Лечебная физкультура при пиэлонефрите




                                   РЕФЕРАТ



Студентки РЭА 1 курса группы 31-03 факультета “Бизнеса и делового
администрирования” Сургучевой М. С.
Тема:  Влияние  физических  упражнений  на   организм   человека.   Лечебная
физкультура при пиэлонефрите.

         ЧЕЛОВЕК  -  общественное  существо,  представляющее  собой   высшую
ступень   развития   живых   организмов   на   Земле,   обладающее    сложно
организованным мозгом, сознанием и членораздельной речью. Сущность  человека
нельзя  свести  к  особенностям  его   анатомического   строения,   например
вертикальному  положению  тела,  специ  фическому  строению  конечностей   и
сложной   организации   мозга.   Человек   со   всеми   его   специфическими
особенностями есть продукт общественноисторического развития.  При  этом  он
имеет  не  только  свою  общественную  историю,  но  и   свою   естественную
предысторию. Эволюция анатомо-физиологического строения животных  постепенно
подготовила  возможность  перехода   к   анатомо-физиологическому   строению
человека. А возникновение сознания  было  подготовлено  всем  предшествующим
ходом   естественной   истории   умственного   развития   животных.   Начало
изготовления  искусственных   орудий   труда   ознаменовало   собой   начало
возникновения человека. И  в  результате  неуклонно  развивающейся  трудовой
деятельности человек не только видоизменял природу,но и  видоизменялся  сам.
Пока наконец не достиг в течении сотен лет современного типа строения  и  не
превратился в новый биологический  вид,  именуемый  Homo  Sapiens  (разумный
человек).


                       Анатомо-физиологический очерк.


         Тело человека, как  и  всех  животных,  имеет  клеточное  строение.
Образующие его клетки имеют различное  строение  соответственно  выполняемым
ими  функциям  и  образуют  различные  ткани  (мышечную,  нервную,  костную,
внутренней  среды  и  другие).  Из  тканей  составляются  органы  и  системы
органов. Опорные и двигательные функции осуществляются скелетом  и  мышцами,
объединенными  в   единый   опорнодвигательный   аппарат;   питание-системой
пищеварительных органов, в число которых  входит  пищеварительная  трубка  и
большие пищеварительные железы;  дыхание-дыхательными  органами,  состоящими
из дыхательных путей и легких; выведение конечных продуктов обмена  (кала  и
мочи) - выделительной системой (органами экскреции), в число которых  входят
почки, легкие и кожа; воспроизведение потомства - системой половых  органов;
перенос пищевых веществ, дыхательных газов,  гормонов,  продуктов  обмена  -
системой  органов  кровообращения  и  лимфатической  системой;  связь  между
тканями, органами и всего организма с внешней средой осуществляется  нервной
системой.


         Рассмотрим по  подробнее  функциональную  взаимосвязь  в  организме
человека. Наружным покровом тела, защищающим  организм  от  внешних  вредных
воздействий и влияний  среды,  является  кожа,  которая,  кроме  того  несет
функции раздражений, выделения и теплорегуляции.  Механической основой  тела
является скелет, к которому  относятся  кости  и  их  соединения;  вместе  с
мышцами он составляет опорно-двигательный  аппарат,  причем  кости  являются
пассивной его частью, а  мышцы  -  активной.   Функциями  скелета  являются:
опора всего тела и всех его  мягких  частей  (мышц,  внутренностей);  защита
особо важных частей организма  (мозг,  сердце  и  другие);  осуществление  с
помощью  мышц  произвольных  движений.    Характер   движений   определяется
геометрической формой  суставов  и  расположением  связок.  Функции  опорно-
двигательного аппарата  подчинены  так  называемой  соматической  (телесной)
нервной  системе.  Все  функции  организма  -  движение,  передача   нервных
импульсов, секреция  желез,  рост,  воспроизведение  потомства  и  прочие  -
связаны с лежащими  в  основе  их  процессами  обмена  веществ  организма  с
внешней  средой.  Внешняя  среда  служит  источником  всех  необходимых  для
организма веществ и той средой, в которой возникает все  внешние  изменения,
поддерживающие функциональную активность и тем самым интенсивность обмена.


         Пищеварение - первый  этап  в  процессе  усвоения,  поступающих  из
внешней  среды  веществ,  необходимых  для  поддержания  обмена;  дальнейшии
стадии обмена протекают в тканях и связаны с процессами  диссимиляции;  роль
последних  состоит  в  освобождении  заключающейся   в   пищевых   веществах
химической энергии, необходимой для осуществления жизненных функций.


         Через ротовое отверстие пищевая масса  попадает  в  пищеварительный
тракт;  при  этом  происходит  последовательная  химическая   обработка   ее
секретами пищеварительных  желез,  всасывание  пищевых  веществ  в  кровь  и
дальнейшее поступление их с током крови по  воротной  вене  и  лимфатическим
сосудам в печень.


         Печень является местом обратного синтеза (образования из  продуктов
всасывания) белков и углеводов и барьером, задерживающем  и  обезвреживающем
многие вредные продукты пищеварения,  и  железой,  образующей  и  выделяющей
желчь. Часть органических  веществ  поступает  с  кровью  непосредственно  в
ткани и органы, где  эти  вещества  используются  для  обновления  тканевого
белка, в качестве  запасных  веществ  (жир),  или  прямо  употребляются  для
работы органов. Непереваренные остатки пищевой массы, уже  в  толстой  кишке
подвергаются гнилостному брожению и превращаются  после  всасывания  воды  в
кал, который скапливается в  нисходящем  отдел  толстой  кишки  и  удаляется
через  прямую  кишку.  Общая  регуляция  пищеварения  происходит  в   центре
пищеварения центральной нервной системы.


         Конечные  продукты  обмена,   возникающие   в   процессе   тканевой
диссимиляции, удаляются через выделительные органы, в основном  через  почки
в виде мочи, а также и  через  кожу,  легкие  и  стенки  желудочно-кишечного
тракта.  Почки, выводя из организма воду и  соли,  регулируют  также  водный
обмен  и  постоянство  осмотического   давления   плазмы   крови.   Удаление
непрерывно образуемой почками мочи  происходит  через  мочеточники,  мочевой
пузырь и мочеиспускательный канал.


         Важнейшим  звеном  обмена  веществ  организма  является  газообмен,
осуществляемый  посредством  дыхания.   Доставляемый  к  тканям  атмосферный
кислород обеспечивает наивысшую степень использования заключенной в  пищевых
веществах химической энергии с расщеплением их до конечных  продуктов,  один
из которых - углекислый газ - удаляется также в процессе дыхания.


         Функции воспроизведения осуществляются половыми органами: у  женщин
половой железой -  яичником,  где  развивается  яйцеклетка,  и  маткой,  где
происходит развитие плода; у мужчин  -  половой  железой  -  яичком:  местом
образования семенных телец. Функции половых  органов  регулируются  влиянием
гормонов нижнего придатка  мозга  (гипофиза)  и  самих  половых  желез;  эти
гормоны влияют  на  развитие  вторичных  половых  признаков,  стимулируют  у
женщин созревание яйцеклетки, развитие  беременности,  а  мужчин  созревание
семенных телец.


         40%  веса  тела  человека  составляют   жидкости.   Циркуляция   их
происходит по  сосудам  кровеносной  и  лимфатической  системы.  Кровеносные
сосуды представляют единую замкнутую систему каналов. В  центре  кровеностой
системы находится сердце - главный двигатель крови  по  кровеносным  сосудам
большого (или телесного) и  малого  (или  легочного)  круга  кровообращения.
Выходящие из сердца артерии  постепенным  делением  доходят  до  мельчайших,
волосных сосудов (капилляров), в которых совершается обмен веществ  и  газов
в большом круге (между кровью и тканями) и  обмен  газами  (между  кровью  и
атмосферным воздухом) в малом круге.  Циркулирующая  в  кровеносных  сосудах
кровь  является  одной  из  главных  внутренних   сред   тела;   постоянство
химического и физического  состава  ее  имеет  первостепенное  значение  для
функции  органов  и  тканей.  Кровь  состоит  из  жидкой  части  -   плазмы,
содержащей белки крови, ионы солей и т.д. и форменных  элементов  -  красных
(эритроциты) и белых (лейкоциты) кровяных телец и кровяных пластинок.


         С кровеносной системой анатомически  и  функционально  связано  так
называемое  ретикуло-эндотелиальная  система,  состоящая  из   лимфатических
узлов, селезенки, косного мозга, а  также  печени.  Роль  ее  заключается  в
образовании клеточных  элементов  крови,  в  выработке  защитных  веществ  и
уничтожении фагоцитов. Так как емкость всех кровеносных сосудов  значительно
больше  общего  количества   крови,   то   распределение   ее   регулируется
специальной  системой  сосудодвигательных  нервов  путем  изменения   ширины
сосудов; в расширенном состоянии находятся сосуды функционирующей  в  данный
момент системы органов или тканей. Обмен веществ между кровеносной  системой
и тканями происходит  через  тканевую  жидкость,  которая  омывает  ткани  и
клетки, беспрерывно обновляется из плазмы и удаляется из  межтканевых  щелей
по лимфатическим сосудам, впадающим в венозную систему.


         Связь всех органов и тканей друг с другом и связь  всего  организма
с внешней средой  осуществляется  нервной  системой.  Ее  роль  в  организме
заключается:


         1. В объединении (интеграции) во времени,  силе,  качестве  функций
клеток образующих органы.

         2. В координации функций органов и систем друг с другом.

         3. В регулировании всех жизненных функций  организма  соответсвенно
изменяющимся условиям среды.

         Нервная  система  разделяется  на  центральную  и   периферическую.
Центральная нервная система, являющаяся скоплением  нервных  клеток  в  виде
узлов или сплошного слоя (коры головного  мозга),  представлена  головным  и
спинным мозгом; периферическая образована совокупностью  всех  нервов  тела,
выходящих из центральной нервной системы.


         Головной мозг и  спинной  мозг  заключены  в  мозговые  оболочки  и
окружены внутренней средой - спинномозговой жидкостью,  проникающей  во  все
щели  и  полости  мозга  и  играющей  роль  тканевой  среды,  через  которую
происходит обмен между тканями мозга и кровеносными сосудами.


         Вся нервная система в целом  и  ее  функционально-различные  отделы
работают  по  принципу  рефлекса.  Строение  и   функции   нервной   системы
определяются  качеством  и  разнообразием   раздражителей   внешней   среды,
окружающей человека, и  ответной  его  деятельностью;  соответственно  этому
различают  разнообразные  виды  воспринимающих  раздражение   механизмов   -
анализаторов. Анализатор состоит из  рецепторов  -  специфических  окончаний
чувствительного нерва, центростремительного  проводника  и  соответственного
участка коры головного мозга - высшего  центра  восприятия,  где  полученное
внешнее раздражение превращается в  ощущение.  К  периферическим  окончаниям
анализаторов  прежде  всего  относятся  органы  чувств:  глаз,  ухо,  органы
обоняния в полости  носа,  органы  вкуса  в  полости  рта,  рецепторы  кожи,
воспринимающие механические, температурные и болевые раздражения.


         Ответная деятельность организма в рефлексах выражается  в  движении
мышц,  в  секреции  всех  видов  желез,  в  регуляции  обменных   химических
процессов в тканях и клетках.


         Отделы  центральной  нервной  системы  представляют  собой  систему
этажей,  надстроенных  один  над  другим,  из  которых  каждый   нижележащий
подчинен вышележащий.  Следовательно, центральная  нервная  система  состоит
из  спинного,  продолговатого,  среднего,  промежуточного  мозга  и  больших
полушарий головного мозга.  Непосредственную  связь  с  органами  и  тканями
через нервы имеют спинной, продолговатый и средний мозг, остальные отделы  -
промежуточный  мозг,  мозжечок,  большие  подкорковые  узлы  мозга  и   кора
полушарий -  осуществляют  координирование  деятельности  органов  и  тканей
через посредство нижележащих отделов мозга.


         Деятельность центральной нервной системы выражается  в  безусловных
и  условных  рефлексах.  Первые  представляются  врожденными,   постоянными,
установившимися  в  процессе  исторического  развития  организма.   Условные
рефлексы представляют систему  временных  связей,  приобретаемых  в  течении
индивидуальной жизни. Они осуществляются функцией коры  полушарий  головного
мозга, обеспечивают связь организма  с  внешней  средой  и  лежат  в  основе
высшей нервной деятельности.


         Наивысшее анатомическое и функциональное развитие  головного  мозга
и его коры отличает человека от всех животных. Выражением  особого  развития
нервной - интеллектуальной - деятельности у человека служит  наличие,  кроме
первой   сигнальной   системы   -   системы   условнорефлекторных    связей,
сформировавшихся при непосредственном воздействии раздражений, исходящих  из
внешней и внутренней среды, еще второй сигнальной системы,  заключающейся  в
восприятии   речи,   сигналов,   заменяющих   непосредственное    восприятие
раздражителя.  Вторая сигнальная система лежит в основе  процесса  мышления,
свойственного лишь человеку.


         Но к сожалению это не только  большой  плюс,  но  и  большой  минус
человечества. Цивилизация настолько облегчила жизнь человеку, что  все  его,
в прошлом  естественные,  навыки  приобрели  характер  чего-то  выдающегося.
Появившиеся  машины,  поезда  и  самолеты  бесспорно  облегчили  возможность
передвижения, но и отняли у человека возможность передвигаться  естественным
путем (летать). Все больше и больше людей сейчас борются за  здоровый  образ
жизни, ведь физическая культура  укрепляет  здоровье,  развивает  физические
силы и двигательные способности человека.  Большое  разнообразие  физических
упражнений,  применяемых  в  процессе  физического   воспитания,   позволяют
человеку быть в хорошей физической  форме  и  вести  здоровый  образ  жизни.
Такие виды спорта как бег,  ходьба  на  лыжах,  бег  на  коньках,  плавание,
гребля не только развивают мышцы, но и укрепляют позвоночник, что  позволяет
с большой долей вероятности избежать многих  заболеваний  в  будущем.  Можно
заниматься любым видом спорта только в целях активного  отдыха,  развлечения
и укрепления здоровья и не ставить перед  собой  задачи  достижения  высоких
результатов и участия в соревнованиях.  Физкультура бывает  также  лечебной,
то  есть  применяется  с  лечебными  и  профилактическими  целями.  Одна  из
особенностей  лечебной  физкультуры  -  непосредственное  активное   участие
самого больного в процессе своего лечения; он  сам  проделывает  назначенные
врачом физические упражнения, сам контролирует правильность их выполнения.


         Лечебная физкультура применяется в различных формах:  гигиеническая
гимнастика; лечебная гимнастика; подвижные  игры;  различные  формы  ходьбы,
спортивные развлечения.


         Гигиеническая  гимнастика   -   комплекс   физических   упражнений,
оказывающий общеукрепляющее воздействие на организм.


         Лечебная гимнастика - комплекс физических  упражнений,  назначаемых
больному  с  лечебно-профилактическими  целями.  Комплексы  составляются  не
только из специальный упражнений применительно к данному заболеванию,  но  и
обязательно из упражнений, оказывающих  общее  воздействие  на  организм.  В
зависимости от заболевания,  содержание  комплексов  лечебной  гимнастики  и
методика их проведения различны.


         У больных с недостаточностью  кровообращения  лечебная  физкультура
помимо общеукрепляющего воздействия, имеет целью облегчение  работы  сердца,
борьбу  с  явлениями  сердечной  слабости,  укрепление  сердечной  мышцы   и
приспособление  ее  к  постепенно  возрастающей   нагрузке,   восстановление
нормального  кровообращения  и  улучшения  обмена  веществ.  При   нарушении
кровообращения после инфаркта  миокарда  специальные  физические  упражнения
вначале   ограничиваются   движениями   пальцев   кистей   рук    и    стоп,
перемежающимися с дыхательными упражнениями.


         При заболевании органов дыхания лечебная  физкультура  способствует
ликвидации  или  уменьшению  проявлений  дыхательной  недостаточности  путем
развития подвижности грудной клетки и увеличения жизненной  емкости  легких.
В  результате  занятий  исчезают  застойные  явления  в  легких,  улучшается
газообмен в тканях, восстанавливается полное глубокое дыхание.  Для  больных
туберкулезом  легких  назначается  лечебная  физкультура  в  виде   утренней
гигиенической  гимнастики  с  целью  общего  воздействия   на   организм   и
устранения отдельных проявлений болезни.


         Лечебная физкультура  является  одним  из  средств  профилактики  и
лечения  заболеваний  пищеварительного  аппарата,  особенно  функциональных:
нарушение двигательной функции желудка и  кишок,  кровообращение  в  брюшной
полости, секреторной  функции  желудка  а  так  же  опущения  внутренностей.
Правильно проводимые физические упражнения восстанавливают  функции  желудка
и кишечника, укрепляя мышцы передней стенки живота и улучшая  кровообращение
внутренних органов, предотвращают дальнейшее  смещение  внутренностей,  а  в
незапущенных случаях даже восстанавливают анатомическое положение.


         Широко  применяется  лечебная  физкультура  при  лечении  некоторых
гинекологических заболеваний.


         Опорно-двигательный   аппарат   испытывает    непосредственное    и
наибольшее  воздействие  физических  упражнений;  суставы   при   отсутствии
движений  теряют  свои  функции,  подвижность.   Корригирующая   гимнастика,
назначаемая  при  искривлениях  позвоночника,  преследует   цели   исправить
искривление, а  так  же  укрепить  мышцы,  окружающие  позвоночник.  Занятия
лечебной физкультурой проводятся методистами или мед.сестрами.


         Наиболее широко в практике лечебной  работы  с  детьми  применяются
игры. Игры как форма лечебной физкультуры  характеризуются  ярко  выраженным
интересом к действиям:  наличие  интереса  вынуждает  играющего  производить
движения  и  действия,  от  которых  он   обычно   отказывается,   мотивируя
нежеланием или болезненностью.


         Спортивные развлечения - прогулки  пешком,  верхом,  на  лыжах,  на
велосипеде  и  другие  (применяемые  главным  образом  в  домах   отдыха   и
санаториях)  должны  быть  строго  дозированы  в  зависимости  от  состояния
здоровья, возраста, подготовленности, метеорологических и других условий,  в
которых они проводятся.


         Противопоказаниями к применению лечебной физкультуры являются:


         1. Общее тяжелое состояние больного.

         2. Опасность внутреннего кровотечения.

         3. Нестерпимая боль при выполнении физических упражнений.

         К сожалению лечебная физкультура практически  не  используется  при
заболеваниях органов  мочевыделения.   Используется  только  общеукрепляющая
лечебная гимнастика, так как пиэлонефрит (от греческого pyelos -  лоханка  и
nefros - почка) - это воспаление почечных лоханок,  осложненное  воспалением
почек вследствие  проникновения  возбудителей  воспалительного  процесса  из
почечной лоханки в ткань почки.  Воспаление  почечных  лоханок  возникает  в
результате проникновения  микробов  в  полость  почечной  лоханки.  Наиболее
частыми возбудителями пиэлита  являются  кишечная  палочка,  стафилококки  и
стрептококки.  Хроническое   течение   болезни   чаще   всего   зависит   от
специфической причины, поддерживающей воспалительное явление. Частые боли  в
поясничной области  не  дают  возможности  заниматься  физической  культурой
регулярно  и  с  полной  отдачей  сил.   Течение   болезни   характеризуется
чередованием  периода  затишья,  когда  больные  не  испытывают  болезненных
ощущений, с периодами обострения,  наступающими  обычно  после  перенесенной
инфекции а так же от авитаминозов и простудных заболеваний.


         И  хотя  лечебная  физкультура  очень  действенное  и   эффективное
средство борьбы с заболеваниями, она, к  сожалению,  не  дает  положительных
результатов (при пиэлонефрите) кроме временного улучшения общего состояния.


Литература:

А. В. Машков “Основы лечебной физической культуры”.
В. Е. Васильев “Лечебная физическая культура”.

Также были использованы статьи следующих авторов:
Ю. М. Бормаш “Человек”
К. Н. Прибылов “Лечебная физкультура”
С. Л. Аксельрод “Спорт и здоровье”
К. В. Майстрах “Профилактика заболеваний”
И. А. Левинсон “Нефрит, пиэлит, пиэлонефрит”