185 :: 186 :: 187 :: 188 :: Содержание

Заключение

В своей работе мы пытались показать, что именно психологическое знание является базисным для деятельности "паблик рилейшнз", а конкретные виды работы по связям с общественностью имеют достаточно весомое психологическое содержание.

В то же время было бы неверным утверждать, что "паблик рилейшнз" - это "сплошная психология". Данный сложный вид практической деятельности требует привлечения знаний из различных научных областей - теории управления, социологии, философии, этики, акмеологии, экономики, теории массовых коммуникаций, журналистики.

Базисный статус психологического знания определяется тем, что именно оно дает ответы на существенные вопросы, возникающие в практической деятельности PR-специалистов, а характер воздействий, осуществляемый PR-структурами, имеет психологическое содержание.

Важно отметить, что все вышеизложенное порождает немало вопросов, имеющих как психологическое, так и этическое содержание. Ведь психологические технологии, применяемые в PR-деятельности, оказывают существенное влияние на "общественность", ее ценности, отношения и поведение.

А каково мнение "общественности" на этот счет?

Согласна ли она с тем, что на нее оказывают влияние, причем в том числе с использованием скрытых суггестивных методов, находящихся вне сознательного контроля самой "общественности"?

Ответы на эти вопросы должны быть даны однозначные и определенные. Недаром мы особое внимание уделили вопросам нравственной регуляции деятельности и отношений PR-специалистов при обсуждении проблемы их профессионализма.

Представляется, что есть несколько путей решения таких проблем.

Во-первых - усиление научных исследований в области философии "паблик рилейшнз". И здесь мы должны получить четкие и ясные ответы на такие вопросы, как:

  • ♦ действительно ли принципиально возможны отношения, основанные на доверии и гармонии, если у субъектов взаимодействий

185

разные интересы, а общение между ними управляется преимущественно одной стороной, вернее, ей принадлежит психологическая инициатива в этом общении?

  • ♦ действительно ли возможен ценностный обмен между системами или субъектами с различными целями, или это позиция, работающая на привлекательный образ "паблик рилейшнз"?
  • ♦ каковы эти отношения содержательно?
  • ♦ как их формировать, делать устойчивыми?

Во-вторых - разработка корпоративного кодекса работников системы "паблик рилейшнз". Вспоминается научно-практический семинар, где одному из авторов этой книги довелось выступать с рассказом о психологических технологиях, применяемых в "паблик рилейшнз". Была упомянута работа, посвященная психологической защите личности от технологий тайного принуждения, при этом было рассказано о содержании и практике применения некоторых из них. Эти технологии тайного принуждения вызвали огромный интерес у аудитории, сразу посыпались вопросы и просьбы рассказать подробнее о них и других таких же. Контрвопрос: "А как же "равноправные партнерские отношения", "общность интересов", "гармония ценностей" и пр.?" дал ответы такого характера: "Да, конечно, все это правильно, но когда-нибудь потом... А сейчас нам надо срочно "продвинуть" на рынок одну фирму, "раскрутить" ее хозяина, а заодно и продукцию... Нужны хитрые и эффективные психологические технологии. За это нам сейчас платят, а за философию не платит никто, хотя все говорится правильно, мы с этим согласны..."

Прямо как во времена коллективизации: "...мы за колхоз, но пока не в нашей деревне..."

Данный пример реально отражает ситуацию, сложившуюся в системе "паблик рилейшнз". Сейчас, действительно, большинство PR-структур ориентированы на получение быстрой прибыли от этого вида деятельности, достижение сиюминутных, но ощутимых в финансовом отношении результатов. Отсюда и такая направленность активности. Вследствие этого уже просматривается тенденция восприятия самой деятельности и системы "паблик рилейшнз" как разновидности манипулятивной нечистоплотной рекламы. Это, конечно же, приведет к быстрой дискредитации данной профессиональной деятельности.

В связи с этим, возможно, необходимо создать профессиональную ассоциацию PR-специалистов со своим жестким "кодексом чести", хотя в условиях криминализованной рыночной экономики слово

186

"честь" не в почете. В этом профессиональном кодексе должны быть четко определены пределы допустимого и возможного. PR-специалисты, вступая в такую профессиональную среду, должны, подобно врачам, давать нечто вроде "клятвы Гиппократа", главной заповедью которой должен стать девиз "не навреди" (правда, сейчас многие из них все это делают формально). Нарушения должны строго наказываться исключением из профессиональной среды с лишением права заниматься данным видом деятельности. За рубежом существуют такие системы. Данный путь является перспективным, а может быть, единственно правильным и результативным, но его реализация требует глубокой проработки.

Третий путь состоит в обнародовании психологических методов и технологий, применяемых в "паблик рилейшнз". Чем больше людей будут знать о них и их содержании, тем меньше возможностей будет для тайного принуждения, скрытых манипуляций. Поэтому нужны содержательные публикации на эту тему, рассчитанные не только на узкий круг специалистов, но и на широкую аудиторию. Необходимо, чтобы технологическая сторона "паблик рилейшнз" освещалась в средствах массовой информации. Нужна полная гласность. При этом PR-специалисты без работы не останутся, ведь одно дело знания, а другое - умения, помноженные на творчество. Но психологические знания, став достоянием всех, станут своеобразным регулятором в применении манипулятивных психологических технологий. Собственно, настоящая книга и является конкретной реализацией данного подхода.

Теперь о перспективах. Они видятся, прежде всего, в создании "философии и идеологии" "паблик рилейшнз". Далее необходимо усилить исследования по созданию методического и технологического инструментария, его гуманизации, направленной на достижение симбиотических интересов. И наконец, проблема личностно-профессионального развития PR-специалистов. Здесь отчетливо просматривается направление, которое уже сейчас можно назвать "акмеологиеи "паблик рилейшнз". Проблематика "акмеологии PR" обширна. В нее могут входить:

  • 1) обоснование категории "АКМЕ" в "паблик рилейшнз";
  • 2) ее описание, принципы и пути достижения;
  • 3) модели профессионализма личности и деятельности PR-специалистов;
  • 4) технологии развития их личностно-профессиональных качеств;

187

  • 5) формирование продуктивной "Я"-концепции;
  • 6) определение условий и факторов, способствующих или препятствующих достижению высокой эффективности деятельности, и многое другое.

Думается, что если деятельность "паблик рилейшнз" будет осуществляться и развиваться в гармонии с провозглашаемыми ценностями и целями, она станет не только престижной, но и по-настоящему общественнозначимой.

188

185 :: 186 :: 187 :: 188 :: Содержание