Посмотрите похожие работы
Посттравматические стрессовые расстройства. Методы саморегуляции психических состояний
Профилактика девиантного поведения подростков
Анализ использования НЛП в рекламе
Личностные особенности детей-инвалидов с нарушением зрения, подходящих социально-психологическую реабилитацию
Проблемы взаимодействия личности и социума в трудах Эриха Фромма

Информация о готовой работе

Тема Творчество как элемент развития личности. Исследование детей младшего школьного возраста
Год сдачи в учебное заведение: 2006 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 84 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Творчество как элемент развития личности. Исследование детей младшего школьного возраста

Введение. 2
Глава 1. Теоретические подходы к определению понятий креативности и творчества. 5
1.1. Изучение креативности отечественными и зарубежными исследователями. 5
1.2. Креативность и творческие возможности в свете повседневной реальности и сложившихся стереотипов общества 17
1.3. Творческое воображение как цель обучения в начальной школе 27
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению динамики развития креативности у детей младшего школьного возраста. 46
2.1. Рабочая концепция исследования. 46
2.2. Результаты исследования и их обсуждение. 56
2.3. Выводы 72
Заключение. 81
Список литературы. 84
Введение: Актуальность темы данного исследования обеспечивается признанием важной роли воображения и креативности в психической деятельности людей. Креативность является одной из универсальных способностей, присущих человеку. Исследование креативности занимает большое место в современной психологической науке (Л.С.Выготский, О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, В.С.Мухина, Р.Г.Натадзе, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.). Креативность связана со всеми познавательными процессами и личностью. Эта связь взаимообусловленная. С одной стороны, креативность зависит от уровня сформированности восприятия, памяти, мышления, речи, с другой, - она способствует развитию указанных процессов, создавая основу для образных действий (П.П.Блонский, А.В.Брушлинский, К.И.Вересотская, Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, Л.В.Занков, Е.И.Игнатьев, А.И.Липкина, А.А.Люблинская и др.). Креативность формируется в деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), а сама деятельность значительно улучшается при повышении уровня развития воображения (О.П.Гаврилушкина, Т.Н.Головина, И.А.Грошенков, В.В.Давыдов, Л.С.Коршунова, Е.Е.Кравцова, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Н.Н.Палагина, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин и др.). Креативность выступает как одно из средств коррекции эмоций, воли (Л.С.Выготский, Е.И.Игнатьев, Э.В.Ильенков и др.), оказывает существенное влияние на учебную деятельность и последующую социальную адаптацию выпускников школ.
Проблема изучения креативности музыкально одаренных детей показалась автору работы наиболее интересной, ибо музыка – это искусство, отражающее (творящее) действительность в звуковых, художественных образах, а, как нам известно, творчество порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью, способствуя тем самым развитию личности человека.
Целью нашего исследования стало изучение процесса творчества и динамики развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – музыкально одаренные дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: уровень развития креативности и творческого воображения у музыкально одаренных детей разных возрастных групп статистически достоверно различается.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Выявить специфические особенности креативности, дать определение.
2. Определить основные критерии и предпосылки развития креативности.
3. Описать методы диагностики творческих способностей, этапы, ход и результаты тестирования по развитию креативности детей.
4. Провести исследование, направленное на изучение отличий креативности у детей разного возраста.
5. Сделать выводы.
Методологической основой исследования явились важнейшие теоретические положения современной философии, общей и специальной психологии и педагогики. Учитывались положения о диалектической взаимосвязи всех психических функций человека, о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости деятельностного подхода в процессе развития.
Глава 2:
Мы видим, что результаты проведения тестов 2006 года разительно отличаются от результатов тестов 2005 года.
Если говорить об оригинальности, как об основном и наиболее важном показателе невербальной креативности в нашем случае, то он значительно ниже, нежели в 2005 году, хотя в целом, показатели по Т-шкале близки к норме у всех, у некоторых они даже выше, но незначительно. В 2005 году показатели разработанности были высокими, значительно выше возрастной нормы. В 2006 году этот показатель так же, как и показатель оригинальности, упал, как по сравнению с 2005 годом, так и в рамках возрастных оценочных показателей Т-шкалы.
Тест «Повторяющиеся линии» наиболее ярко отражает разницу в сравнении с прошлым годом. В тесте «Закончи рисунок» это не столь явно бросается в глаза, так как, по мнению Автора данной работы, тест наиболее интересен для испытуемых, нежели «Повторяющиеся линии», который является несколько однообразным по своей структуре, но именно он позволяет выявить динамику развития или падение показателей креативности.
Говоря о тестах невербальной креативности, можно добавить, что и здесь наблюдается такая же картина: показатели ниже прошлогодних, у некоторых испытуемых они вообще отсутствуют, что отражает, на взгляд Автора, тенденцию «взросления» испытуемых, для которых данные тесты представляются нецелесообразными, возможно, слишком «детскими».
Как показано в практической работе, уровень невербальной/вербально креативности снизился, и, если быть более точными в определениях, произошел тот самый возрастной спад, о котором говорит Богоявленская. И даже то, что испытуемые являются учениками специализированного учреждения, не является сдерживающим фактором. Очевидно, это общая тенденция развития подростка: на пути взросления, на смену фантазиям и воображению приходят правила, стереотипы и каноны общества. Свобода детской непосредственности обретает общепринятые рамки, клише, когда те или иные решения необходимо принимать, исходя из накопленного опыта, а действовать обдуманно и с пониманием. В книге Н.Н Николаенко есть очень яркая цитата Сперри: «… наша система образования, так же, как и наша наука, в общем, имеет тенденцию игнорировать невербальную форму интеллекта. Таким образом, современное общество дискриминирует правое полушарие». Креативность – редкая черта, поскольку она требует одновременного наличия ряда характеристик, пишет Н.Н. Николаенко, - понятливости, нешаблонности мышления, способности мыслить в необычной манере, настойчивости. Ни одна их этих черт не является особо редкой. Но необычно сочетание их у одного и того же человека.
Заключение:
Проведенный теоретический анализ работ, посвященных проблеме творческого воображения и креативности, свидетельствуют о достаточной изученности данного явления у детей младшего школьного возраста как в области общей психологии, так и в области психологии творчества. При этом, как следует из этих работ, воображение занимает в жизнедеятельности людей, и, особенно, в творческой деятельности важное место, во многом определяя ее успешность. На основе анализа существующих концептуальных подходов к изучению креативности, можно сделать вывод о недостаточности знаний о взаимосвязях между упомянутыми явлениями и необходимости их выявления и изучения.
Таким образом, можно подвести общий теоретический итог по данному вопросу:
• креативность наряду с творческим воображением является одной из форм отражательной деятельности сознания;
• специфика отражательной деятельности креативности и воображения заключается в том, что они отражают действительность как возможность, вероятность, путем переконструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивают ориентацию человека в вероятностной среде;
• креативность сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;
• креативность опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;
• креативность значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;