Стратегический менеджмент.

 Под ред. Петрова А.Н.

 

 
В последнее время все более популярными становятся слова «стратегия», «стратегическое планирование», «стратегический менеджмент». Усиливается поток научной и учебно-методической литературы, исследующей вышеназванные понятия. Рассмотрение проблем социально экономического развития с позиций стратегического мышления стано-
вится объективной необходимостью. Стратегический менеджмент уже в течение двух десятков лет является одним из общепризнанных направлений экономической науки в промышленно развитых странах. Выпущен не один десяток фундаментальных монографий и учебников по данной проблеме, издаются специализированные журналы, проводятся конференции, сформировались научные школы. Вместе с тем в нашей стране стратегический менеджмент и как наука, и как инструмент управления предприятием 1 на практике еще находится в стадии становления. Поэтому для него характерны все признаки «болезни роста»: не устоявшаяся терминология, эклектичность теоретических построений, разобщенность ученых и практиков, работающих в данной области.
   

СПб.: Питер, 2005. — 496 с. 

 

В книге предложена авторская трактовка изложения теоретических вопросов и практических проблем стратегического управления предприятием. Дается анализ современных подходов к различным проблемам стратегического менеджмента, включая процессы стратегического планирования и реализации стратегии.

Учебник предназначен для студентов, обучающихся по специальностям направлений «Экономика» и «Менеджмент», а также практических работников, которые связаны с процессом разработки и реализации стратегии фирмы.

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности «Менеджмент организаций».

 

 

Формат: pdf / zip

Размер:  2,31 Мб

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ I. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Глава 1. Стратегическое планирование и управление: общие понятия ..10
1.1. История становления и развития стратегического планирования и управления как самостоятельного направления экономической науки 10
1.2. Понятие стратегии развития предприятия 13
1.3. Базовые модели стратегического планирования 18
1.4. Подходы к процессу разработки стратегии развития предприятия 28
1.5. Сущность стратегического планирования и управления 41
Глава 2. Методические вопросы проведения стратегического анализа предприятия в условиях рыночной экономики 49
2.1. Содержание и принципы проведения стратегического анализа 49
2.2. Анализ внешней деловой окружающей среды 51
2.3. Анализ ресурсного потенциала предприятия 70
2.4. Методические подходы к анализу ресурсного потенциала российских предприятий 76
2.5. Основные методы стратегического анализа 96
Глава 3. Процесс целеполагания как этап процедуры стратегического планирования 123
3.1. Определение миссии предприятия 124
3.2. Ценности высшего руководства 134
3.3. Процесс целеполагания и организационная культура предприятия 138
3.4. Определение целей развития предприятия 142
Глава 4. Модели стратегического выбора 156
4.1. Матрица возможностей И. Ансоффа (по товарам/рынкам) 156
4.2. Типовые конкурентные стратегии по М. Портеру. 160
4.3. Модели стратегического выбора в зависимости от жизненного цикла продукта 177
4.4. Модели стратегического выбора на основе цикла развития предприятия 180
Глава 5. Стратегическое планирование в условиях диверсификации производства 209
5.1. Основные элементы теории диверсификации 209
5.2. Сущность и типы корпоративных стратегий диверсификации 223
5.3. Особенности организации процесса стратегического планирования на диверсифицированных предприятиях 236
РАЗДЕЛ II. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ
Глава 6. Функциональные стратегии развития предприятия (организации) 252
6.1. Стратегия маркетинга 253
6.2. Финансовая стратегия 263
6.3. Инновационная стратегия 270
6.4. Стратегия производства 283
6.5. Социальная стратегия 290
6.6. Стратегия организационных изменений 297
6.7. Экологическая стратегия 306
Глава 7. Продуктовые стратегии 323
7.1. Инвестиционное проектирование как основа продуктовой стратегии 323
7.2. Бизнес-проект — организационное оформление продуктовой стратегии 335
Глава 8. Учет рисков в стратегическом управлении развитием предприятий 351
8.1. Понятие рисков в стратегическом планировании развития предприятий 351
8.2. Стратегический анализ рисков предприятия 361
8.3. Процесс измерения рисков предприятия 381
Глава 9. Методы стратегического управления 399
9.1. Управление посредством выбора стратегических позиций и ранжирования стратегических задач 399
9.2. Управление посильным и слабым сигналам . 404
9.3. Управление в условиях стратегических неожиданностей 410
9.4. Управление стратегическим набором 414
9.5. Управление стратегическими задачами 423
9.6. Управление в условиях спонтанных изменений 429
Глава 10. Контроллинг в системе стратегического планирования и управления на предприятии 439
10.1. Контроллинг на предприятии: содержание и функции 439
10.2. Стратегический и оперативный контроллинг на предприятии 452
Глава 11. Управление стратегическими альянсами: теория и практика реализации 462
11.1. Стратегические альянсы: теоретические и практические аспекты формирования и развития 462
11.2. Классификация стратегических альянсов 465
11.3. Жизненный цикл стратегического альянса 474
11.4. Содержание процесса управления функционированием стратегических альянсов 477