Посмотрите похожие работы
Искусство обслуживания – фактор высокого профессионализма сотрудников гостиничной индустрии. На примере отеля.
Совершенствование управления персоналом предприятия, на примере ООО
Разработка стратегии развития торгово-коммерческой деятельности предприятия
Организация работы предприятия в целом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе
Анализ трудовых ресурсов и производительности труда

Информация о готовой работе

Тема Управление конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия
Год защиты: Саратов 2003 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 150 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Управление конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия

Введение 3
1 Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия 10
1.1 Экономическое содержание и составляющие конкурентоспособности продукции 10
1.2 Характеристика методических подходов к оценке конкурентоспособности продукции 26
1.3 Обоснование системного подхода к управлению конкурентоспособностью продукции промышленного предприятия 42

2 Анализ конкурентоспособности продукции предприятий светотехнической промышленности 56
2.1 Анализ современного состояния рынка светотехнической продукции 56
2.2 Исследование практики обеспечения конкурентоспособности продукции предприятий светотехнической промышленности 75
2.3 Оценка влияния конкурентоспособности продукции на финансовые результаты деятельности светотехнических предприятий 99

3 Разработка системы управления конкурентоспособностью светотехнической продукции 107
3.1 Разработка методики оценки конкурентоспособности продукции 107
3.2 Формирование системы управления конкурентоспособностью продукции 127
3.2 Разработка стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции 150
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение: Актуальность темы исследования. Переход российской экономики на рыночные механизмы регулирования обусловил становление совокупности конкурентных отношений, оказывающих существенное влияние на экономическое развитие субъектов хозяйствования. Практика рыночных реформ показала, что большинство хозяйствующих субъектов отечественной экономики оказались не готовыми к цивилизованным формам и методам конкурентной борьбы. Диагностика финансово-экономического состояния отечественных предприятий позволяет констатировать, что среди ряда причин неплатежеспособности на первом месте стоит низкая конкурентоспособность продукции по качеству, ассортименту, цене, дизайну, что привело к вытеснению с российского рынка отечественной продукции. Вместе с тем, конъюнктурная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границ рынка и вовлечением в него западных фирм. В сложившихся условиях положение осложняется тем обстоятельством, что зарубежные партнеры, с которыми конкурируют российские предприниматели, уже имеют богатый опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Однако прямое использование этого опыта на российских предприятиях часто затруднено из-за их уникальности, отсутствия универсальных систем конкурентного поведения на рынке.
Выход из сложившегося положения возможен лишь в результате создания конкурентоспособного производства, способного приспосабливаться к быстро меняющимся условиям рынка и предлагать потребителям конкурентоспособные товары. В этом смысле конкурентоспособность является одним из необходимых условий нормального функционирования отечественных предприятий в современных экономических условиях.
Руководителям предприятий необходим инструментарий, позволяющий проводить мониторинг способности предприятия к конкурентной борьбе. В качестве такого инструментария должна выступать система оценки и управления конкурентоспособностью продукции.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования и ее прак-
3

тическая значимость обусловлена недостаточной теоретической проработанностью и практической необходимостью изучения основ конкурентоспособности продукции и вопросов управления ею.
Степень изученности проблемы. Изменениям, происходящим в рассматриваемой сфере, уделено достаточное внимание в научных работах различных авторов. В то же время делаются лишь отдельные попытки анализа вопросов управления конкурентоспособностью продукции и методики ее оценки. Некоторые аспекты данных проблем изучаются в трудах отечественных ученых - Г.Л. Азоева, О.В. Аристова, Т.М. Ахмадалиева, А.К. Буяльской, И.Н. Герчиковой, В.Е. Голубкова, П.С. Демидова, А.И. Литвиненко, Э.С. Минаева, В.П. Панагушина, В.В. Салия, М.А. Татьянчен-ко, P.M. Тихонова, Н.И. Шайдуровой, А.Ю. Юданова.
Глава 3:
Реструктуризация, направленная на повышение эффективности функционирования и обеспечения конкурентоспособности светотехнических предприятий и выпускаемой ими продукции, также может быть проведена на базе выделения отдельных подразделений, притом, что функциями внутри одного из них могут быть маркетинг, разработка продукции и технологических процессов, снабжение, непосредственно производство продукции, сбыт. Самостоятельное подразделение объединяет все функции и виды деятельности, необходимые для разработки конкурентного производства и эффективной реализации продукции, что позволяет руководителям быстро реагировать на потребности покупателей и на изменение ситуации во внешней рыночной среде. Такое подразделение отвечает за результаты своей деятельности, при этом эффективность его и достигнутые результаты четко отражаются в производственной и финансовой отчетностях предприятия.
Подобное выделение производственных единиц по выпуску основных видов товаров необходимо осуществлять в результате анализа конкурентоспособности продукции, что позволяет учесть требования рынка для повышения конкурентоспособности продукции, а также инвестиционной привлекательности этого производства для российских и иностранных инвесторов. Такой подход позволяет концентрировать высвобождаемые денежные средства и далее, исходя из общей стратегии, вкладывать их в развитие производства и его диверсификацию, т.е. пускать на создание производства новой продукции. В результате будет происходить не простое автоматическое перераспределение финансовых средств от приносящих прибыль подразделений к аутсайдерам, а нужное развитие обеспечивается корпоративным
167

руководством, исходя из интересов работы и развития предприятия.
Производство неконкурентоспособной продукции может быть выделено в другую бизнес-единицу, главная цель которой - доведение ее до жизнеспособного состояния при снижении издержек с последующим выходом на конкурентоспособный уровень. Следовательно, основными принципами разделения на бизнес-единицы являются: разные рынки и потребители; разное техническое, технологическое и финансовое состояние производства продукции; разная степень конкурентоспособности производств и товаров; разная степень инвестиционной привлекательности; разный уровень качества продукции.
В связи с этим, организационная структура управления предприятием должна быть такой, чтобы работа основного и выделяемого производства была сфокусирована на конкретной продукции и на конкретном конечном потребителе. Система управления предприятием и организационная структура должны соответствовать стратегии реструктуризации. Поэтому изменение стратегии требует изменения организационной структуры и системы управления, следовательно, между ними должно быть обеспечено динамическое равновесие.
Таким образом, современная стратегия обеспечения конкурентоспособности светотехнической продукции должна учитывать множество факторов. Поэтому для обеспечения качественного управления на предприятиях ассоциации «Российский свет» должны быть разработаны перспективные субстратегии в области конкурентоспособности продукции, а также предусмотрены необходимые организационные меры по всем аспектам хозяйственного управления. Субстратегии могут различаться по целям, временным параметрам и другим характеристикам, но их главная задача состоит в обеспечении предприятию определенных рыночных преимуществ перед конкурентами. Как показывает практика, в области современного менеджмента это, в первую очередь, способность служб аппарата управления своевременно и точно оценивать состояние конкурентной среды, сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы, опасности и возможности, которые предоставляет производству рынок, а также оперативно и адекватно реагировать на изменение в поведении потребителей, их вкусов и предпочтений. Непрерывный мониторинг конкурентной
Заключение:
В условиях развития в России рыночных отношений борьба за потребителя на внутреннем и внешних рынках требует разработки и производства конкурентоспособной продукции. В этой связи предприятиям необходим инструментарий для принятия эффективных управленческих решений в области конкурентоспособности продукции. В качестве такого инструментария должна выступать система управления созданием, изготовлением и реализацией не просто качественной, а именно конкурентоспособной продукции.
Исследование теоретических аспектов конкурентоспособности продукции позволяет констатировать, что в экономической науке известно большое количество различных определений конкурентоспособности продукции. Наиболее точным и приемлемым является определение, данное О.В. Аристовым. В этой связи под конкурентоспособностью продукции понимается совокупность свойств продукции (потребительских и стоимостных) и системы ее поддержки при реализации и использовании по назначению, которая обеспечивает ее соответствие реальным и потенциальным запросам определенных потребителей в определенный период и отличает ее от продукции конкурентов. Конкурентоспособность может быть определена только в результате сравнения изделия с другим товаром и, следовательно, является относительным показателем. По своей сути она отражает отличие продукции от товара конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Причем, конкурентоспособным оказывается тот товар, который удовлетворяет потребности покупателя оптимальным образом.
Анализ и систематизация существующих подходов к определению состава факторов конкурентоспособности продукции дает возможность заключить, что конкурентоспособность продукции определяется большим количеством взаимосвязанных факторов. Предложенная классификация составляющих конкурентоспособности продукции включает потребительские, экономические и организационные факторы. В данной классификации системно отражены все основные факторы конкурентоспособности продукции. Использование предложенной классификации позволит при проведении практических исследований составлять более полный перечень
170

факторов конкурентоспособности продукции и получать наиболее точную оценку, а, следовательно, получать информацию для управления уровнем конкурентоспособности продукции.