Посмотрите похожие работы
Общественная благотворительность в России в конце XIX- начале XX вв. как культурно-историческая предпосылка социально-педагогической деятельности (из опыта Сибири)
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Лингвострановедческий аспект УМК по немецкому языку для 11 класса средней школы и пути оптимизации обучения ему
Влияние специальной физической подготовки на игровые функции волейболистов среднего школьного возраста
Методы и средства тренировки на примере борьбы Самбо

Информация о готовой работе

Тема Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста
Год сдачи в учебное заведение: 2007 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 90 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста

Введение 3
1. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Мышление и речь в старшем дошкольном возрасте 12
1.2. Мышление и воображение в старшем дошкольном возрасте 14
1.3. Мышление и ведущая деятельность 17
2. Проблема гендерных различий в психологии и педагогике 19
2.1. Гендерная психология (роль мальчиков, роль девочек, особенности мышления, стереотипы и т.д.) 24
2.2. Отличительные особенности в мышлении мальчиков и девочек 34
3. Исследование уровня развития творческого воображения у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 48
3.1.Диагностика уровня развития творческого мышления старших дошкольников 48
3.2. Программа развития творческого мышления и воображения мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности 62
3.3. Итоговая оценка уровня развития творческого воображения 74
у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 74
Заключение 86
Литература 90
Введение: Актуальность исследования. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость в формировании творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с эти встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Проблема развития мышления дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс способствует более успешному обучению ребенка в школе и более быстрому и эффективному усвоению знаний, умений и навыков. В последние годы на страницах психолого-педагогической литературы все чаще ставится вопрос о необходимости развития творческого мышления дошкольников.
Начало развития детского мышления связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая форма). Дальнейшее развитие мышления получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.
О развитости детского мышления в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.
Процесс развития мышления является достаточно актуальным. Старший дошкольный возраст – сенситивный период для развития мышления.
На протяжении дошкольного детства существенно изменяются образы мышления и воображения. Если у преддошкольника «фантазирование» ограничивается дополнением наличной ситуации образами ранее воспринятого, то у дошкольника постепенно развивается способность создавать совершенно новые образы предметов путем сложной переработки прошлого опыта. Эти образы приобретают обобщенный характер. Дошкольник научается выделять в предметах характерное, типическое, в связи, с чем образы фантазии, оставаясь конкретными, наглядными, начинают вместе в тем отображать целые группы сходных предметов и явлений.
Актуальность данной темы работы состоит в том, что к концу дошкольного возраста мышление ребенка становится относительно независимым от внешней деятельности, на основе которой оно формировалось. К этому времени в мышлении появляются творческие элементы. Эти качества мышления старшего дошкольника имеют большое значение для подготовки ребенка к школьному обучению, когда ребенку необходимо на основе имеющихся представлений создавать образы предметов, которых он никогда не воспринимал.
Мышление ребенка-дошкольника не развивается само собой. Оно складывается и развивается на основе игровой, изобразительной деятельности, при восприятии художественных произведений.
Глава 3:
8. Чтение книг В. Бианки, Е.И. Чарушина о животных, М.М. Пришвина, С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Пудель», стихотворений С. Михалкова, Э. Успенского, «Трое из Простоквашино», А. Милна «Винни-пух», Д. Мамина-Сибиряка «Старый воробей», «Богач и Еремка» и др.
9. Рассматривание иллюстраций в книгах, знакомство детей с изображениями животных в книгах.
10. Разучивание стихотворений.
11. Просмотр диафильмов.
12. Пение песен. Слушание музыки.
13. Чтение сказок.
14. Разыгрывание игр- драматизаций.
15. Разговоры с детьми о животных, которые есть у них дома: кошка, собака, рыбы, птицы (и в детском саду), или которых они видели на улице, у своих друзей. Предложить детям понаблюдать за ними и рассказать о них.
16. Беседы о животных на занятиях. Изображение животных, птиц, рыб в лепке, рисунках, аппликациях. Лепка «Щенок». Рисование «Моя кошка», «Как я гуляю со своей собакой» и т.п.
17. Как мы играли в подвижную игру «Кот и мыши», «Караси и щука», «Бездомный заяц», «Гуси-лебеди» и другие.
18. Коллективные работы:
- Зоопарк–рисование на больших листах.
Дети объединяются по 3-4 человека (подготовительная и старшая группы). Другой вариант – создание единой композиции на большом листе или на полотне обоев. На эту тему могут быть проведены занятия по лепке, аппликации или интегрирующие все виды изобразительной деятельности.
- «Подводный мир» (аппликация или рисование).
На одном большом листе бумаги, затонированном акварелью способом вливания цвета в цвет, дети по двое-трое рисуют обитателей морей. Остальные в это время создают рисунки отдельных морских животных, которые затем можно вырезать и наклеить на общую композицию.
- Слушание музыки Н.А. Римского–Корсакова из оперы «Садко».

4. Беседа с детьми о труде взрослых, приглашение родителей разных профессий.
1. «Кем ты хочешь быть?» Чтение книг о труде, профессиях: «Кем быть» В.В. Маяковского, «Чем пахнут ремесла?», «Какого цвета ремесла?» Дж. Родари, «Про все на свете», «А что у вас?» С.В. Михалкова.
2. Рассматривание репродукций с картин, изображающих труд людей. Индивидуальные беседы с детьми о работе их родителей, бабушек, дедушек.
3. Рисование, аппликация на темы людей разных профессий: «Это он, это он, ленинградский почтальон», «Мамы разные нужны, мамы разные важны», «Кем я хочу быть».
4. «Мы едем, едем, едем...» Знакомить детей со средствами передвижения. Чтение литературы: «Что я видел» Б.Житкова, «Песенка друзей», «От кареты до ракеты» С.Михалкова, «Путешествие голубой стрелы» Дж.Родари.
5. Разучивание стихотворений.
6. Беседа с детьми о транспорте. Рассматривание иллюстраций, альбомов о транспорте.
7. Пение песен.
8. Экскурсии по улицам города, поселка с целью наблюдения за транспортом, игры детей в уличное движение.
9. Воплощение в рисунках, аппликациях впечатлений о транспорте.
10. Рисование и аппликация отдельных видов транспорта (младшая, средняя, старшая и подготовительная группы). «Как мы играли в уличное движение» (подготовительная группа).
11. Создание коллективной композиции «Поездка друзей», «Веселый поезд», «Голубая стрела» и т.п.

5. «Наш город» (Город, в котором мы живем).
1. Чтение книг о городе, его улицах, домах, машинах, разных зданиях: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в солнечном городе» Н. Носова, «Что я видел» Б. Житкова.
2. Рисование на тему «Дом, в котором я живу», «На чем люди ездят». Работа над содержанием предыдущего цикла.
3. Создание коллективной композиции «Наш город» (коллективная аппликация или рисование).
4. «Сказочный город» (Волшебный город).
5. Чтение литературных произведений: Русские народные волшебные сказки, А.С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане ...», А. Волков «Волшебник изумрудного города», Н. Носов, «Незнайка в солнечном городе», С.Т. Аксаков, «Аленький цветочек» и другие.
6. Рисование на тему: «Сказочный домик», «Дворец».
7. Аппликация – создание коллективной композиции на тему: «Волшебное царство». Можно предложить детям изобразить придуманное царство, а можно назвать какое-то конкретное, например «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Золотое царство» или что-то другое.
8. Слушание музыки Н.А. Римского–Корсакова к операм «Сказка о царе Салтане», «Сказание о невидимом граде Китеже».
6. «Круглый год» («Двенадцать месяцев»).
Заключение:
При целенаправленном развитии воображения у старших дошкольников необходимо учитывать следующие условия. У детей этого возраста должен быть такой уровень развития воображения, при котором его основой, пусковым механизмом и ведущим компонентом является особая внутренняя позиция. Эта позиция помогает ребенку подняться над конкретной ситуацией, посмотреть на неё со стороны, оценить с разных точек зрения. Она делает ребенка надситуативным и тем самым более свободным. Он начинает понимать контекст ситуации без наглядной опоры – предметного мира и прошлого опыта. Вместе с тем внутренняя позиция обеспечивает ребенку ещё одно качество – она дает ему возможность управлять своим воображением и, таким образом, делает воображение произвольным. Все это приводит к тому, что не воображение владеет малышом, а он сам становится его хозяином. Для детей этого возраста характерен вид игры, получивший в психологии наименование игры с правилами. Наконец, если рассматривать взаимосвязи воображения и игры с правилами, то доминирующей является такая связь, когда воображение – источник игры.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет говорить о следующих особенностях воображения.
Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которое связано с удовлетворением потребностей выйти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее. Творческое воображение - это процесс создания новых образов, продуктов творческого труда, оригинальных идей обогащающих теорию и практику деятельности человека.
Сензитивность детского возраста является одним из основных внутренних природных факторов развития творческого воображения. Поэтому выявление психологических особенностей развития творческого воображения детей составляет актуальную проблему для современной педагогической психологии.
Ученые Т. Хризман и В. Базарный, изучавшие высшую нервную деятельность, утверждают, что мозг у мальчиков и девочек функционирует по принципиально разным законам. Возможно, это суждение слишком категорично, но, во всяком случае, информацию представители двух полов воспринимают на самом деле неодинаково.
В особенностях функционирования двух полушарий мозга – и кроются важнейшие различия между мальчиками и девочками. У детей специализация правого и левого полушарий еще только формируется. Их левое полушарие еще нельзя назвать логическим, но центры речи здесь уже есть, и работает оно не так, как правое.
Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире. Взрослые обращаются с разнополыми детьми так, чтобы приспособить их поведение к принятым в обществе нормативным ожиданиям.
Если попытаться обозначить те различия, которые удавалось и удается выявить, то их оказывается действительно не так уж и много. К ним относятся такие различия в интеллектуальной сфере, как большая выраженность зрительно-пространственных и математических способностей у мужчин и вербальных (речевых) у женщин, а также ряд различий в сфере мотивации и поведения: мужчины ориентированы на достижение цели, более агрессивны, менее эмоциональны, тогда как женщины стремятся избегать неудач, более капризны, конформны, у них лучше развита эмпатия.
Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических - образные и эмоциональные. Мальчикам легче пространственные задачи решать чисто пространственными способами.
Когда мы говорим о диагностике воображения и о тех уровнях его развития, которые можно при этом констатировать, то обнаруживаем одну удивительную способность, лежащую в основе воображения,– это умение соединять различные предметы, объекты по смыслу, содержательно, включая их в единый сюжет. Объединяя, например, нитку и бабушку, ребенок говорит, что бабушка ниткой зашивает носок. Возникла ситуация, которую можно обыграть, которую можно развить, «вспомнив», что носок разорвал щенок и т.п. Так, соединение предметов предполагает целостную воображаемую ситуацию. Опираясь на все сказанное ранее, мы приступаем к целенаправленному развитию воображения дошкольников.