кто интересуется вопросами мировой культуры.

©«Экспертное бюро», 1997 © «Гардарика». Оформление, 1997

ВВЕДЕНИЕ

В учебном пособии излагается курс истории мировой культуры, что позволяет понять культуру как сложный общественный феномен, а также ее роль в жизнедеятельности человека. В курсе лекций рассматривается история культуры народов мира, начиная с первобытного общества и кончая XX веком. Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности — от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности — труд, быт, досуг, область мышления и т.д., на образ жизни общества и личности. Значение ее в формировании и развитии образа жизни человека проявляется через действие личностно-субъективных факторов (установки сознания, духовные потребности, ценности и пр.), влияющих на характер поведения, формы и стиль общения людей, ценности, образцы, нормы поведения. Возникая в результате деятельности 110 освоению, выступают одновременно и в качестве элементов сложного механизма регуляции социальной жизни, всех форм жизнедеятельности общества. Гуманистический образ жизни, ориентированный не на приспособление к имеющимся условиям, а на их преобразование, предполагает высокий уровень сознания и культуры, повышает их роль как регуляторов поведения людей и образа их мышления.
Социальное влияние культура приобретает прежде всего в качестве необходимого аспекта деятельности общественного человека, которая в силу своего характера предполагает организацию совместной деятельности людей, а следовательно, ее регулирование определенными правилами, аккумулированными в знаковых и символических системах, традициях и т.д. Сам ход реформ, целью которой является достижение качественно обновленного общества, требует обращения к колоссальному культурному потенциалу, накопленному человечеством за время его существования. Освоение духовных сокровищ народов мира, бережное и, вместе с тем, соответствующее современным задачам обращение с культурным богатством предшествующих поколений позволяет постичь смысл забытых уроков истории, дает возможность выявить живые, развивающиеся культурные ценности, без которых невозможен ни социальный прогресс, ни само совершенствование личности.
Так как центром культуры является человек со всеми его потребностями и заботами, то особое место в социальной жизни занимают и вопросы освоения им культурной среды, и проблемы, связанные с достижением им высокого качества в процессе создания и восприятия культурных ценностей. Освоение культурных богатств прошлого выполняет интегрирующую функцию в жизнедеятельности каждого общества, гармонизирует бытие людей, пробуждает в них потребность в постижении мира как целого. А это имеет огромное значение для поиска общих критериев прогресса в условиях неудержимой научно-технической революции, в ядерный, а затем и постъядерный век.
С предельной остротой эти вопросы поставлены самой жизнью нашего общества, ориентиры на качественно новое его состояние ведут к крутому перелому в осмыслении традиционалистских и инновационных тенденций социального развития. Они требуют, с одной стороны, глубокого освоения культурного наследия, расширения обмена подлинными культурными ценностями между народами, а с другой — умения выйти за рамки привычных, но уже отживших представлений, преодолеть ряд реакционных традиций, которые складывались и насаждались веками, постоянно проявляясь в сознании, деятельности и поведении людей. В решении этих вопросов значительную роль играет знание и адекватное современности понимание истории мировой культуры.
Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое — настоящему» легко трансформируется сегодня в иную — «настоящее — прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть. Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире. Он свершается в тот критический момент историко-культурного развития, когда не отдельные страны, а человечество в целом уже ощущает себя на краю атомной бездны и экологической катастрофы. В этих условиях происходит рост общесоциальной потребности пристально вглядеться в прошлое, чтобы обратить его ценный опыт в настоящее и будущее.
Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании человека — его взгляд устремлен ко все более глубокому выходу за пределы своей жизни, не ограничивающейся в сознании индивида датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные социокультур-ные изменения, затрагивающие практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.
В основе учебного пособия по курсу истории мировой культуры лежит концепция взаимосвязи культур мира, их взаимодействие. С этой концепцией связана модель культурной диффузии, т.е. межкультурные заимствования осуществляются при помощи следующих механизмов: завоевания, когда в менее развитую культуру вносятся существенные элементы более развитой (технология вооружения, элементы стратегии, элементы структуры власти, определенные способы политической интеграции), мирное заимствование и добровольное подражание образцам иной культуры (искусство, урбанизация, профессиональная специализация, организационная дифференциация). Сам же материал курса организован при помощи выработанной в отечественной культурной антропологии модели структуры культуры в ее развитом виде. Согласно этой модели, предложенной З.А. Орловой, в культуре различается обыденный слой и ее специализированные сферы — искусство, религия, философия, наука, а также политическая, экономическая и правовая области, которые ориентированы как на поддержание социального порядка, так и обеспечение социальной значимости знания и поведения людей.
Цель учебного пособия — познакомить студентов с фундаментальными достижениями мировой культуры, неотъемлемой частью которой является отечественная культура, раскрыть единство и многообра-
зие культур мира, показать значимость культуры в жизнедеятельности человека и социальных групп, ее роль в творчестве и совершенствовании личности, в гуманизации общественных отношений. Курс лекций по истории мировой культуры дает возможность приобщиться к сокровищнице мудрости и опыта, созданной человечеством на протяжении тысячелетий. Это имеет немаловажное значение в идеологическом и нравственном, эстетическом воспитании личности, в формировании ее мировоззрения в целом, в выработке установок деятельности, столь необходимой для обновления нашего общества. Учебное пособие построено на альтернативной основе, рассчитано прежде всего на студентов высших учебных заведений, но может быть использовано всеми, кто интересуется проблемами истории мировой культуры: учащимися школ, лицеев, гимназий, профессионально-технических училищ, любителей старины.
Своеобразие данного учебного пособия заключается в том, что автор наполнил структурную модель культуры З.А. Орловой материалом, взятым из указанных в тексте источников.