Посмотрите похожие работы
Судебное доказывание (понятие, правила, процесс)
Иск в арбитражном процессе
Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции РФ
Правовое регулирование банкротства, процедура банкротства.

Информация о готовой работе

Тема Уголовная ответственность за захват заложников. По законодательству РФ
Год защиты: Современный Гуманитарный Университет 2004 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 96 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Уголовная ответственность за захват заложников. По законодательству РФ

Введение: Глава 1. Преступления связанные с захватом заложников в системе криминальных отношений
1.1. Исторический аспект проблемы заложников
1.2.Наиболее известные случаи захвата заложников
1.3. Тупики демократии
1.4. Международное сообщество в борьбе с захватами заложников
1.5. Захват заложников и терроризм
1. 6. Захват заложников - преступление от безысходности
1.7. Психологические аспекты проблемы заложников
1.8. Выводы к Главе 1

Глава 2. Международное и Российское Уголовное законодательство о преступлениях связанных с
захватом заложников
2.1. Национальное антитеррористическое законодательство некоторых стран мира
2.2. Законодательная база борьбы с терроризмом в России до принятия нового УК РФ
2.3. Захват заложников и УК РФ
2.4. Разграничение захвата заложника и смежных преступлений
2.5. Освобождение от уголовной ответственности при захвате заложников и похищении человека
2.6. Выводы к Главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография
Приложения
Введение: Захват заложников - одно из проявлений терроризма с которым столкнулись практически все страны мира в, том числе и Россия. Актуальность данной проблемы не утрачена и по сей день.
Недостаточный учет таких факторов как религиозный экстремизм и коррумпированность общества в целом и правоохранительных органов в частности, ослабленность их от многочисленных реорганизаций и откровенной травлей в средствах массовой информации привело к тому, что на территории России образовались целые преступные анклавы, где заложников удерживали тысячами. В связи с этим требуется переоценка многих традиционных оценок в уголовном праве, кардинальное обновление уголовного законодательства. Это обстоятельство и определяют актуальность настоящей работы.
Целью настоящей работы является анализ этой проблемы в историческом, юридическом и психологическом аспектах, а также изучение мирового опыта и законодательства по борьбе с этими преступлениями.
В настоящее время существует два основных направления в исследовании проблем борьбы с терроризмом.
Первое направление связано с исследованием терроризма как международно-правовой категории политического характера. Наиболее заметные разработки в этом направлении были сделаны в научных трудах Н.С. Бегловой, И.П. Блищенко, В.И. Блищенко, Т.С. Бояр-Созонович, Л.Н. Галенской, Н.В. Жданова, И.И. Карпеца, Е.Г. Ляхова, Л.А. Моджорян, Ю.А. Решетова и других ученых.
Последние годы отмечены появлением научных исследований другого направления, рассматривающих проблему терроризма сугубо с уголовно-правовых и криминологических позиций. Наиболее обстоятельные работы в этом направлении осуществлены Ю.М. Антоняном, Д.Бауськовым, Т.А. Боголюбовой, С.С. Босхоловым, А.И. Долговой, В.П. Емельяновым, М.П. Киреевым, В.С. Комиссаровым, Г.М. Миньковским, А.В. Наумовым, Г.В. Овчинниковой, В.Е. Петрищевым, В.П. Ревиным, К.Н. Салимовым, О.Ф. Шишовым и многими другими.
Правовая база РФ о борьбе с захватом заложником очерчена: Уголовным Кодексом РФ 1996 г., Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", Федеральным законом от 27 мая 1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" с последующими имениями. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 5 ноября 1997 г. N 383-СФ "О мероприятиях по розыску и возвращению из Чеченской Республики российских военнослужащих, а также других граждан, удерживаемых в качестве заложников" и др.
Глава 2:
Уголовный закон ничего не говорит о том, до какого момента можно расценивать действия лица как добровольное освобождение заложника. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 23 июля 1997 г. по делу Р. указывает, что действия Р. нельзя расценивать как добровольные "поскольку фактическое освобождение потерпевшего состоялось уже после выполнения условий, выдвинутых похитителями, когда их цель была достигнута и оказался утраченным смысл дальнейшего удержания заложника. При таких обстоятельствах Р. не может быть освобожден от уголовной ответственности на основании примечаний к статьям 126 и 206 УК РФ" .
По этому поводу в литературе справедливо подчеркивается, что при выполнении требований захватчика его освобождение от уголовной ответственности "становится не просто бессмысленным, но, наоборот, незаконным и несправедливым"
Освобождение заложника по требованию властей имеет место в случаях выполнения виновным требования властей, его отказа от сопротивления властям и добровольного освобождения им потерпевшего.
Мотивы, которыми руководствовалось виновное лицо при принятии решения об освобождении заложника для квалификации значения не имеют.
Отсутствие в действиях виновного иного состава преступления означает, что при захвате заложника до его освобождения им не совершено другое преступление. Это может быть причинение вреда здоровью заложника или иных лиц, побои, убийство либо другие деяния, совершенные преступником (преступниками) в процессе захвата заложника (заложников). За эти деяния лица, захватившие заложников, подлежат уголовной ответственности.
В литературе встречаются предложения, направленные на совершенствование практики применения освобождения от уголовной ответственности по примечаниям к ст.126 и 206 УК РФ. Обращены они к Верховному Суду РФ, его Пленуму предлагается принять постановление, в котором "необходимо разъяснить, что при рассмотрении в судах дел о похищении человека и захвате заложника надлежит устанавливать действительную цель (цели) преступления и разрешать вопрос о том, достигнута ли эта цель и в какой мере, а также какие обстоятельства на это повлияли. Необходимо также определить срок, по истечении которого освобождение нельзя признавать добровольным (например, трое суток), и указать, как надо трактовать условие о сопутствующих похищению человека или захвату заложников преступлениях"
Заключение:
Преобразования, произошедшие в нашей стране в конце ХХ начале ХХI века привнесли в повседневную жизнь людей такие страшные понятия как терроризм и его разновидность - захват заложников. Масштабы этих явлений оказались таковыми, что на какое-то время правоохранительные органы оказались не готовыми к борьбе с этими явлениями. Отрадно видеть, что ситуация постепенно исправляется, чему в немалой степени способствуют решительные действия Президента и силовых структур по жесткому пресечению, такого рода действий.
Тактика физического уничтожения террористов всех мастей, хоть и не легитимна, но тем не менее на данном этапе, полностью оправданна. На мой взгляд, еще более эффективной будет эта борьба при отмене моратория на смертную казнь и введения практики заочного суда над террористами.
Из анализа представленных материалов ясно, что усилия международного сообщества в борьбе с таким уродливым явлением, как заложничество явно недостаточно. Укоренившаяся в некоторых странах политика "двойных стандартов" и деление террористов на "хороших" и "плохих", "своих" и "чужих" - абсолютно близорукая. Она сродни политики "умиротворения агрессора", проводимая западными странами в канун второй мировой войны в отношении Германии. Хорошо известно, к каким жертвам она затем привела.
В отношении террористов и других похитителей людей наиболее эффективна политика применяемая Израилем, которую можно сформулировать как "никаких переговоров и уступок террористам".
Особую опасность представляют организованные преступные группы применяющие практику взятия заложников, если они связаны "клановостью" или "круговой порукой". В отношении таких групп, представляется возможным, введения практики "коллективного наказания", например ареста имущества членов группы и их родственников. Очень важен здесь и жесткий контроль финансовых потоков (по примеру США) и антикоррупционные меры. Антикоррупционные меры особенно важны в отношении правоохранительных органов. Здесь целесообразно, на мой взгляд, ввести практику парламентских расследований, придав ей широкие полномочия в отношении должностных лиц виновных в пособничестве террористам и похитителям людей.
Психологические аспекты проблемы поведения заложников и так называемый "Стокгольмский синдром" позволяют лучше понять ситуацию, в которой оказывается человек в нее попавший. Правильной оценке ситуации и тактике поведения, могут оказать помощь данные в соответствующих приложениях рекомендации заложникам и членам их семей.