слабые стороны рыночной экономики.

На практике рыночная экономика работает не так гладко, как мы описали,

Не все решения, которые автоматически принимает рыночный механизм, оказываются вполне удовлетворительными. В таких случаях говорят о «несостоятельности» рынка.

1) Прежде всего, некоторые жизненно необходимые общие блага не могут быть куплены на свободном рынке. (Оборона, милиция, система правосудия, городские парки, телепрограммы издержки которых покрываются за счет налогоплательщиков). Эти блага характеризуются тем, что их использование одним человеком не уменьшает количества блага, которым могут свободно воспользоваться другие. Более того, государство обычно предоставляет содержание безработным, больным, старым и выделяет субсидии на так называемые приоритетные блага, которые не могут окупаться, если не продавать их на рынке.

2) Самые богатые потребители обладают самым большим влиянием, В результате ресурсы могут быть затрачены на производство предметов роскоши для богатых людей, в то время как их не будет хватать для выпуска необходимых благ для малоимущих слоев общества.

3) Эффективность рыночной экономики основана на действии механизма конкуренции, в котором может произойти сбой. В целой округе может оказаться только одно предприятие, которому требуются рабочие данной специальности. Это предприятие сможет диктовать условия работы и навязывать уровень ЗП рабочим которым все равно некуда уйти.

4) Сама конкуренции может приводить к неэффективному размещению ресурсов. Мелкие производители не в состоянии воспользоваться теми преимуществами в технологии и масштабах производства, которыми обладают крупные фирмы. дублирование исследовательских разработок и реклама кон курирующих товаров приводят к пустой трате ресурсов.

5) Возможны нарушения суверенитета потребителя те. право принять добровольное самостоятельное решение. Крупные фирмы, проводящие агрессивные рекламные кампании, подчас обманом навязывают товар потребителю, убедив его, что их продукт—это как раз то, что ему нужно.

6) Ценовой механизм может оказаться слишком неповоротливым на практике из-за несовершенной информации и/или недостаточной мобильности факторов производства. В результате предложение будет слишком медленно приспосабливаться к изменившимся условиям спроса.

7) Мотив частной прибыли не всегда гарантирует, что будет максимизировано общественное благосостояние. В ходе частнопредпринимательской деятельности могут возникать внешние, или экстернальные преимущества и издержки.

8) ресурсы могут остаться и недоиспользованными так как фирмы сами решают, что и в каком количестве производить. Если предприниматели посчитают, что перспективы получения прибыли плохи, они уменьшат закупку ресурсов.