Посмотрите похожие работы
Общественная благотворительность в России в конце XIX- начале XX вв. как культурно-историческая предпосылка социально-педагогической деятельности (из опыта Сибири)
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Лингвострановедческий аспект УМК по немецкому языку для 11 класса средней школы и пути оптимизации обучения ему
Влияние специальной физической подготовки на игровые функции волейболистов среднего школьного возраста
Методы и средства тренировки на примере борьбы Самбо

Информация о готовой работе

Тема Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)
Год сдачи в учебное заведение: 2006 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 84 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)

ГЛАВА I. Теоретические основы развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) 7
1.1. История проблемы развития речи учащихся 7
1.2. Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников 13
1.3. Лингвистические основы развития речи школьников 17
ГЛАВА II. Методические основы развития речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) 22
2.1. Задачи развития речи младших школьников (на материале обучения сочинению) 22
2.2. Особенности развития речи школьников в учебниках "К тайнам нашего языка" 26
2.3. Методические приёмы работы над сочинением 34
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) 49
3.1. Изучение уровня развития речи учащихся 49
3.2. Экспериментальная работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка (на материале обучения сочинению) 53
3.3. Анализ результатов экспериментальной работы. 62
Заключение 72
Литература 74
Приложение 79
Введение: Актуальность исследования. Развитие речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость. Задача развития речи у учащихся одна из серьезных задач, стоящих перед начальной школой.
Работа по развитию речи учащихся начальных классов многогранна. Одно из ее направлений – написание сочинений разных видов.
Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его.
Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.
Сочинение – это первые попытки ребенка выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, высказывать свое отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.
Вопросы методики развития речи учащихся представлены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Бунакова, Е.И. Тихеевой, К.Б. Бархина, М.А. Рыбниковой и др.
Проблеме развития речи посвящены исследования таких современных методистов, как: Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик, В.И. Капинос, Г.С. Щёголевой и др.
Изучение детской речи и путей ее развития достигло значительного уровня в трудах А.Н. Гвоздева, П.П.Блонского, Т.А. Ладыженской, С.Н. Цейтлин.
Психологическая природа речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А.Леонтьев, Л.В. Щерба).
Совершенствование речи учащихся («Работа над сочинениями») – предусмотрено программами и реализуется в соответствующих учебниках по русскому языку. Однако на эту работу отводится недостаточное количество учебного времени, поэтому учитель в полной мере не может осуществить целенаправленное обучение умениям создавать текст. Кроме того, работа над сочинениями на уроках русского языка, как правило, подчинена изучению текущей темы программы. И в этом смысле она оправдана, так как дети учатся умелому и уместному употреблению в своей речи прилагательных, глаголов, наречий и т.д.
Все сказанное выше подтверждает актуальность избранной нами темы исследования: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)».
Объект исследования - процесс обучения младших школьников
Предмет исследования - развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению).
Цель исследования – изучение уровня развития речи младших школьников и проведение экспериментальной работы по развитию речи (на материале обучения сочинению).
Глава 3:
Таким образом, диаграммы 7, 8 и 9 наглядно показывают, что уровень знаний, умений и навыков учащихся 3 класса при написании сочинения значительно возрос, следовательно, уровень развития речи учащихся также стал выше.
Все это подтверждает эффективность проведенной нами работы на формирующем этапе эксперимента. Значит, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся (на материале обучения сочинению) будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.
Развивая речь учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению) учителя могут руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
В жизни мы идем не от слова к мысли, а от мысли к слову, от ситуации общения, коммуникативной задачи – к высказыванию, уместному в данном случае. Поэтому, ограничивая работу над связной речью только изложениями и сочинениями с языковым заданием, мы не можем подготовить учащихся к тем естественным ситуациям общения, когда нужно что-то доказать, в чем-то убедить, утешить собеседника, посоветовать и т.д. Человек должен уметь общаться, и этому надо учить.
Нам могут возразить: на всех уроках дети тренируются в умении связно говорить, когда они отвечают на проблемные вопросы учителя, пересказывают текст учебника, выступают с сообщениями и т.д. Но, наверное, многие с нами согласятся в том, что далеко не всегда учитель (и в начальной, и в средней школе) бывает удовлетворен как будто неплохим ответом ученика, который в целом усвоил материал, но «ушел от темы», не выделил главного, излагал материал нелогично, «потерял аргументы» и т.д.
И такие недочеты в ответах учеников не случайны, ведь реализуемая в настоящее время программа по развитию связной речи не дает школьникам необходимых знаний и умений для того, чтобы они могли создавать различные устные и письменные тексты - в том числе и учебные. Недостаточно предлагать учащимся задания типа:
? Кратко перескажи текст параграфа...
? Почему что-то так произошло...
? Сравни то-то с тем-то...
? Что общего между тем-то и тем-то и чем они отличаются...
? Расскажи(те) о группах того-то и т.д.
Попутно хотелось бы отметить, что глагол «расскажи(те)» в устах учителя требует очень осторожного обращения. Вместо него более оправданно было бы употреблять глаголы, обозначающие вид учебного текста, который хочет получить учитель: «Опиши...», «Объясни, почему...», «Сравни...», «Дай определение...», «Докажи нам, что...» и т.д. Опытные учителя формулируют установку для класса следующими способами: «Слушаем развернутый (краткий) ответ Н. на тему "Что чувствуют приборы?"»; «Слушаем доказательство В. на вопрос учебника "Почему надо беречь электроэнергию, хоть она и дешевая?"».
Заключение:
В результате проведенного исследования на тему «Развитие речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе (на материале обучения сочинению)» мы пришли к следующим выводам.
Известно, что хорошо развитая речь младших школьников оказывает непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея связной речью.
В начальных классах развитие речи учащихся имеет большое значение, так как успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание русского языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Овладение речью - это способ познания действительности. Школьник лучше расскажет или напишет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа или сочинения.
Сочинение в начальной школе является важнейшим методом воспитания ребенка. Потому что при изложении своих мыслей он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем правильно формулирует свои идеи, приходит к какому-нибудь выводу.
Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.
В системе работы над развитием речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер. Используются разнообразные виды сочинений (сочинение по наблюдениям, по рисунку или серии рисунков и др.)
В нашей работе была проанализирована методическая, литературоведческая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Были определены наиболее содержательные приемы обучения сочинению.
Анализ проведенной экспериментальной работы на уроках русского языка показал, что использование различных типов речевых упражнений и словарной работы развивают речевую деятельность учащихся, обогащают словарный запас. Сочинения учащихся становятся более выразительными и эмоциональными. Таким образом, гипотеза, выдвинута нами в начале исследования, подтвердилась: развитие речи учащихся (на материале обучения сочинению) будет эффективным при условии, если на уроках русского языка систематически и целенаправленно используются разнообразные речевые упражнения.
При определении задач урока часто встречается фраза: "Развивать устную и письменную речь учащихся". Важно избегать формализма при решении этой задачи, надо научить детей грамотно излагать свои мысли, красиво говорить и писать сочинения. Совершенствуя речь учащихся, большое внимание следует обращать на такие факты, как логика, точность, ясность, выразительность и правильность речи. Точность речи предполагает умение ученика не только умело передать факты наблюдения, но и найти наилучшие языковые средства. Из этих требований вытекает и совершенствование культуры речи.