Посмотрите похожие работы
Посттравматические стрессовые расстройства. Методы саморегуляции психических состояний
Профилактика девиантного поведения подростков
Анализ использования НЛП в рекламе
Личностные особенности детей-инвалидов с нарушением зрения, подходящих социально-психологическую реабилитацию
Проблемы взаимодействия личности и социума в трудах Эриха Фромма

Информация о готовой работе

Тема Психологическая профилактика эмоционального выгорания лиц, занятых в профессиях социального типа
Год сдачи в учебное заведение: 2006 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 52 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Психологическая профилактика эмоционального выгорания лиц, занятых в профессиях социального типа

ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЦ ЗАНЯТЫХ В ПРОФЕССИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА.6
1.1.Понятие синдрома эмоционального выгорания.6
1.2. Понятие «помогающие профессии».18
1.3. Эмоциональное выгорание как процесс.20
1.4. Предотвращение «синдрома выгорания» .29
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НА УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ.40
2.1. Цель, задачи и методика эксперимента.40
2.2. Результаты исследования.44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .48
ГЛОССАРИЙ .50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.52
Введение: Эмоциональное благополучие профессионала крайне важно для любых профессий типа «человек-человек». Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в том числе педагоги, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения. В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание» — выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Выгорание – дисфункциональное состояние, возникающее у работников под воздействием длительного психоэмоционального стресса. Оно характеризуется эмоциональным истощением, обесцениванием труда и снижением эффективности профессиональной деятельности. Впервые проблема профессионального выгорания была поставлена Х.Фрейденбергером в 1974 году при исследовании медперсонала. С тех пор феномен профессионального выгорания привлекает внимание большого количества исследователей.
Выгорание инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”. Наибольшая вероятность того, что это случится, существует в организациях с высоким уровнем стресса. Профессор К. Чернисс в своей статье “Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет”(2003г.) говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации
лежит на руководителе, потому что существуют такие рабочие места и ситуации, которые, в некотором смысле, просто созданы для выгорания. Большинство людей, работающих в этих местах, очень уязвимы. Они находятся в высоко-стрессовых ситуациях, где от них ожидается высокий уровень выполнения работы, и где они имеют небольшой контроль над тем, что или как они делают. К числу таких профессий относится и профессия педагога.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе профессиональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличается высокой эмоциональной нагруженностью и стрессонасыщенностью.
Объектом исследования является – профессии социального типа.
Предмет исследования – профессиональное выгорание педагогов.
Цель: исследование роли психологической профилактики в предотвращении синдрома эмоционального выгорания. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить специальную литературу по заявленной теме.
2. Определить степень профессионального выгорания педагогов в коллективах двух школ. (выборочно у 10 человек)
3. Проанализировать влияние мероприятий по профилактике на профессиональное выгорание.
4. Обработка и анализ результатов исследования.
Гипотеза: с помощью психологической профилактики, возможно предупредить либо приостановить профессиональное выгорание педагогов.
Практическая значимость данного исследования будет заключаться в анализе эффективности мероприятий по профилактике эмоционального выгорания и разработке научно обоснованных рекомендаций по данной проблеме.
Глава 2:
Назначение методики - измерение уровня проявления эмоционального выгорания – механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.
Ход обследования.
Методика В.В. Бойко состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Испытуемый, в соответствии с инструкцией, отвечает на них в виде утвердительных или отрицательных ответов.
Инструкция испытуемому. Внимательно прочитайте каждое суждение и отвечайте “да”, если Вы согласны с его содержанием, и “нет”, если не согласны (помните, что в суждениях речь идет о Ваших партнерах – субъектах Вашей профессиональной деятельности: пациентах, учащихся и др.)
Обработка результатов. (Ключ см. приложение 1)
Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающих в себя по 4 симптома:
Фаза “напряжения”
1. Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”.
2. Симптом “неудовлетворенности собой”.
3. Симптом “загнанности в клетку”.
4. Симптом “тревоги и депрессии”.
Фаза “резистенции”
1. Симптом “неадекватного избирательного эмоционального реагирования”.
2. Симптом “эмоционально-нравственной дезориентации”.
3. Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.
4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.
Фаза “истощения”
1. Симптом “эмоционального дефицита”.
2. Симптом “эмоциональной отстраненности”.
3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”
4. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”.
В соответствии с “ключом” осуществляются следующие подсчеты:
1) определяется сумма балов раздельно для каждого из 12 симптомов. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов – симптом не сложился;
- 10-15 баллов – складывающийся симптом;
- 16 и более – симптом сложился.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме.
2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования ЭВ. В каждой из фаз оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления качественно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась (в большей или меньшей степени):
- 36 и менее баллов – фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов – фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.
3) находится итоговый показатель синдрома ЭВ – сумма показателей всех 12 симптомов.
В таблице 1 представлены результаты исследований степени эмоционального выгорания у педагогов.
Заключение:
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, а также вероятность возникновения профессионального стресса. Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в том числе педагоги дошкольных образовательных учреждений, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения.
Синдром эмоционального выгорания – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте
Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно .
Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
В современных условиях невозможно полностью исключить в работе профессиональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние. Для того чтобы повысить степень психологического благополучия работников образования необходимо обеспечивать им как индивидуальную, так и общую поддержку.
В результате проведённого исследования были сделаны выводы о том, профессиональная психологическая помощь воспитателям по поддержанию и улучшению их эмоционального и физического самочувствия занимает важное место в укреплении психического здоровья педагогов, способствует профилактике синдрома «эмоционального сгорания», а обучение осознанному управлению собственными эмоциональными состояниями, приемам и способам саморегуляции является важнейшим компонентом психологического образования.