спрос - это желание купить конкретный товар иди услугу по конкретной цене в определенный период времени, подкрепляемое способностью и готовностью оплатить покупку

спрос. Кривая спроса. Эффект дохода. Эффект замещения.

 

Многие люди хотели бы иметь автомобиль новейшей марки и носить самую модную одежду, изготовленную известными фирмами. Но до тех пор, пока они не могут себе этого позволить, т.е. не в состоянии за это заплатить, их желания остаются абстрактными мечтами.

Представим себе, что 200 студентов на факультете приобретают пирожные в университетском буфете. Если пирожное будет стоить 20 рублей, то будет куплено 20 штук, если цена составит 17 рублей, то будет куплено 40 пирожных, если цена будет 14 рублей, то купят 60 пирожных, итак далее, со снижением цены количество покупаемых пирожных будет увеличиваться, данные о количестве покупаемых пирожных в зависимости от изменения цены приведены в таблице.

Данные, приведенные в таблице можно проиллюстрировать в виде графика — кривой спроса. Эта кривая показывает, какое количество товаров и услуг может быть куплено по разным ценам. По оси ординат откладываем цену единицы товара (Р), по оси абсцисс — количество единиц товара (Q) в результате у нас получится кривая, которая отражает обратную зависимость количества от цены.

Цена пирожных (Р)


Количество(Q) Цена (Р)

 

Количество пирожных (Q)

 

График и таблица демонстрируют то, что в экономике называется законом спроса: по мере уменьшения цены единицы товара спрос на него растет. И, наоборот, по мере увеличения цены спрос падает. Объясняется это несколькими причинами:

1) больше людей купят товар по низкой цене, чем по высокой

2) по низкой цене люди обычно покупают большей товара, чем по высокой

3) если цена на данный товар падает, то люди будут приобретать этот относительно более дешевый товар вместо другого со сходными потребительскими качествами, но более дорогого (скажем, покупать относительно дешевое пирожное вместо дорогого шоколада).

Первые две причины можно назвать эффектом дохода, поскольку при снижении цен люди чувствуют себя богаче третью - эффектом замещения, так как при прочих равных условиях люди склонны покупать относительно более дешевые товары со сходными потребительскими качествами.

Такая линия называется кривой спроса и любая точка на ней показывает, какое  количество товара будет куплено в заданный промежуток времени при той или  иной цене. Движение вдоль кривой спроса означает изменение объема покупок потребителями под воздействием изменения цены. В результате происходит изменение величины спроса.