Посмотрите похожие работы
Платежные системы на основе пластиковых карт. (на конкретном примере)
Межбанковский кредит, проблемы и перспективы его развития
Организация валютных операций в коммерческом банке, на примере в АБ «Первомайский»
Операции российских коммерческих банков с ценными бумагами для примера использовать КФ ЗАО «Нефтепромбанк»
Управление капиталом коммерческого банка. АКБ «Горе от ума»

Информация о готовой работе

Тема Контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций
Год защиты: Ульяновский Государственный Технический Университет 2003 г.
Цена:3000 руб.
Объем работы: 84 стр.
Тип работы:Диплом.
Содержание:Заданная тема диплома: Контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций

Введение 3

Глава 1. Концептуальные основы банковского
контроля и аудита 7
1.1 Теоретические основы банковского контроля 7
1.2 Контроль в системе банковского надзора 11


Глава 2. Территориальное учреждение и его роль в
деятельности кредитных организаций 16
2.1 Правовой статус территориального
учреждения и руководство за его деятельностью 16
2.2 Полномочия в области денежно-кредитного
регулирования и организации денежного
обращения и расчетов и полномочия в области
экономического анализа и статистики 20

Глава 3. Основные проблемы и пути совершенствования
контроля за деятельностью кредитных организаций 28
3.1 Регулирование, надзор и осуществление
проверки деятельности кредитных организаций 28
3.2 Регулирование и контроль за деятельностью
кредитных организаций на рынке ценных бумаг
и организация валютного контроля 38
3.3 Организация банковского санирования и
ликвидации кредитных организаций 44
3.4 Проблемы совершенствования банковского
контроля в Российской Федерации 65

Заключение 70

Литература 75

Приложения 79
Введение: В последние годы деятельность кредитных организаций России проходила в условиях реструктуризации банковской системы, взвешенной денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры.
Итоги последних двух лет продемонстрировали рост производительности товаров и услуг, достаточно высокую инвестиционную активность, увеличение реальных доходов населения, позитивные тенденции в реальном секторе экономики, оздоровление бюджетной сферы и укрепление банковской системы.
Рост капитала и ресурсной базы кредитных организаций, а также повышения качества их кредитных портфелей способствовали постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы.
Однако наряду с некоторыми благоприятными тенденциями, которые ни в коем случае нельзя переоценивать, в развитии банковской системы России продолжает оставаться ряд нерешенных проблем. К числу таких проблем можно отнести неэффективность систем управления рисками и внутреннего контроля многих кредитных организаций, недостаточную в ряде случаев достоверность предоставляемой кредитными организациями информации о своем финансовом состоянии, невысокий уровень банковского контроля и аудита /34/.
Укрепление системы банковского надзора ежегодно провозглашается одной из основных целей экономической политики государственной власти. В период до 1998 г., который можно считать этапом становления системы банковского надзора, работа в указанном направлении сводилась к расширению полномочий Банка России в этой сфере и повышению интенсивности проведения инспекционных проверок.
После августовского кризиса 1998 г. стала очевидной необходимость качественного реформирования системы банковского надзора с целью обеспечения более тщательного контроля за рисками банковской деятельности. Однако вплоть до настоящего времени основные усилия государственной власти и Банка России приходилось направлять на устранение последствий кризиса в рамках программы реструктуризации банковского сектора.
Однако созданные организационно-правовые основы регулирования банковской деятельности все еще не обеспечивают достаточный уровень контроля и не всегда в полной мере способствуют поддержанию стабильности банковской системы. До сих пор недостаточно проработаны теоретические и концептуальные основы банковского регулирования и надзора в целом. Остро стоят вопросы определения критериев эффективности банковского надзора и инспектирования, а также создания эффективной системы прогнозирования и раннего предупреждения банкротства кредитной организации /30/.
Глава 3:
Основной результат деятельности органов надзора и инспектирования – комплексный анализ деятельности кредитной организации и формирование практических предложений по ее совершенствованию. Проведение комплексного анализа деятельности кредитной организации возможно только при наличии достаточного (адекватного) информационного обеспечения. Банковское регулирование и контроль, в том числе инспектирование кредитных организаций, носят выраженный информационный характер, поэтому эффективность этой деятельности зависит также от уровня информационного обеспечения /27/.
Документом Банка России, определяющим порядок проведения проверок, является Инструкция от 19.02.1996 г. № 34 «О порядке проведения проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)». В ней говорится, что главная цель проверок – определение непосредственно на месте реального финансового состояния кредитной организации, а также проверка соблюдения действующего банковского, валютного законодательства и нормативных актов Банка России.
Проводимые в настоящее время проверки коммерческих банков носят в основном документарный характер (проверки по формальному признаку исполнения банками действующих законодательных и нормативных актов). Инспекционные проверки рассматривают материалы «дней минувших» (проверяемый период обычно охватывает два года) только с точки зрения соблюдения действующего законодательства при отсутствии в банковском надзоре системы прогнозирования финансового состояния коммерческого банка.
В последние годы Банк России уделял большое внимание обеспечению качества банковского аудита, устанавливая в нормативных актах отдельные нормы, регулирующие аудит кредитных организаций /9/.
Документом, определяющим порядок регулирования аудиторской деятельности в области банковского аудита, являлось Положение Банка России от 10.09.2997 г. № 64 (данный документ по ряду норм на сегодня не является действующим, но по сути – это единственный документ, регламентирующий порядок аудиторской деятельности в банковской сфере).
Другим очевидным недостатком сформированной в России системы банковского контроля и аудита является неэффективное применение механизмов оценки системы внутреннего контроля кредитных организаций.
Необходимость оценки эффективности системы внутреннего контроля в кредитных организациях была признана Банков России в 1997 году.
Ключевым элементом системы внутреннего контроля стало образование в кредитных организациях служб внутреннего контроля – структурных подразделений, в обязанность которым временно исполнение отдельных контрольных функций.
В группе ошибок, допускаемых надзорными органами при оценке эффективности системы внутреннего контроля, следует отдельно выделить необъективность оценки деятельности службы внутреннего контроля в части контроля за рисками. Следует отметить многочисленные разногласия по поводу алгоритмов оценки риска, Так, при оценке кредитного риска территориальные управления Банка России обычно руководствуются нормативными значениями коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами /33/.
Заключение:
Как известно, банковский надзор призван обеспечивать стабильность банковской системы страны в целом, надежное функционирование отдельных кредитных организаций в целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Однако он является все-таки инструментом "«тонкой настройки"» и далеко не все факторы, от которых зависит реализация этих целей, находятся в сфере его влияния, контроля и ответственности.
Вследствие дефицита капитала, необходимого для обеспечения банками достаточного уровня ликвидности, резкого снижения платежеспособности части банков и их неспособности выполнять свои обязательства перед кредиторами и клиентами резко упало доверие как населения, предприятий и иностранных партнеров к банковской системе, так и внутри самого банковского сообщества. Произошла остановка межбанковского денежного рынка, имели место аресты корреспондентских счетов отдельных российских банков за рубежом, в результате чего уменьшился приток экспортной валютной выручки в Россию, сократились выраженные в иностранной валюте ликвидные активы.
Кризис банковской системы выявил накопившиеся недостатки и проблемы в деятельности российских банков, которые в значительной мере усугубили действие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Основными такими проблемами официально признаны:
- низкий уровень банковского капитала;
- незначительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего существенная часть банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной;
- высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов;
- чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном


«спекулятивный доход», недостаточной внимание к кредитованию реального сектора экономики;
- пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий;
- высокая зависимость банков от их крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами банков и участниками их финансово-промышленных групп;
- низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а в отдельных случаях личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
- политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за пределы собственно банковского дела;
- недостаточная жесткость надзорных требований;
- недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора, отсутствие системы страхования вкладов граждан, организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.
Причинами разразившегося в России в 1998 г. финансового кризиса являлись не столько накопившиеся в самой банковской системе проблемы, упущения в деятельности надзорных органов, сколько неудовлетворительное состояние реального сектора экономики и государственных финансов, выразившееся в спаде производства и хроническом дефиците государственного бюджета, ошибки в экономической политике.
До августа 1998 года банковская система России развивалась на основе тех макроэкономических параметров, которые были заданы единой денежно-кредитной политикой государства и которые привели к тому, что в активах
значительной части банков, ориентировавшихся на предсказуемый валютный курс и устойчивой функционирование рынка ГКО-ОФЗ, большой удельный вес имели операции с ценными бумагами, в первую очередь с государственными, а в пассивах – привлеченные вклады населения и ресурсы с международных рынков капиталов. Отказ в августе 1998 года правительства России от продолжения обслуживания и погашения внутреннего долга привел к замораживанию выплат по ГКО и ОФЗ, остановке функционирования финансовых рынков, скачку валютного курса, что и явилось непосредственным толчком к резкому обострению ситуации в банковской сфере России.