Посмотрите похожие работы
Общественная благотворительность в России в конце XIX- начале XX вв. как культурно-историческая предпосылка социально-педагогической деятельности (из опыта Сибири)
Лингвострановедческий аспект УМК по немецкому языку для 11 класса средней школы и пути оптимизации обучения ему
Влияние специальной физической подготовки на игровые функции волейболистов среднего школьного возраста
Методы и средства тренировки на примере борьбы Самбо
Формирование первичных представлений о числе у детей дошкольного и младшего школьного возраста (вопрос преемственности)

Информация о готовой работе

Тема Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Год защиты: БашГУ 2006 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 60 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. История развития учения в отечественной литературе
1.2. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе
1.3. Характеристика речи детей с ОНР III уровня
1.4. Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня
Выводы по первой главе
ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
2.1. Задачи экспериментального исследования, характеристика детей экспериментальной группы
2.2. Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи
2.3. Анализ данных констатирующего эксперимента
Выводы по второй главе
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ
3.1. Методика формирования грамматических представлений
3.2. Анализ данных контрольного эксперимента
3.3. Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного эксперимента
Выводы по третье главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕЗАУРУС
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение: Актуальность исследования. Ребенок дошкольного возраста с ОНР III уровня в развитии речи отстает уже с первых месяцев жизни. В дальнейшем это отставание прогрессирует. В результате к началу дошкольного возраста у него оказываются несформированными такие предпосылки речевого разви-тия, как предметная деятельность, отсутствует интерес к окружающему, недос-таточно проявляются эмоции, не сфорирован фонематический слух, плохо раз-вит артикуляционный аппарат.
Недостатки грамматического строя речи препятствуют полноценному общению, вызывают трудности в овладении письмом. В связи с этим важное значение имеет длительная логопедическая работа, направленная на формиро-вание грамматически правильной фразы, умения изменять слова, различать слова по признакам категориальности.
Итак, диагностика и коррекция грамматического строя речи является ак-туальной проблемой и требует её изучения.
Особенности нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР представлены в работах Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной, С.Н. Шаховской, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова и других исследователей.
В.К. Орфинской разработаны принципы логопедической работы с детьми по формированию у них системы грамматического словообразования и слово-изменения. Воспитанию грамматического строя речи у детей посвящены рабо-ты Л.П. Голубевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Л.Ф. Спировой. Исследования С.Н. Шаховской, Л.В. Трофимовой направлены на формирование у детей морфологической системы словоизменения, поскольку упражнения в словоизменении и словообразовании являются, по мнению дан-ных авторов, основными в развитии грамматического строя речи.
Цель исследования - изучение особенностей формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.
Объект исследования - коррекционно-образовательный процесс по фор-мированию грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования - методы и приемы формирования грамматиче-ского строя речи у детей с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что успешное развитие грамматического строя речи детей с ОНР III уровня может происходить при условии комплексного воздействия, направленного на формирование навыка словоизменения, понимания и верного употребления предложно-падежных конструкций.
Глава 3:
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществлялось в более поздние сроки, когда дети в основном овладели систе-мой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи де-тей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляют-ся у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок стано-вится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потребность в обозначении словом выделенного свойства.
При формировании системы словоизменения прилагательных учитыва-лась последовательность появления в онтогенезе форм существительных и прилагательных, фонетические особенности формообразования прилагатель-ных.
Соблюдалась следующая последовательность в логопедической работе по формированию словоизменения прилагательных.
1. Согласование прилагательного с существительным в именительном па-деже единственного и множественного числа:
1) формы мужского рода:
с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховой);
с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.);
2) формы женского рода:
с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);
с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная);
3) формы среднего рода:
с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);
с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).
2. Согласование прилагательного с существительным в косвенных паде-жах единственного числа:
1) в беспредложных конструкциях;
2) в предложных конструкциях.
3. Согласование прилагательного с существительным в косвенных паде-жах множественного числа:
1) в беспредложных конструкциях;
2) в предложных конструкциях.
Закрепление согласования прилагательного с существительным проводи-лось сначала в словосочетаниях, далее — в предложениях различной структуры, позднее - в связной речи.
Вышеописанные особенности работы нашли свое отражение в речевых игра и логопедических занятиях, конспекты которых представлены в приложе-нии 3.
Заключение:
Актуальность нашего исследования обосновывалась распространенно-стью нарушений грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня и необ-ходимостью его коррекции для успешного перехода к младшему школьному возрасту и обучения в школе.
В рамках нашего исследования были рассмотрены ведущие идеи и труды об особенностях формирования грамматического строя речи в онтогенез и у де-тей с ОНР III уровня таких исследователей как А.Н. Гвоздев, А.М. Шахнаро-вич, М.И. Поповой, А.Г. Арушановой и др.
У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень позна-вательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудно-сти установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенци-альные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.
В научно-исследовательской литературе выделены следующие наруше-ния морфологической системы языка у детей с ОНР: неправильное употребле-ние окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных; падеж-ных и родовых окончаний количественных числительных; личных окончаний глаголов; окончаний глаголов в прошедшем времени; предложно-падежных конструкций.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что наиболь-шие трудности у всех учащихся с тяжёлыми нарушениями речи наблюдаются при образовании прилагательных. На втором месте по количеству ошибок - об-разование существительных, на третьем - образований предложных окончаний. Иерархия остальных ошибок в контрольной и экспериментальной группе раз-лична.
Так как основную массу ошибок дети с ОНР III уровня допускают при словообразовании и употреблении предлогов, коррекционно-развивающая ра-бота была проведена в данном направлении.
В процессе формирующего эксперимента была подобрана система рече-вых игр, направленных на формирование навыков самообразования и употреб-ления предложно-падежных конструкций и логопедические занятия.
Сравнительный анализ результатов исследования показал, динамика раз-вития в экспериментальной группе стала выше, чем в контрольной и различия между двумя выборками в уровне развития грамматического строя речи сокра-тились. Это указывает на эффективность выбранной нами методики на этапе формирующего эксперимента и является доказательством гипотезы о том, что успешное развитие грамматического строя речи детей с ОНР III уровня может происходить при условии комплексного воздействия, направленного на слово-изменения, понимания и верного употребления предложнопадежных конструкций.