Посмотрите похожие работы
Посттравматические стрессовые расстройства. Методы саморегуляции психических состояний
Профилактика девиантного поведения подростков
Анализ использования НЛП в рекламе
Проблемы взаимодействия личности и социума в трудах Эриха Фромма
Половозрастные особенности представлений о смысле жизни. Проведение исследования

Информация о готовой работе

Тема Личностные особенности детей-инвалидов с нарушением зрения, подходящих социально-психологическую реабилитацию
Год защиты: БГПУ 2003 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 89 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Личностные особенности детей-инвалидов с нарушением зрения, подходящих социально-психологическую реабилитацию

Введение 3
I. Теоретический анализ специфики развития эмоционально-личностной сферы детей-инвалидов с
нарушением зрения. 8
1.1.Психологические особенности детей- инвалидов.8
1.2. Особенности развития психики при нарушениях зрения. 16
1.3. Эмоционально-личностное развитие незрячих и слабовидящих людей. 23
1.4. Методы социальной реабилитации детей-инвалидов.26
1.5. Роль социально-психологической адаптации в процессе интеграции инвалидов по зрению в общество
30

II. Исследование динамики личностных особенностей подростков с нарушением зрения, проходящих социальную
реабилитацию. 34
2.1. Методики и методы исследования. 34
2.2.Организация и ход исследования. 38
2.3.Математическая обработка эмпирических данных исследования личностных черт. 40
2.4. Выводы и анализ результатов. 65
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения 75
Введение: В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.[30]
Первые попытки дать толкование психической деятельности слепых принадлежат французскому энциклопедисту Д.Дидро. Начало систематического обучения слепых послужило толчком к возникновению тифлопедагогики и одновременно стало объективной предпосылкой становления тифлопсихологии.
Первые попытки исследования психики слепых (вторая половина XIX в.) были проведены методом интроспекции. В это же время—первые эксперименты по исследованию ощущений, представлений, памяти А.А. Крогиуса, Г.И. Челпанова.
Начало XX в.— стихийный процесс формирования тифлопсихологии как самостоятельной науки.
В России зарождение тифлопсихологии относится к 80-ым годам XIX в. Правда, идеи И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, Н.Н. Ланге, А.Ф. Лазурского не нашли отражения в дореволюционной тифлопсихологии.
В середине 20-ых—начале 30-ых годов в России отмечают борьбу с биологизаторскими течениями в тифлопсихологии.
Учение о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского—крупнейший вклад в становление дефектологии в России.
В послевоенное время в изучение психики слепых значительный вклад внесла М.И. Земцова. В работе «Пути компенсации слепоты» она обобщила весь накопленный к этому времени материал, сделала ряд принципиально важных выводов о влиянии слепоты на психическое развитие и закономерности компенсации возникающих отклонений, показала диалектику взаимоотношений двух основных факторов компенсации: биологического и социального.[22]
Среди учёных, занимавшихся этой проблемой, нельзя не назвать таких как А.Г. Литвак, М.Е. Хватцев, Б.Г. Ананьев, А.В. Ярмоленко, А.И. Зотов, Ю.А. Кулагин, Т.Р. Армитэдж, П. Виллей.
Мы считаем, что опыт, накопленный в этой области смежными науками, обязательно должен быть учтён, хотя бы уже потому, что социальная работа как наука в нашей стране ещё очень молода, и у неё нет таких больших наработок в этом направлении. Поэтому мы в своём исследовании будем опираться, прежде всего, на результаты исследований ученых этих специальностей.
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. Только в России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза. Многие исследователи отмечали, что у незрячих и слабовидящих людей вторично могут формироваться выраженные психоэмоциональные отклонения, затрудняющие психологическую адаптацию в обществе (Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, М.И. Земцова, М.С. Певзнер). К сожалению, оказание психологической помощи детям с проблемами в развитии не осуществляется в полной мере.
Актуальность. В связи с увеличением роста числа детей - инвалидов в современном обществе проблема социальной реабилитации детей становится наиболее острой. Актуальностью данной работы является то, что она показывает эффективность проведения психокорекционных мероприятий с детьми данной категории.
Для этого необходима разработка современных психокоррекционных программ и инновационных технологий, направленных на профилактику и коррекцию возможных отклонений в психофизическом и личностном развитии школьников с нарушенным зрением, а также на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в специальных образовательных учреждениях в целом.
Глава 2:
Цель исследования- выявление хаpактеpа влияния психокоррекционной работы на личностные особенности детей с нарушением зрения.
Испытуемые: в эксперименте участвовало 30 учащихся 6-7 классов Уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 28, 17 юношей и 13 девушек в возрасте от 12 до 14 лет, средний возраст 13,3 лет. Все испытуемые имеют нарушение зрения (острота зрения от 0,05 до 0,2).
Исследование поводилось в соответствии с поставленными задачами.
Основные этапы исследования:
На первом этапе исследованы личностные характеристики детей с нарушением зрения с помощью теста Р.Кеттелла и методики «Самооценка».
Второй этап исследования – проведение психокоррекционных занятий. Было проведено 16 занятий периодичностью 2 раза в неделю и продолжительностью 2 часа (пример занятий см. Приложение 2 )
Третий этап исследования- проведение повторной диагностики испытуемых с целью выявления эффективности психокоррекционных воздействий.
В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что участие в психокоррекционных группах способствует социальной адаптации личности детей- инвалидов.
Критерии эффективности психокоррекционной программы.
В психологических исследованиях часто бывает важно доказать, что в результате действия каких-либо факторов произошли достоверные изменения («сдвиги») в измеряемых показателях.
Сдвиги могут быть временные, ситуационные, умозрительные, а также сдвиги под влияние м экспериментальных воздействий. В данной работе мы рассматриваем сдвиги под влиянием экспериментальных воздействий, т.к. нами созданы экспериментальные условия, предположительно влияющие на личностные особенности слабовидящих детей. Сдвиги определяются сопоставлением замеров, произведенных до и после психокоррекционного воздействия.
Если сдвиги окажутся статистически достоверными, это позволит нам утверждать, что экспериментальные воздействия, а именно, воздействие психокоррекционной программы, было существенным, или эффективным.[51].
Т.о., в качестве критерия эффективности психокоррекционой программы принимается наличие достоверных сдвигов параметров по каждому из факторов теста Р.Кеттела и методики «Самооценка».
К сожалению, трудности, обусловленные особенностями работы со слабовидящими детьми, не позволили ввести в исследование контрольную группу. Следовательно, мы можем только констатировать выявленные нами достоверные изменения, но не можем утверждать, что произошли они под влиянием психокоррекционных воздействий.
2.3.Математическая обработка эмпирических данных исследования личностных черт.
2.3.1.Результаты диагностики.
Индивидуальные показатели испытуемых по факторам Р.Кеттелла, а также результаты диагностики по методике «Самооценка» полученные до прохождения психокоррекционной программы представлены в табл.1, Приложения1.
Результаты повторной (после прохождения психокоррекционной работы) диагностики личностных особенностей испытуемых, полученные с помощью личностного опросника Р.Кеттелла и теста «Самооценка», представлены в таблице 2, Приложения 1.
Заключение:
Завершая наше исследование, мы приходим к выводу, что врождённые и приобретённые дефекты зрения с неизбежностью сказываются на развитии личности человека в целом.
В результате тяжелой патологии зрительного анализатора в определенной мере разрушается естественность функционирования организма, которая сопровождается комплексом психической неполноценности, часто выражающейся тревожностью детей, потерей уверенности в себе, пассивностью, изолированностью от других детей, или, наоборот, эгоцентризмом, агрессивностью.
В связи с этим возрастает актуальность организации целенаправленного психологического сопровождения незрячих и слабовидящих детей с момента их поступления в школу, в рамках которого психологами и тифлопедагогами осуществлялась бы работа по снижению трудностей в социально-психологической адаптации на всех этапах развития личности ребенка.
При правильной организации психокоррекционной работы с детьми –инвалидами по зрению, которая должна проводиться под руководством специалистов родителями в семье, преподавателями –дефектологами в школе, воспитателями в учреждениях интернатного типа, можно добиться высоких результатов в развитии как психических функций, так и личности детей данной категории, что позволит проявить таким людям свои способности, реализовать свои возможности и стать полноценными членами общества и не быть у него на иждивении. Т.о., создание оптимальных условий для жизнедеятельности, восстановление утраченного контакта с окружающим миром, психолого-педагогическая реабилитация, социальная адаптация этих людей, возвращение их в общество относится сегодня к числу первостепенных задач государства.