Посмотрите похожие работы
Посттравматические стрессовые расстройства. Методы саморегуляции психических состояний
Анализ использования НЛП в рекламе
Личностные особенности детей-инвалидов с нарушением зрения, подходящих социально-психологическую реабилитацию
Проблемы взаимодействия личности и социума в трудах Эриха Фромма
Половозрастные особенности представлений о смысле жизни. Проведение исследования

Информация о готовой работе

Тема Профилактика девиантного поведения подростков
Год защиты: Новосибирский Государственный Педагогический Университет 2001 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 75 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Профилактика девиантного поведения подростков

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы исследования профилактики
девиантного поведения 10
1.1. Сущность девиантного поведения подростков 10
1.2.Профилактика девиантного поведения - как теоретическая
проблема 19
1.3.Особенности профилактики девиантного поведения подростков 25
Глава 2. Социально - педагогические средства профилактики
девиантного поведения подростков 35
2.1. Характеристика девиантного поведения подростков
г.Новосибирска и Новосибирской области 35
2.2. Направления профилактики девиантного поведения 44
2.3. Роль диагностики в социально-педагогической профилактике 53
3аключение 61
Список использованных источников 68
Список использованных документов 72
Приложения 73
Приложение 1 73

Введение: Формирование новых экономических отношений в стране вызвало резкое изменение социальных ориентиров общества и в значительной мере усложнило процесс социализации молодежи. Существенная трудность социализации новых поколений - в неопределенности социокулътурных ситуаций, обусловленных изменением политических, экономических, социальных ориентиров государства состоит в том, что изменяется не только содержание ценностей, предлагаемых обществом молодежи, но и сам механизм их освоения.
Одновременное существование многих пластов ценностей, из которых ни один не представляет собой четко структурированной нормативной модели в переходные периоды государственных переустройств, затрудняет ситуацию социального выбора и принятия норм подрастающим поколением. Сложным является и решение другой важной возрастной задачи этого периода - задачи формирования жизненных планов, решение которой требует учета направлений и темпов изменения социальной реальности, а также высокой личной приспособляемости к ситуации неопределенности выбора.
Переход общества на иные социальные и ценностные ориентиры сопровождаются возникновением «социальных стрессоров», обусловленных ликвидацией определенных идеологических постулатов, политической и экономической нестабильностью, отсутствием ощущения защищенности личности в обществе, резким сужением границ планируемого будущего.
Действия социальных стрессоров наиболее активно проявляются в подростковой среде и, в конечном итоге, становятся одним из факторов формирования отклонении у подростка. Поэтому в настоящее время наблюдается ослабление у значительной части молодежи установки на образование, растет преступность несовершеннолетних, наркомания, алкоголизм, на фоне проявлений различных форм девиации усиливается кризис семейных отношений.
Выявление реальной картины подростковой девиации, определение тенденций и причин данного явления, обоснование и поиск путей предупреждения отклонений у детей и подростков является актуальной задачей психологии, социологии и в том числе социальной педагогики, хотя решить её можно только комплексно, с привлечением различных научных направлений.
Итак, девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, культуры, морали. Установлено, что общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность девиантного поведения. Огромное влияние на поступки человека оказывают его окружение - родители, семья, школа, группы сверстников как основные каналы социализации.
Так, например, по данным ГУВД Новосибирской области в последние два года уровень подростковой преступности в области несколько стабилизировался, однако в целом ситуация была и остается сложной и напряженной. Общий объем преступлений, совершенных несовершеннолетними, остается самым высоким в Сибирском регионе. По России Новосибирская область занимает 60 место из 89 регионов, рост преступности отмечается в каждом втором районе области. Следует отметить, что из всех доставленных в ОВД несовершеннолетних за совершение правонарушений девушки составляют более трети (38,4%). Подобная криминализация девочек-подростков достаточно существенно отличает ситуацию начала 2000 годов от периода 80-90-х.
Наркологическая ситуация среди детей и подростов стала более тяжелой, несмотря на снижение общего количества несовершеннолетних, состоящих на учете, происходящее за счет потребителей алкоголя и токсических веществ. Увеличилось общее число несовершеннолетних девочек, употребляющих наркотические вещества на 202% и составило 293 человека, что в дальнейшем отрицательным образом может отразиться на демографическом процессе в обществе.
Прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом, конкретной социальной службой, социальным педагогом поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на предупреждение отклонений, т.е. устранение условий, оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия подростков.
Именно поэтому на первый план выступает профилактика. Профилактика девиантного поведения подростков признается одной из основных проблем как на федеральном, так и региональном уровнях. Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности социальных служб. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении подростков, чем потом бороться с уже наступившими последствиями.
Проблема отклоняющегося поведения имеет длительную историю. Выделяются различные подходы к сущности девиации: теория связи физических черт с преступными наклонностями (Ч.Ломброзо), определенного строения тела, наиболее встречающегося среди девиантов (Х.Шелдон), концепция зависимости формирования девиации от аномалии половых хромосом (Прайс, Уит-кин) дают биологическое объяснение. Этой проблеме посвящены труды ряда отечественных исследователей: (З.Х. Абазов, М.М.Бабаев, А.А. Габиани, Р.М. Готлиб, М.Б. Левин и др.). Эффекты отклоняющейся социализации изучены А.И.Ковалевой. Различные виды девиации среди несовершеннолетних рассмотрены в работах Я.И. Гилинского, С.И. Плаксия.
Глава 2:
Сравнивая девочек и мальчиков, следует отметить, что девочки в большей степени ориентированы на консультации со специалистами, мальчики наоборот, хотели бы получать информацию через друзей и специализированную видеопродукцию. Это свидетельствует о том, что для девочек более приемлема индивидуальная форма работы, обеспечивающая более интимное взаимодействие, и девочек интересует действительно профессиональное и авторитетное мнение.
Для родителей источник информации, заслуживающий доверие - семья и специалисты-профессионалы.
Подростки, отвечая на вопрос, почему ровесники идут на нарушение закона, употребляют алкоголь и наркотики, ответили:
- 20% - из-за неприятностей дома;
- 26% - хотят показаться «крутыми»;
- 29,6% - указали на недостаток семейного воспитания;
- 30% - от скуки.
Видимо, отсутствие интереса заниматься в каких-то секциях (или малодоступность секций), как и недостаток воспитания в семье, наряду с неприятностями в семье, порождает, по мнению детей, различные отклонения.
Родители, сотрудники милиции, учителя и психологи считают, что на сегодняшний день профилактика девиантных отклонений малоэффективна. Почему, в чём причина малоэффективности, на этот вопрос они ответить затрудняются.
Для усиления эффективности профилактической работы они предлагают:
- объединение усилий ряда ведомств: Министерства общего и профессионального образования, Минздрава, МВД РФ и социальных служб. Это предполагает разработку действительно комплексной профилактической работы.
- изменение системы подготовки кадров, работающих с детьми, т.к. эти специалисты, как правило, работают уже по случившейся ситуации, а работа по диагностике, прогнозированию не ведется;
- побольше вести пропаганду здорового образа жизни через СМИ, волонтёрские движения, как наиболее актуальные формы взаимодействия и профилактики с подростками.
Подросткам на сегодняшний день наиболее интересны темы:
- любви и дружбы - 48 %
- зачем и для чего люди живут на земле - 18 %
- меры наказания за определённые преступления - 12 %
- наркомании, алкоголизма- 36,5 %
- методы физических, психических воздействий на людей, международный терроризм, как эффективно бросить курить и др.
Таким образом, подросткам (возраст 13-15 лет) наиболее актуальны темы, по которым они хотели говорить, это темы любви и дружбы, наркомании, алкоголизма, смысла жизни, ответственности за совершенные преступления.
Таким образом, проведенное исследование показывает:
1) имеется весьма существенное расхождение в оценке возможных и реальных контактов школьников со своими родителями по вопросам профилактики девиантного поведения;
2) по оценке специалистов (сотрудников милиции, учителей и социальных психологов) профилактическая работа нужна, и начинать её нужно как можно раньше. Существующая практика профилактики на сегодняшний день малоэффективна. Эффективность работы профилактики специалисты видят в объединении усилий ряда ведомств: Министерства общего и профессионального образования, Минздрава РФ, МВД РФ и социальных служб.
Это предполагает разработку действительно комплексной профилактической работы:
- изменения системы подготовки кадров, работающих с детьми, т.к. эти специалисты, как правило, работают уже по случившейся ситуации, а работа по диагностике, прогнозированию не ведется;
- побольше вести пропаганду здорового образа жизни через СМИ, волонтёрские движения, как наиболее актуальные формы взаимодействия и профилактики с подростками;
Заключение:
На сегодняшний день особое значение приобретает проблема профилактики девиантного поведения. Осуществление общественных реформ сопровождается падением уровнем жизни подавляющего большинства граждан, углублением социального расслоения, ростом преступности, наркомании и других проявлений отклоняющегося поведения, что в свою очередь ведёт к появлению всё новых социальных проблем, которые в первую очередь сказываются на развитии в социальном формировании подрастающего поколения.
В силу этого становится совершенно очевидным, что сегодня возникла острая необходимость объединить и систематизировать результаты разнообразных исследований по проблемам отклоняющегося поведения и его предупреждения в рамках единого прикладного педагого-психологического знания, оценить информацию, накопленную по этой проблеме в социальной, возрастной, педагогической психологии.
В ходе исследования по проблеме профилактики девиантного поведения, на основе анализа литературы, количественно-качественного анализа и общения, статистических данных, документальных источников, проведённого анкетирования и метода диагностики было определено следующее:
1. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии. Необходимость в регулировании поведения людей всегда будет оставаться актуальной, т.к. существует неразрешимое противоречие между потребностями человека и возможностями их удовлетворения.
2. Прогрессирующая тенденция роста различных проявлений девиантого поведения ставит перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом поиск форм, методов, технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных на предупреждение отклонений, т.е. устранение условий, оказывающих отрицательное воздействие. Поэтому возникла необходимость в широком распространении основной технологии работы с подростками девиантного поведения - профилактической.
Исследования показывают, что в современных условиях профилактика понимается как направление деятельности социальных служб; как самостоятельная технология; как отдельные мероприятия в содержании социальной сферы. Недостаточность теоретической разработанности данной проблемы влияет и на состояние практики социальной работы.
3. Особенностью профилактики девиантного поведения подростков выступает ориентация на социально-педагогические подходы, которые позволяют преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность.