Посмотрите похожие работы
Государственная служба – современное правовое регулирование
Сделки с недвижимым имуществом
Договор лизинга
Права собственности на жилое помещение
Правовое положение общества с ограниченной ответственностью по законодательству РФ

Информация о готовой работе

Тема Пенсионное обеспечение в РФ (анализ современного состояния и перспективы)
Год защиты: - 2002 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 60 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Пенсионное обеспечение в РФ (анализ современного состояния и перспективы)

Введение: 1. Становление и развитие пенсионного обеспечения в
России 9
1.1. История российского пенсионного законодательства
до 1990 г. 9
1.2. Развитие российского пенсионного
законодательства с 1990 г.
и до настоящего времени 18
2. Правовой механизм формирования уровня
пенсионного обеспечения 25
2.1. Проблемы исчисления пенсий из заработка и
установление ее в предельных размерах 25
2.2. Механизм определения размеров пенсии 30
2.2.1. По старости 33
2.2.2. По инвалидности 37
2.2.3. По случаю потери кормильца 38
2.3. Порядок определения, перерасчета, индексации
и корректировки размеров трудовых пенсий 41
3. Состояние и перспективы реформирования
пенсионной системы 45
3.1. Основные направления реформирования пенсионной
системы 45
3.2. Проблемы законодательного обеспечения реформы
пенсионной системы 53
Заключение
Список использованной литературы
Введение: Проблема гарантированности обеспеченности существования человека особенно актуальна в условиях рыночной экономики, так как в этом случае сама экономическая действительность является первопричиной возникновения многих новых или обострения уже имеющихся социальных проблем.
Из ст. 7 Конституции РФ следует, что Россия, провозгласившая себя социальным государством, призвана заботиться о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Одним из основных направлений социальной политики Конституция России (ст. 7) определяет развитие системы социальных служб, а также установление государственных пенсий. Данные нормы являются основами конституционного строя России. Кроме того, с учетом положений ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, наступления старости и в ином случае утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам. Уровень пенсионного обеспечения – важная составляющая экономического и социального положения населения страны. Анализ современного состояния экономической и социальной сфер свидетельствуют о том, что неотъемлемой чертой преобразований в России стала социальная независимость значительной части ее граждан.
Обычно в теории под социальным государством понимается такое, в котором государственная власть ограничена необходимостью подчинения правам человека и гражданина и установленный государственно-правовой порядок обеспечивает всеобщую свободу, формальное равенство и господство права. Такое ограничение властных начал государства означает недопустимость удовлетворения социально-экономических прав одних в ущерб политической, экономической и духовной свободе других членов общества. Недопустимо также, чтобы вмешательство государства в регулирование экономики наносило ущерб рыночным отношениям. Соблюдение перечисленных требований служит тем правовым фундаментом, на котором демократическое правовое государство может функционировать и как социальное. В социальном государстве на первый план выдвигается общесоциальная деятельность государства, его предназначение быть фактором общественного благополучия. Противоречия, возникающие между различными социальными группами ("низший класс", "средний класс", "высший класс"), разрешаются, как правило, не с помощью государственного принуждения, а путем социальных компромиссов и достижения консенсуса.
Стремление к созданию равных возможностей для всех членов общества присуще демократическому правовому социальному государству. При этом равные возможности для всех исключают регулирование общественных отношений по принципу привилегий. Социальное государство выступает гарантом и защитником интересов прав и свобод не какой-то одной социальной группы или нескольких групп, а всех членов общества. Такое государство не может произвольно устанавливать тот или иной порядок регламентации общественных отношений, так как оно связано неотчуждаемостью и приоритетом прав и свобод человека и гражданина как общечеловеческих ценностей.
Политика социального государства в первую очередь направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. Свободное развитие человеческой личности достижимо, если права, закрепленные в Конституции и в законах, базируются на признании достоинства человека и если в государстве созданы условия для пользования каждым гражданскими и политическими свободами, равно как и экономическими, социальными и культурными правами.
Важнейшим условием для реализации перечисленных прав и свобод человека и гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости.
По данным ПФР число пенсионеров в России в 2001 году составляло 38,6 млн. человек. Из них 26,5 млн. - получали пенсии по старости (при числе около 29 млн. человек пенсионного возраста). Прогноз числа получающих пенсии по старости выглядит следующим образом: 2005 год - 29,3 млн. 2010 год - 31,0 млн. 2015 год - 35.2 млн. Сегодня за чертой бедности живет 80% из них.
Как известно, в предыдущие два года органы государственной власти приложили немало усилий для начала реформирования пенсионной системы. Реформа должна проводиться в рамках общей социальной реформы и рассчитана, по крайней мере, на 25-30 лет, т.е. через это время страна должна будет жить с таким уровнем пенсионного обеспечения, при котором каждый работник будет получать пенсию пропорционально вкладу его в течение всей рабочей жизни.
Глава 3:
11 октября был одобрен законопроект, регулирующий инвестирование пенсионных средств. После 5 месяцев согласований и подозрений, что проект закона в результате будет выхолощен и станет максимально консервативным, он прошел в даже более «революционном» виде в плане рыночных элементов. Критики могут говорить, что мол главе ПФР Зурабову удалось получить для себя определенных дивидендов в виде того, что 18 месяцев до середины 2003 года инвестировать накопительные пенсии будет ПФР и исключительно в государственные ценные бумаги. Ниже будет показано, что это не так страшно и отчасти обосновано. Зато в утвержденной версии закона появилась сильная рыночная новация. К возможности выбора будущему пенсионеру между государственным накопительным элементом и частными пенсионными фондами с 1 января 2002 года добавилась возможность с середины 2003 года самому выбирать себе инвестиционный портфель из списка предложенных со стороны отобранных управляющих компаний. Это положение, делающее российскую схему еще более похожей на шведскую, удалось провести почти в последний момент. Интервью Михаила Дмитриева в тот день газете «Коммерсант» вышло под заголовком «Шведская модель пенсионного накопления». В этом интервью он обосновал и введение «18-месячного карантина». Связано это с особенностями персонифицированного учета. ПФР не имеет возможности разносить накопительные взносы по личным счетам в режиме реального времени. В 2002 году поступающие накопительные взносы таким образом будут инвестироваться «коллективно». В начале 2003 года они будут разнесены по счетам вместе с инвестиционным доходом (Зурабов попросил дать на это полгода). С этого момента будущий пенсионер сможет распорядиться инвестированием этих средств по своему усмотрению. Либо остаться в максимально консервативном портфеле Пенсионного фонда, либо выбрать из предложенных управляющими компаниями. Компании смогут формировать их из перечня разрешенных активов, установленных законом. Говорят, что Зурабов пошел на уступки Дмитриеву, потому что считает, что в конкуренции частный сектор-государство, будущие пенсионеры отдадут предпочтение государству (пример, мощь частных вкладов в Сбербанке в сравнении с частными банками). Будущее покажет…
Контроль за инвестированием средств пенсионных накоплений Минэкономразвития предлагает возложить на координационный орган Правительства РФ, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и общественный Наблюдательный совет. Координационный орган Правительства РФ будет создаваться кабинетом министров из представителей федеральных органов исполнительной власти и Пенсионного фонда РФ. Основной его задачей является координация деятельности уполномоченного министерства и других государственных структур в области формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен осуществлять деятельность по регулированию, надзору и контролю в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. За Правительством РФ закрепляется право утверждать положение об этом органе. Какое именно министерство или ведомство будет выполнять эти функции, в законе не оговорено. Законопроект предлагает закрепить за уполномоченным министерством значительный набор функций, первая их которых - контроль за соблюдением управляющими компаниями и специализированными депозитариями требований закона. Оно также будет ежеквартально рассматривать отчет ПФР о поступлении страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и их направлении на инвестирование. Кроме того, оно будет наделено правом по согласованию с Федеральной комиссией по ценным бумагам устанавливать критерии, которым должны отвечать все ценные бумаги, за исключением российских федеральных облигаций, предназначенные для инвестирования средств накопительной пенсионной системы. Уполномоченное министерство также сможет принимать нормативные правовые акты по вопросам регулирования процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Наблюдательный совет будет органом общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений. Он будет формироваться Президентом РФ из числа российских граждан по представлению обеих палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, общественных объединений и организаций. В состав Наблюдательного совета не смогут входить лица, замещающие государственные должности государственной службы и приравненные к ним. Проект закона предполагает и создание Экспертного совета - официального независимого консультанта по вопросам формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Этот совет будет формироваться Правительством РФ по представлению координационного органа из числа российских и международных специалистов в области пенсионного обеспечения, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, актуарного и финансового моделирования и иных вопросов, относящихся к формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Решения Экспертного совета будут носит рекомендательный характер.
Заключение:
Анализ действующего законодательства по пенсионному обеспечению и соотнесение его с реальными экономическими условиями позволяет прийти к выводу о том, что на данном этапе государство фактически не гарантирует гражданину, достигшему пенсионного возраста, достойного уровня жизни.
Реализация важнейших конституционных прав граждан, и прежде всего права на достойный уровень жизни, возможна только в скорейшем законодательном закреплении научно обоснованных социальных нормативов. В данном случае глубокой проработки требуют вопросы обоснования социальных нормативов как элементов системы распределительных отношений в обществе. На период экономической нестабильности должны быть определены иные нормативы исчисления всех видов пенсий. В качестве критериев, с которыми должен соотноситься уровень пенсионного обеспечения, целесообразно использовать показатели о средней заработной плате, а также о реальном прожиточном и физиологическом минимуме на каждый период. Только тогда уровень жизни пенсионеров, гарантируемый государством, станет необходимым элементом в общем механизме определения уровня жизни как работающих, так и неработающих граждан.
Опрос, проведенный ВЦИОМ в 51 регионе страны, показал, что 80% респондентов считают государство полностью ответственным за обеспечение их в старости. Между тем в данной области произошли существенные сдвиги. С 1991 г. государство перестало играть роль основного донора пенсионного обеспечения, теперь только 6-8% всех пенсионных выплат составляют средства госбюджета (до 1991 г. - более 70%), а отчисления работодателей - около 90%. В итоге роли и функции государства, работодателей и работников кардинально изменились, чего не скажешь о сути самой пенсионной системы, по-прежнему опирающейся на «котловые» формы. Размер пенсии не зависит от страховых платежей. Хуже того, уравниловка усилилась, отражая нестраховой характер пенсионной системы и тормозя ее развитие.
С началом функционирования новой пенсионной системы возникает целый ряд практических вопросов, которые требуют пристального внимания. Один из них - это вопрос готовности Пенсионного Фонда справиться с потоком информации, подсчитать начальный условный капитал для страховой части пенсий, справиться с разнесением данных о накоплениях по индивидуальным счетам.
Начальный условный капитал (то есть данные об отчислениях каждого работника за предыдущие годы для подсчета страховой части пенсии) - вопрос достаточно объемный. В принципе в России у каждого работника есть свой индивидуальный счет пенсионного страхования (в виде пластиковой карточки) и работодатель направляет данные об отчислениях в Пенсионный Фонд, согласуясь с этими номерами. Эта система пока охватывает не всех граждан и не весь исторический период. Всего зарегистрированных лиц 89, 685 млн. человек (в том числе 12,974 пенсионеров из 26,521 общего числа пенсионеров). Каждый из них может перемещаться по стране, не один раз менять место работы, и тем не менее на счете виден весь его трудовой стаж. За год фонд обрабатывает примерно 60 млн. индивидуальных сведений. ПФР имеет уникальную систему учета и большое количество работников (с 63900 человек в 2001 году оно вырастет до 112800 человек в 2002 году), но уровень автоматизации вызывает сомнения. Кстати из-за вопроса учета и вводился 18-месячный «карантин» на ввод новой накопительной системы в полном объеме. Как известно, Пенсионный Фонд только к 1 июля 2003 года разнесет данные о накоплениях граждан за 2002 год по индивидуальным счетам. До этого момента они будут инвестироваться коллективно в государственные ценные бумаги.
Второй вопрос, который мне хотелось бы рассмотреть в Заключении касается старения населения в Российской Федерации и будущего пенсионной системы в РФ.
Различные исследователи прогнозируют снижение численности населения в РФ. В основе такого предположение лежит устойчивая тенденция превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. По прогнозам Госкомстата в 2050 году общая численность населения может составить от 128 (верхний прогноз) до 80 млн. человек (нижний прогноз). Бюро по статистике США (U.S. Bureu of the Census) оценивает численность населения РФ в 2050 году в 121 млн. человек.