Посмотрите похожие работы
Посттравматические стрессовые расстройства. Методы саморегуляции психических состояний
Профилактика девиантного поведения подростков
Анализ использования НЛП в рекламе
Личностные особенности детей-инвалидов с нарушением зрения, подходящих социально-психологическую реабилитацию
Проблемы взаимодействия личности и социума в трудах Эриха Фромма

Информация о готовой работе

Тема Половозрастные особенности представлений о смысле жизни. Проведение исследования
Год защиты: ВЭГУ 2003 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 80 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Половозрастные особенности представлений о смысле жизни. Проведение исследования

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы смысла жизни
человека 6
1.1.Проблема «смысла жизни» в работах зарубежных
авторов 6
1.2.Исследования проблемы смысла жизни в работах
отечественных авторов 14
1.3.Гендерные особенности представлений о смысле
жизни человека 21
Глава II. Исследование половозрастных особенностей в
представлении о смысле жизни человека 27
2.1.Организация исследования 27
2.2. Результаты исследования 30
2.3. Контент-анализ индивидуальных представлений о
смысле жизни испытуемых 35
2.4. Исследование представлений о смысле жизни
испытуемых 42
2.5. Исследование гендерных различий в представлениях
о смысле жизни испытуемых 44
2.6. Исследование возрастных различий в
представлениях о смысле жизни испытуемых 57
2.7. Выводы и анализ результатов. 70
Заключение 73
Список использованных источников 76
Приложения 80
Введение: Проблеме смысла жизни уже много веков. Эту тему изучают социологи, психологи, этики, эстетики и философы, но также актуальна она для человека на любом этапе возрастного развития.
Каждый находит в жизни свой смысл. Вопрос «что есть смысл жизни?» равнозначен в некотором смысле вопросу «что есть истина?». Уяснение этой проблемы позволяет нам осознать свое отношение к жизни, свои идеалы, ценностные ориентации, нравственные принципы.
Размышления над проблемами смысла жизни не должны игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она как проблема может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема. Сфера эта - повседневность. Человек и только он сам определяет своё предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.
За последние годы значительно продвинуты теоретические исследования в области исследования смысла жизни. Но однозначного ответа на вопрос о смысле жизни нет и поныне. Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа, так как это вопрос не столько теоретический, сколько жизненно-практический. Поэтому, наряду с теоретическими, необходимы также экспериментальные исследования, направленные на выявление особенностей становления и проявления смысла жизни человека в современном обществе.
Современное состояние нашего общества характеризуется сложностями социального и экономического характера, потому не случайно отечественные психологи обращают пристальное внимание на проблему становления смысла жизни, его влияние на судьбу человека в сложившихся условиях общественного бытия.
В современном, стремительно обновляющемся обществе личность оказывается в парадоксальной и во многом противоречивой ситуации: с одной стороны, возрастает ее роль как творца социальной реальности, субъективного фактора исторического процесса, что возлагает на нее повышенную ответственность, предъявляет высокие требования к ее жизненному пути, а с другой стороны - ускорение темпов общественной жизни объективно не позволяет человеку заняться смысложизненной рефлексией, поиском и осознанием смысла жизни, что лишает его основных психологических регуляторов и онтологических ориентиров на жизненном пути. В связи с этим актуальными для изучения психологической науки становятся процессы смысложизнеобретения, смысложизнеосознания и понимания личностью смысла своего бытия. Наша работа посвящена изучению содержания смысла жизни личности на разных возрастных этапах, а также изучению гендерных особенностей в представлениях смысла жизни.
Цель данного исследования - выявление половозрастных особенностей в представлениях о смысле жизни человека
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Выявить содержание представлений о смысле жизни испытуемых.
2) Выделить гендерные различия в представлении о смысле жизни человека.
3) Определить особенности представлений о смысле жизни испытуемых разных возрастных групп: подростков; зрелых и пожилых людей;
4) Сделать выводы по экспериментальному исследованию.
В соответствии с целями и задачами данного исследования, мы выдвинули гипотезу: существуют половозрастные различия в представлениях о смысле жизни.
Глава 2:
Сопоставление возрастных групп по процентным долям факторов показывает следующее:
для лиц юношеского возраста наибольшее значение имеют «гедонизм и наслажденчество» и «целесмысловой» факторы, т.е. молодые люди в наибольшей степени заинтересованы, как в получении от жизни удовольствия, приятном времяпровождении, так и в решении конкретных жизненных целей (получении профессии, в реализации каких-то потребностей, построении карьеры и т.д.).
для испытуемых зрелого возраста наибольшее значение имеют «семья и любовь» и в «целесмысловой» факторы, т.е. по-прежнему на высоком уровне находится стремление ставить и решать конкретные цели, а вот ценности гедонистического характера уступают место ценностям «семьи и любви» (быть любимой, полезной близким, обеспечить благополучие близким, оставить на Земле потомство).
Для испытуемых пожилого возраста наибольший иерархический вес (по сравнению с другими возрастными группами) имеют «материально-прагматические» ценности, «духовный рост» и «здоровье». Наличие в одной группе высоких показателей по ценностям, которые, по сути, противоположны, можно объяснить тем, что происходит поляризация жизненных смыслов. У одной части испытуемых превалируют индивидуальные смыслы, происходит ломка смысла жизни, его "угасание", сужение до элементарного желания выжить («пенсия побольше», «чтобы денег хватало», «чтобы было здоровье»). Главную причину "угасания" смысла жизни пожилые люди видят в изменении социально-экономических условий жизни в стране. У другой части испытуемых в качестве главных выступают общественно значимые смыслы, идет поиск решения широких социальных проблем, происходит "возгорание" смысла жизни, («нести свет людям», «в духовной жизни»).
Результаты математического анализа показали следующее:
• По фактору «семья и любовь» принимается гипотеза Н1 с достоверностью (r? 0,01): Доля лиц, находящих смысл жизни в в ценностях «семьи и любви» в группе 30-35 летных достоверно больше, чем в группе испытуемых 55-76 лет.
• По фактору «гедонизм и наслажденчество» принимается гипотеза Н1 с достоверностью (r? 0,05): Доля лиц, находящих смысл жизни в наслаждениях в группе 16-21 летних достоверно выше, чем в группе пожилых людей;
• По фактору «целесмысловой» принимается гипотеза Н1 с достоверностью (r? 0,05): Доля лиц, находящих смысл жизни в том, чтобы иметь конкретные цели и решать их, в группе испытуемых юношеского возраста выше, чем в группе пожилых людей.
• По факторам «материально-прагматический», «духовный рост» и «здоровье» достоверных различий между выборками не выявлено.
Заключение:
Завершая наше исследование, мы приходим к выводу, что вопрос смысла жизни и ценностных ориентаций не исчерпаем. В своей работе мы провели теоретический анализ основные подходы в области исследования смысла жизни как зарубежных авторов, так и отечественных, в результате которого можно сделать следующие выводы:
• в процессе психического развития происходит иерархизация мотивов, возникает рефлексия, складывается обобщенное отношение к жизни, расширяется ценностно-смысловое пространство личности, выстраивается единая жизненная линия и выявляются противоречия между нею и жизненными обстоятельствами, возникает направленность на цели, связанные с отдаленным будущим;
• предпосылки для проявления психологического новообразования - смысла жизни создаются к подростковому возрасту;
• развитие «жизненных смыслов» происходит на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления противоречия жизненно-мировоззренческого масштаба, выделения и формулирования главной задачи, связанной с отдаленным будущим;
• смысл жизни в процессе возрастного развития облегчает межфазовые переходы; его ломка, сужение негативно сказываются на целостности личности, ведут к ее деградации;
• смысл жизни и ценностные ориентации напрямую связаны с социально одобряемой жизнедеятельностью мужчины и женщины в современном российском обществе.
В работе проводилось экспериментальное исследование, направленное на выявление половозрастных особенностей в представлении смысла жизни. В процессе эмпирического исследования нами решена была также задача типологизации, теоретического упорядочивания множества индивидуальных случаев смысложизнепонимания.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. с помощью контент-анализа содержания представлений испытуемых о смысле жизни была решена задача типологизации множества индивидуальных случаев смысложизнепонимания;
2. представление о смысле жизни включает в себя самые разные по психологическому содержанию и предметной направленности жизненные блага и духовно – нравственные ориентации, которые следующим образом соотнесены и структурированы в обыденном сознании (в порядке убывания значимости): ценности «Семьи и любви»; «Материально-прагматические», «Целесмысловые», «Духовный рост и гармония», «Гедонизм и наслажденчество» и «Здоровье».
3. Выявлены следующие гендерные особенности в представлении жизненных смыслов : женщины в большей степени ориентированы на выбор ценностей, связанных межличностными отношениями и семейной жизнью, а также на «получение удовольствия, тогда как мужчины видят смысл в достижении конкретных целей и материальном благополучии;
4. выявлены возрастные особенности в представлениях о смысле жизни, показавшие что:
• что испытуемых юношеского возраста отличает высокая активность в ответах и разнообразное содержание жизненных смыслов, а с возрастом активность падает;
• испытуемые юношеского возраста в большей степени ориентированы как в получении от жизни удовольствий, так и в решении конкретных жизненных целей (получении профессии, в реализации каких-то потребностей, построении карьеры и т.д.);
• для испытуемых зрелого возраста наибольшее значение имеют «семья и любовь»и в «целесмысловой» факторы, т.е. по-прежнему на высоком уровне находится стремление ставить и решать конкретные цели, а вот ценности гедонистического характера уступают место ценностям «семьи и любви»;