Посмотрите похожие работы
Судебное доказывание (понятие, правила, процесс)
Иск в арбитражном процессе
Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности
Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции РФ
Правовое регулирование банкротства, процедура банкротства.

Информация о готовой работе

Тема Расчеты по инкассо, особенности правового регулирования
Год защиты: ИЭУиП 2004 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 68 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Расчеты по инкассо, особенности правового регулирования

Введение 3
Глава I. Общие положения о расчетах в
Российской Федерации 7
§1. Понятие и виды расчетных отношений
7
§2. Правовое регулирование расчетных
отношений 20
§3. Виды безналичных расчетов 22
Глава II. Расчеты по инкассо по
законодательству Российской Федерации 31
§1. Общие положения об инкассо по
законодательству Российской Федерации. 31
§2. Коллизии в современном
законодательстве в сфере правового регулирования
расчетов в порядке инкассо. 35
Глава III. Международное регулирование
расчетных отношений по инкассо 42
Заключение 55
Список литературы 59
Приложение 65
Введение: Наша страна пережила множество потрясений и кризисов («перестройка», дефолт 1998 г., экономические кризисы). За любым из этих событий косвенно стояли правильные или неправильные действия законодателей, которые реагировали не вовремя на колебания нашей экономики.
За годы реформ в нашей стране накапливается свой собственный правовой опыт, который необходимо применять на практике. С убыстрением темпов роста экономики, убыстряется и хозяйственная жизнь страны. Возобновляются, либо уже возобновились прерванные было хозяйственные связи между хозяйствующими субъектами. Это влечет за собой все укрупняющийся товарный, денежный оборот. Что подразумевает за собой взаимные расчеты, которые осуществляются, в том числе, и в безналичной форме, которая является превалирующей при расчетах между юридическими лицами.
В результате фундаментальных изменений в финансово-экономическом развитии России в процессе формирования рыночной экономики и рыночных отношений произошли существенные сдвиги и преобразование институционной структуры хозяйствующих субъектов, выразившиеся, в частности, в появлении коммерческих банков и иных кредитных организации, которые в настоящее время функционируют в рамках двухуровневой банковской системы. Внедрение рыночных институтов в экономические отношения хозяйствующих субъектов наряду с гиперростом их числа и появлением разнообразных организационно-правовых форм создало объективные предпосылки для существенного роста объема расчетных отношений в хозяйстве. Развитию этой тенденции способствовали также и либерализация внешнеэкономической деятельности российских предприятий и предпринимателей, широкая интеграция России в мирохозяйственные связи и ее участие в международных финансово-экономических организациях. Все это, в конечном счете, обусловило повышенный интерес как отечественных, так и зарубежных исследователей к вопросам правового регулирования расчетных отношений.
Темой данной дипломной работы является «Правовое регулирование расчетов по инкассо». Данный раздел Гражданского права относится к так называемым «Безналичным расчетам», которые имеют свою специфику. Впервые основные вопросы совершения расчетных операций регулируются на уровне закона. ГК устанавливает, что платежи на территории РФ осуществляются наличными деньгами и в безналичной форме (п. 1 ст. 140 ГК). Расчеты, не связанные с предпринимательской деятельностью граждан, разрешаются наличными деньгами (ст. 861 ГК). Расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, как правило, должны производиться в безналичном порядке. Однако в настоящее время не предусмотрено каких-либо ограничений или запретов на осуществление расчетов с участием граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, наличными деньгами.
Глава 3:
Изменение и отзыв инкассового поручения. Они не регламентируются Унифицированными правилами. Однако в соответствии со сложившейся практикой инкассовое поручение может быть изменено или отозвано доверителем или банком-ремитентом лишь в том случае, если соответственно банк-ремитент или представляющий банк получает извещение об изменении или отзыве инкассового поручения до фактического исполнения соответственно банком-ремитентом или представляющим банком инкассового поручения. При получении извещения об изменении инкассового поручения банк-ремитент или представляющий банк исполняет инкассовое поручение в соответствии с данными изменениями. При получении поручения об отзыве банк-ремитент или представляющий банк обязаны возвратить переданные документы соответственно доверителю или банку-ремитенту. Нужно иметь в виду, что согласно ст.4 Унифицированных правил банки не вправе следовать каким-либо указаниям, полученным ими от любого лица, кроме направившего им инкассовое поручение (если иное не указано в инкассовом поручении). Следовательно, доверитель имеет право давать какие-либо указания инкассирующему банку лишь через банк-ремитент.
Ответственность банков при исполнении инкассового поручения. В случае ненадлежащего исполнения банками обязанностей по исполнению инкассового поручения банк-ремитент, инкассирующий банк и представляющий банк возмещают соответственно доверителю или банку-ремитенту понесенные убытки. Вместе с тем банки не несут никакой ответственности за задержки или потери в пути каких-либо сообщений, писем или документов, либо за задержку, искажение или какие-нибудь ошибки в текстах сообщений, либо за ошибки в переводах или толковании технических терминов (ст. 14). Как было отмечено, банки не отвечают за форму, действительность, фальсификацию, подлинность или юридическую силу любого передаваемого ими документа (ст. 13). Кроме того, представляющий банк не отвечает за подлинность подписи под акцептом переводного векселя (иного документа) или за наличие у лица, подписавшего акцепт (иной документ), полномочий на такое подписание (ст.22-23).
Таким образом, банки, участвующие в расчетах по инкассо, выступают в роли посредников и не несут никакой ответственности за неоплату или неакцепт документов. Их обязанности ограничиваются тем, что они должны предоставить импортеру документы к оплате (акцепту) либо направить документы другому банку для предоставления к оплате (акцепту), т.е. выполнить в значительной степени технические функции. Именно этим фактом определяется относительная дешевизна данной формы международных расчетных отношений.
Заключение:
Таким образом, приступая к заключительной части нашей работы, можно сделать некоторые выводы. Расчетные отношения играют огромную роль в экономике всех стран. Существуют как наличные, так и безналичные расчеты. Но по масштабам средств превалируют все-таки безналичные расчеты, т.к. ГК РФ устанавливает определенные ограничения в данной области. Все сделки должны производится в безналичной форме, если размер их превышает 60 тыс. рублей. Мы установили, что формами безналичных расчетов, как в нашей стране, так и в международной практике являются: расчеты платежными требованиями (поручениями), чеками, аккредитивами, расчеты в порядке инкассо. Каждый из этих видов расчетов имеет свои достоинства и недостатки. Так, расчеты посредством аккредитивов являются удобными для поставщика, но являются относительно дорогостоящей операцией, есть риск, что действие аккредитива закончится до поступления средств поставщику. С этих позиций в более выгодном свете представлены расчеты в порядке инкассо. Сама операция не требует особых затрат. Банки в этом случае выступают в роли организаторов. Как мы выяснили, по данному договору получатель платежа поручает банку передать определенные договором документы (товарораспределительные накладные, страховые документы) против произведенного платежа.
Также в ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что международная классификация участников данного правоотношения является более точной. Поэтому, на наш взгляд, необходимо банк-эмитент именовать банком-ремитентом, и, соответственно, исполняющий банк – инкассирующим банком. Т.к. данная классификация субъектов данного правоотношения более точно отражает их участие.
Также необходимо сделать вывод о распространенности расчетов по инкассо в международной практике. Широкое распространение инкассо в международных расчетах связано, прежде всего, с его относительной дешевизной (поскольку банки не несут ответственности за платеж и выполняют чисто организационные функции, в число выплачиваемого им вознаграждения включаются только комиссия и компенсация понесенных расходов). Кроме того, государство может легко контролировать трансграничное движение валюты, предписывая перечень обязательных к приему на инкассо документов: экспортно-импортных лицензий, разрешений и т.п.
Но, с другой стороны, инкассо имеет ряд существенных недостатков. Для него характерен разрыв во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и получением платежа, срок которого может быть достаточно продолжительным, что замедляет оборачиваемость средств экспортера.
И, наконец, хотелось бы остановиться на источниках правового регулирования расчетных отношений, в т.ч. и расчетов по инкассо. Как мы уже видели выше, расчетные отношения регулируются прежде всего нормами национального законодательства различной природы (частно-правовыми и публично-правовыми), закрепленными в разного рода нормативно-правовых актах. В их число входят федеральные законы, стоящие в иерархии нормативно-правовых актов в первом ряду (главным образом Гражданский кодекс РФ, а также Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и другие законы); подзаконные нормативно-правовые акты, среди в ряду которых ключевыми выступают акты Банка России (Положение ЦБР от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации»), а также инструкции, положения, и указания иных федеральных органов исполнительной власти. Заключают этот перечень локальные нормативные акты самих кредитных организаций, принятые в качестве внутрибанковских правил на основании законодательства и нормативных актов Банка России. В процессе применения национально-правовых норм существенную роль играют акты толкования права, принимаемые в виде постановлений и других документов Высшим Арбитражным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ.