Посмотрите похожие работы
Общественная благотворительность в России в конце XIX- начале XX вв. как культурно-историческая предпосылка социально-педагогической деятельности (из опыта Сибири)
Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня
Лингвострановедческий аспект УМК по немецкому языку для 11 класса средней школы и пути оптимизации обучения ему
Влияние специальной физической подготовки на игровые функции волейболистов среднего школьного возраста
Методы и средства тренировки на примере борьбы Самбо

Информация о готовой работе

Тема Возрастная динамика самооценки умственно отсталых подростков
Год сдачи в учебное заведение: 2006 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 87 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Возрастная динамика самооценки умственно отсталых подростков

Введение. .
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки.
1.1. Общая характеристика самооценки как личностного образования.
1.2. Возрастная динамика самооценки детей с нормальным уровнем развития.
1.3. Специфические особенности самооценки умственно отсталых подростков.
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование возрастной динамики компонентов личностной самооценки умственно отсталых подростков.
2.1. Ход и результаты констатирующего эксперимента .
2.2. Методический проект коррекционной программы по формированию компонентов личностной самооценки у детей с нарушением интеллекта подросткового возраста.
Заключение.

Литература.
Введение: В настоящее время существует очень много исследований, связанных с изучением различных особенностей умственно отсталых детей, у которых стойко нарушена познавательная деятельность вследствии органического поражения головного мозга. Большинство из них посвящены изучению различных психических процессов умственно отсталых подростков. Однако в работе многих психологов С.Я. Рубинштейн (65), В.Г.Петровой (59), Ж.И. Шиф (62, 75), Я.Л. Коломинского (37) отмечено, что у умственно отсталых детей нарушаются не только познавательные процессы, но и личность в целом. Одним из показателей личностной сохранности человека является наличие его отношения к выполняемой работе и правильной оценке своих собственных возможностей и достижений.
Самооценка рассматривается в отечественной психологии как один из важнейших факторов развития личности, один из компонентов самосознания, как оценка человеком самого себя; своих отношений, действий, качеств, поступков, достижений. Формирование самооценки умственно отсталых детей изучали С.Г. Байкенов (4), Е.Де-Грееф (57), Л.С. Выготский (21,22), Н.Л. Коломинский (38), Ж.И. Намазбаева (54), П.А. Чубаров ( 74) и т.д.
В настоящее время, проблема возрастной динамики самооценки умственно отсталых подростков, остаётся актуальной, так как изучена недостаточно.
Анализ психологической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью расширения и углубления знаний о специфике возрастной динамики самооценки умственно отсталых подростков и отсутствием разработанных диагностических и коррекционно-развивающих программ и приемов по оптимизации самооценки у данной категории испытуемых, направленных на формирование адекватности и устойчивости самооценки.
Глава 2:
Тема: Формирование компонентов личностной самооценки умственно отсталых подростков.
Цель: формирование адекватной и устойчивой самооценки умственно отсталых подростков.
Задачи:
1.Развивать адекватную самооценку у подростков с нарушением интеллекта.
2.Сформировать устойчивость самооценки у умственно отсталых школьников подросткового возраста.
3.Корректировать неадекватную самооценку у детей с нарушением интеллекта.
Критерии отбора: результаты диагностического обследования показали неадекватно завышенную и заниженную самооценку, а также высокий уровень самооценки.
Коррекционно-развивающая программа включает три блока:
1. Организационный блок. Предполагает проведение коррекционных занятий, направленных на создание благоприятной атмосферы в группе, уменьшение напряжения при групповой работе.
2. Коррекционно – установочный блок предпологает проведение коррекционных занятий, направленных на формирование компонентов личностной самооценки.
3. Коррекционно – закрепляющий блок предпологает проведение коррекционных занятий, направленных на закрепление полученных умений и навыков адекватного самооценивания.
Организация занятий:
- количество детей в группе: 23 учащихся подросткового возраста (11-14 лет) с нарушением интеллекта. Две подгруппы;
- продолжительность одного занятия - 30-35 минут;
- общее количество занятий – 14;
- частота занятий – два раза в неделю с каждой подгруппой;
- форма занятий – групповая.
Структура занятия:
Каждое занятие состоит из вводной, основной и заключительной части.
Вводная часть для всех занятий нацелена на:
- создание благоприятных условий, комфортной атмосферы;
- знакомство с каждым ребёнком подгруппы и установление доверительных отношений.
Продолжительность этой части 5 минут. Включает в себя «приветствие».
Основная часть занимает большую часть времени. Длитеьность 20-25 минут, направлена на формирование компонентов личностной самооценки. Включает в себя развивающие игры, упражнения.
Заключительная часть предполагает снятие эмоционального напряжения. Продолжительность – 5 минут.
Структура группового занятия включает следующие элементы: ритуал приветствия, основное содержание, рефлексию, прощание.
Все упражнения представлены в приложении (см. приложение 9)
Заключение:
Результаты выполненного нами теоретико-прикладного исследования возрастной динамики самооценки у учащихся с нарушением интеллекта подросткового возраста позволяют сформулировать следующие выводы:
1. У учащихся с нарушением интеллекта проявляются и оформляются специфические особенности личностной самооценки: отставание ее формирования от нормы, устойчивое завышение по критерию адекватности, поверхность, неустойчивость параметров оценки, зависимость показателей оценки от внешних обстоятельств. Это обусловленно не только психическим недоразвитием данной категории детей, их личностной незрелостью, неблагополучием связей с социальным окружением, но и отсутствием адекватной состоянию психолого-педагогической работы с ними.
2. На основе определения теоретических подходов построению программы экспериментального изучения возрастной динамики самооценки у учащихся специальной (коррекционной) школы YIII вида, был скомпонован комплекс диагностических методик по выявлению возрастной динамики компонентов личностной самооценки у данной категории детей.
3. По итогам констатирующего эксперимента получены и систематизированы фактические данные, характеризующие особенности возрастной динамики самооценки учащихся с нарушением интеллекта:
- возрастная динамика самооценки учащихся с нарушением интеллекта подросткового возраста проявляется в повышении адекватности (при сохранении неадекватно завышенной самооценки).
- мы выявили, что возрастная динамика самооценки учащихся с нарушением интеллекта в 14 лет самооценка более устойчивая – 83%. В 12-13 лет менее устойчивая самооценка.
- у учащихся с нарушением интеллекта подросткового возраста усложняется содержание самооценки, они имеют не точные представленияо себе своих качествах и не могут сравнить себя с определённым образом.

По нашему мнению, данная особенность личностной самооценки умственной отсталости школьников обусловлено следующими причинами:
- частым использованием педагогами и родителями позитивной оценки знаний и деятельности умственно отсталых школьников;
- ориентацией учащихся при оценке собственных личностных качеств на успехи в учебной деятельности;
- имеющимся у учащихся дефектом, что связано с некритичностью, фрагментарностью психических процессов.