Посмотрите похожие работы
Судебное доказывание (понятие, правила, процесс)
Иск в арбитражном процессе
Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции РФ
Правовое регулирование банкротства, процедура банкротства.

Информация о готовой работе

Тема Делегированное законотворчество в РФ
Год защиты: - 2001 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 60 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Делегированное законотворчество в РФ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА, ЕГО ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ
11
1.1. Понятие правотворчества, законодательная
процедура и ее основные стадии 11
1.2. Принципы и виды правотворчества 17
1.3. Закон и подзаконный акт 21
ГЛАВА 2. ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО В ЗАРУБЕЖНЫХ
СТРАНАХ 25
2.1. Способы делегирования законодательных полномочий
25
2.2. Инициатива и условия делегирования
законодательных полномочий 31
2.3. Утверждение законодательных актов правительства
и требования, предъявляемые к ним 36
2.4. Окончание права на законотворчество правительства
39
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В РФ
43
3.1. Правовые акты Президента РФ 43
3.2. Правовые акты Правительства РФ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
57
Введение: Юридический словарь определяет делегированное законотворчество как издание правительством по уполномочию парламента нормативных актов, имеющих силу закона. Такое делегирование есть по своей сути передача права на принятие законов государственному органу (в частности, правительству), который в соответствии со своей собственной компетенцией такими правами не обладает.
Формирование законодательства относится к прямой обязанности высших органов государственной власти.
Исходя из определения, данного С.С. Алексеевым, закон - это нормативный юридический акт высшего государственного (обычно, представительного) органа или непосредственно народа, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы страны . Первичные, изначальные юридические нормы означают, что раньше в правовой системе таких норм не было, либо представительный орган власти объединяет (кодифицирует) разрозненные нормы, закладывая основы регулирования в полном объеме. При этом закон касается ключевых вопросов жизни страны в экономической, политической, социальной сферах. Иначе говоря, с закона начинается юридическое регулирование общественных отношений данного рода.
В отличие от закона, правительственные нормативно-правовые акты призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное регулирование всего комплекса общественных отношений, поэтому они занимают важное место в правовой системе.
Говоря о субъектах законотворчества, можно отметить, что Основной закон закрепляет это право за парламентом, отсюда закон - это акт строго определенных, высших по статусу субъектов в государстве, как правило, высшего представительного (законодательного) органа страны или непосредственно народа (в порядке референдума), таким образом, субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета. Одновременно Конституции большинства стран закрепляют подзаконный характер актов правительства. Однако это не означает их меньшую обязательность; они обладают необходимой юридической силой, но не имеют такой же всеобщности и верховенства, как законы, доминирующие над всеми иными нормативно-правовыми актами.
В конституционном праве зарубежных стран нет единого отношения к практике делегированного законотворчества. Можно выделить три группы государств, где:
? Основной закон прямо запрещает законотворческую деятельность правительства (Россия, Мексика);
? прямо не выражено отношение к делегированному законодательству (например, Великобритания);
? конституции санкционируют законотворческую деятельность правительства и достаточно четко регламентируют этот процесс.
Особого выделения заслуживает косвенное законотворчество, которое будет рассмотрено ниже.
Рассматривая первую группу государств, следует подчеркнуть, что согласно Конституции РФ 1993 г. Федеральное Собрание провозглашено представительным и законодательным органом страны . Законопроекты вносятся в Государственную Думу, ею принимаются законы и передаются на одобрение Совета Федерации, после чего подписываются Президентом. Конституция не предусматривает каких-либо изменений в этой законотворческой цепочке, что позволяет утверждать о неприемлемости прямого делегированного законотворчества и России. Кроме того, в ст. 115 прямо указывается на подзаконный характер актов Правительства.
Глава 3:
Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Указы Президента Российской Федерации в своем большинстве являются нормативными правовыми актами. Распоряжения Президента, как правило, - акты индивидуального характера, касающиеся конкретных отношений либо определенных лиц. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации носят властный характер и обязательны к исполнению на всей территории России. Они служат базой для нормального функционирования исполнительной власти в Российской Федерации и наряду с федеральными конституционными и федеральными законами составляют правовую базу для издания Правительством Российской Федерации постановлений и распоряжений.
Конституция Российской Федерации не ограничивает Президента перечнем вопросов, по которым он вправе издавать акты, осуществляя правовое регулирование. С другой стороны, в Конституции отсутствуют исчерпывающие указания на отношения, по которым могут издаваться лишь законы.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О действенности государственной власти в России» (1995 г.) было заявлено о необходимости издания указов в целях восполнения правовых пробелов в урегулировании отношений и о наличии конституционно-правовой основы для такого рода президентских актов. Поскольку указы Президента Российской Федерации - это акты не главы исполнительной власти, а главы государства, их абсолютно подзаконный характер не очевиден и, по мнению Президента, при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Указы в этих случаях являются нормой реализации конституционно установленных прерогатив Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны, а также функций Президента как гаранта Конституции. В Послании Президента «Россия, за которую мы в ответе» (1996 г.) Президент заявил о готовности продолжать нормотворчество с помощью указов, устанавливая правовое регулирование по тем вопросам, которые не определены законами.
Соответствующее разъяснение по затронутым проблемам было дано Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 31 июля 1995 г. по делу о проверке конституционности актов Президента и Правительства Российской Федерации, направленных на урегулирование вооруженного конфликта в Чеченской Республике . Конституционный Суд определил, что Президент Российской Федерации действует в установленном Конституцией порядке, а в случае, когда этот порядок не детализирован, общие рамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации. Конституционный Суд указал, что точка зрения, согласно которой полномочия Президента могут быть реализованы только при наличии соответствующего закона, означает отказ от принципа прямого действия Конституции.
Заключение:
Как известно, проблема делегированного законотворчества не получила в отечественной юридический литературе широкой разработки. Это объясняется прежде всего тем, что российская правовая доктрина отрицательно относится к данной проблеме, основываясь на строгом разделении властей и относя законотворческую деятельность к исключительной компетенции представительных органов власти. Назначение же исполнительной ветви власти - оперативное управление различными сферами жизни общества на основе законов, принимаемых представительными органами власти.
Однако современная практика многих зарубежных государств свидетельствует о том, что деятельность исполнительных органов не исчерпывается и не может исчерпываться лишь исполнением законов. Они осуществляют многообразную управленческую деятельность, непосредственно связанную с реализацией функций государства. Все возрастающая роль правительства в выполнении функций государства обусловила распространение в ряде стран делегированного законотворчества, например в США, ФРГ, Великобритании, Швеции, Мексике, Франции, Италии, Испании, Португалии. При этом законодательные полномочия делегируются не только непосредственно правительству, но и некоторым подчиненным ему органам - министрам, правительству субъектов федерации и т.п.
Процедура принятия законодательных актов в абсолютном большинстве государств - очень длительный процесс. Поэтому парламенту сложно улавливать все изменения в обществе и быстро на них реагировать. Возникающие пробелы в действующем законодательстве нередко успешно решает правительство, которое в силу своего назначения имеет возможность постоянно держать руку на пульсе событий, используя в том числе институт делегированного законодательства. Эта практика при соответствующих условиях себя оправдывает, хотя и представляет отступление от классического принципа разделения властей.
На мой взгляд, в нашей стране в некоторых чертах проявляется косвенное делегирование законодательных полномочий.
При косвенном делегировании законодательных полномочий парламентский закон составляется в очень общих выражениях и применить его без соответствующей нормоустанавливающей деятельности исполнительных органов невозможно. Подобная практика в зарубежных странах обычно не имеет законодательной регламентации этого процесса.
Косвенный способ делегирования по существу ведет к созданию делегированного законодательства без полномочий. Обычно в странах, где конституции допускают делегированное законодательство, издание правительством актов, имеющих силу закона, без специального уполномочивания парламентом не допускается. Так, в ч. 1 ст. 77 Конституции Италии указывается, что Правительство не может без точно выраженного полномочия палат издавать декреты, которые имели бы силу обычного закона.
Возникает вопрос: можно ли к косвенному способу делегирования законотворческих полномочий отнести восполнение пробелов в законодательстве актами органов исполнительной власти. Думается, что назвать эту деятельность делегированным законотворчеством вряд ли корректно. Однако по ряду моментов эта деятельность подобна законодательствованию правительства.