170 :: 171 :: 172 :: Содержание

Глава 7
Психолого-акмеологические
характеристики профессионализма
PR-специалистов

7.1.О профессиональной подготовке
PR-специалистов

"Паблик рилейшнз", как уже отмечалось, связана с выполнением самых разных функций, поэтому имеет различные направления, в известной мере самостоятельные, хотя и связанные между собой стратегическими целями. Поэтому деятельность PR-специалистов является не только важной и ответственной, но и очень сложной с точки зрения своего содержания. Отсюда особые требования к субъектам деятельности - PR-специалистам, их профессиональной подготовке и профессионализму. Обзор научных исследований и публикаций по данной проблеме показал, что этому вопросу уделяется недостаточное внимание, а о профессионализме личности или деятельности PR-специалистов речь не идет вообще, в лучшем случае говорят об "эффективном PR-специалисте". В то же время интерес к этому виду профессиональной деятельности огромный, к тому же он постоянно растет. Общее число желающих изучать "паблик рилейшнз" ежегодно возрастает примерно на 25 %, причем постоянно растущую долю составляют женщины. По мнению специалистов, это связано с рядом причин.

Во-первых, такая работа является высокооплачиваемой и престижной.

Во-вторых, она предоставляет практически неограниченные возможности для личностно-профессионального развития.

В-третьих, в ней много элементов творчества.

Наконец, там невозможно вытеснить человека, автоматизировав его функции, это профессия вечная. Такая высокая значимость и привлекательность обусловили особое внимание к профессиональной подготовке PR-специалистов.

170

По данным одного из ведущих специалистов в этой области С. Блэка, Международная ассоциация "паблик рилейшнз" впервые предложила программу обучения PR-специалистов еще в 1982 году, но только в 1990 году завершила ее окончательную разработку. С тех пор она принята за основу и широко используется во многих промышленно развитых странах. Достоинством программы является гибкость, позволяющая адаптировать ее к специфике учебного заведения и направленности будущей деятельности практически на всех этапах.

Специализация в области "паблик рилейшнз", по мнению С. Блэка, может начинаться с разных уровней образования. Для каждого уровня необходима специальная программа обучения или переподготовки, но концепция преподавания и образования "паблик рилейшнз" в целом напоминает обучение врачей: вначале претенденты получают образование широкого профиля, лишь после этого идет конкретная специализация. Международная ассоциация "паблик рилейшнз" предлагает концепцию образования по трем базовым уровням.

Первый уровень включает предметы, непосредственно касающиеся избранной специальности, в частности, - "Теорию и практику "паблик рилейшнз"".

На втором уровне к ним добавляются общие предметы из области теории информации и коммуникации - "Информационная теория и практика", "Реклама", "Закон о средствах массовой информации", "Этика", "Методы научных исследований", "Анализ материалов СМИ", "Графическая информация", "Редактирование", "Подготовка материалов для СМИ".

На третьем уровне к ним присоединяются общегуманитарные предметы - "Организационная культура и поведение людей в организациях", "Статистика", "Родной и иностранные языки", "Естественные науки", "Социальное обслуживание населения", "Гуманитарные науки", "Работа с кадрами", "Научные методы управления", "Государственное и местное управление", "Политология", "Экономика", "Управление торгово-промышленной деятельностью" [5].

Сразу обращает на себя внимание отсутствие предметов "Социология" и "Психология". Поэтому непонятно, как такие специалисты собираются формировать общественное мнение, осуществлять мониторинг, добиваться доверительных отношений и прочего без специального обучения по этим ключевым дисциплинам. Впрочем, возможно, они входили в циклы естественных и гуманитарных наук, но об этом специально не сказано. В зависимости от уровня подготовки очевидным является и профиль специализации, в частности, PR-управленцев готовят на самом высоком уровне.

171

У нас в стране созданы оригинальные программы подготовки PR-специалистов. К примеру, одна из них, используемая в Университете культуры (авторы Ханов Г. Г. и др.), включает общеобразовательные предметы ("Психологию", "Социологию", "Имиджелогию", "Основы социальной коммуникации") и специальные дисциплины. Специальными дисциплинами являются "Введение в PR", "Менеджмент", "Маркетинг", "Основы журналистики", "Креативные технологии", "Избирательные технологии", "Медиапланирование", "Технологии взаимодействия со СМИ", "Устные коммуникации", "Кризисный PR", "Драматургия PR-мероприятий", "PR-дизайн", "PR в государственном управлении", "Планирование PR", "PR в некоммерческих организациях", "Реклама и выставочное дело", "Технологии спонсорства и фандрайзинга", "Внутриорганизационный PR", "Лоббирование", "Бизнес", "Этикет". Курс рассчитан на 624 академических часа.

Как видно из сравнения с тем, что предлагает Международная ассоциация "паблик рилейшнз", разница весьма существенная. Из этого следует, что проблема унификации подготовки PR-специалистов далека от своего окончательного решения, поэтому возможна разработка новых учебных программ и курсов. Думается, что, какими бы ни были такие учебные программы, они обязательно должны базироваться на профессиографических исследованиях или разработанных моделях эффективного PR-специалиста. То есть сначала надо четко представить, каким же должен быть PR-специалист, какие у него должны быть знания, умения, качества, профессиональные отношения, нормы поведения, а потом уже составлять соответствующие учебные программы подготовки. Потому что именно модели профессионала должны стать ориентирами в освоении профессии и профессионального мастерства.

172

170 :: 171 :: 172 :: Содержание