Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в современных условиях на примере КП курортных услуг «Отдых»


                                   Доклад
Глубокоуважаемый председатель государственной комиссии! Глубокоуважаемые
члены государственной  комиссии!
Глубокоуважаемые присутствующие на защите!
Вашему вниманию  предлагается  выпускная  работа  на  тему:  ВНУТРИФИРМЕННОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ НА  ПРИМЕРЕ  КП
КУРОРТНЫХ УСЛУГ «ОТДЫХ»
Сбалансированный внутрифирменный план  представляет  фирме  вполне  ощутимые
блага:   четкую   мгновенную   программу   производственной    деятельности,
эффективную  обратную  связь,  апробированную  стратегию   совершенствования
производства,  высокую  трудовую  мораль  работников  и  работниц,  всеобщую
устремленность   персонала   фирмы   к   инновациям,   сокращение   издержек
производства.
В  данной  работе  я  попыталась  раскрыть   и   проанализировать   основные
направления  планирования на предприятиях гостиничного хозяйства.
Предметом   работы   является     организация    системы    внутрифирменного
планирования    на    предприятии.     Объектом    исследования     является
внутрифирменное  планирование  КП  курортных  услуг  «Отдых».   Актуальность
данной    работы    в    первую    очередь    определяется    необходимостью
совершенствования   внутрифирменного   планирования    выбранного    объекта
исследования.  В  связи  с  актуальностью  выбранной   темы  можно  выделить
следующие цели:
А)  определение   путей   и   методов   совершенствования   внутрифирменного
планирования на выбранном объекте;
Б) Внедрение предложений по совершенствованию  это функции менеджмента.
Из  данных целей можно сделать  вывод  об  огромном практическом  и  научном
значении работы.
Задачами  моих исследований становятся:
   1) Теоретическое исследование сути вопроса;
   2)   Изучение   системы    действующего   планирования   на   исследуемом
      предприятии;
   3) Разработка предложений по совершенствованию планирования
Для  реализации  этих  задач  в  работе  использовались  следующие   методы:
аналитический,  сравнительный, экспертный,  метод  анализа,  статистический,
графический.
Всё это и предопределило структуру данной  работы,  которая  состоит  из  2х
основных  разделов.
В  теоретической  части  раскрывается   в  первую  очередь   сама   сущность
планирования, цели и  задачи  внутрифирменного  планирования.  Я  определила
планирование, как  смотреть  в  будущее;  планировать  -  значит  определять
заранее будущий курс действий.  В  теоретической  части   изложены  основные
аспекты  современной системы внутрифирменного планирования. В  общих  чертах
в  планирование  деятельности  гостиничного  предприятия  входят:  выявления
перспектив развития внешнего окружения,  формулирование  целей  и  вероятных
стратегий, установление первостепенных задач и определение  курсов  действий
для  их  достижения.  Продукцией  планирования  является  система  планов  -
долгосрочных, среднесрочных и оперативных. Процесс  планирования  охватывает
все уровни управления и создает необходимые предпосылки  для  обеспечения  в
принципе в фирме точного соответствия предпринимаемых  действий  требованиям
общих целей.
Но особое внимание, я уделила изучению системы  планирования  на  конкретном
предприятии. Все исследования изложены  во  2-ой  аналитико-рекомендательной
части работы. Гостиница «Отдых» - это  гостиница   2-го  разряда.  Как  и  в
любой гостинице  данного  разряда,  в  гостинице  «Отдых»  есть  водопровод,
канализация, отопление, телефонная связь, душ и ванные  общего  пользования,
ресторан. Номерной фонд (30 номеров) гостиницы представлен на  50%  номерами
первой и на 50% второй категорий и пока   10  недавно  оборудованных  номера
высшей категории.
       Гостиница «Отдых» была построена  с  целью  организации  на  ее  базе
приема и обслуживания туристов  ближнего зарубежья и  Украины  с  высоким  и
средним   уровнем   дохода.   Данное   направление   деятельности   является
приоритетным  и  определяет   стратегию   предприятия   в   целом.   Другими
направлениями деятельности  являются:  оказание  дополнительных  гостиничных
услуг,   туристические,   экскурсионные,   культурно-зрелищные,   спортивно-
игровые,  медицинские и бизнес-услуги.
Основными рынками сбыта продукции и услуг КП «Отдых» являются:
              . ближнее зарубежье (преимущественно – Россия);
              . Украина и АР Крым.
Коэффициент загрузки номерного фонда по официальной  статистике  составил  в
2002  году  в  целом  27,7%.  Что   не  вполне  достаточно  для   финансовой
стабильности предприятия.
 В связи с  этим  основной  проблемой  существующей  сейчас  на  предприятии
является продвижение услуг на украинский туристический  рынок.   Поэтому   я
самостоятельно разработала план  рекламной  кампании  и,  согласовав  его  с
руководством,  начала внедрение в практику.
      Анализ  численности  и  среднемесячной  заработной  платы  КП  «Отдых»
приведен в  Приложении 6
       Среднеучетная численность работников в 2003 году (35 чел) увеличилась
на 1 человека по сравнению с 2002 годом. Расходы  на  оплату  труда  в  2002
году составили 987,5 тыс.грн., это на  125,4 тыс.грн. больше,  чем  за  2001
год. Среднемесячная заработная плата 1 работника  за  2002  год  выросла  по
сравнению с 2001 годом на 177 грн. и составила 429  грн.  Рост  расходов  на
оплату труда и среднемесчной заработной платы объясняется следующим:

-   увеличением окладов и часовых и тарифных ставок с мая 2001 г.;
-   увеличением отработанного времени на 58330  человеко-часов  в  связи  с
   увеличением объема туризма;
-   увеличением поощрительных выплат и материальной помощи.

Особого внимания, на мой взгляд заслуживает  составление финансовых  планов.
Мною   совместно  с   финансовым  менеджером   гостиницы   были   составлены
прогнозы показателей расхода денежных  средств  и  план  доходов  на  2003г.
(Приложение 8 и 9)
Несколько слов  о результатах деятельности предприятия в 1  кв.  2003  года.
Валовые доходы с учётом сборов и налога на добавленную  стоимость  составили
3735 тыс.грн.,  в  том   числе  по   службе  ресторанного  сервиса  1094,  3
тыс.грн.,  от  предоставления  гостиничных  услуг    2412,8   тыс.грн.,   от
реализации дополнительных услуг 227,9  тыс. грн. Это составляет  почти  100%
годового оборота в  1999 году (3793,2 тыс. грн.)  65%  годового  оборота  за
2000 год ( 5072,3 тыс.грн) и 35% годового оборота  2001 года.
В разделе финансовое планирование, мною также были внесён  ряд  предложений,
например, таких как:
1) Реализовать дополнительно в «1С Предприятие»  автоматический  оперативный
   отчет о движении денежных средств.
2)   Разработать   и   внедрить   ежемесячное   планирование   расходов   по
   подразделениям в электронной форме.
3) Ввести  на  основе  утвержденных  планов  расходов  подразделений  лимиты
   использования  товарно-материальных   ценностей,   а   также   установить
   ответственность руководителей подразделений за перерасход.
4) Реализовать с использованием «1С  Предприятие»  контроль  за  выполнением
   планов расходов по подразделениям.
      Данная  выпускная  работа  имела    целью    доказать    необходимость
стратегического планирования деятельности  любой  фирмы,  рассчитывающей  на
финансовый  успех  в   современных   условиях   рынка.    И   хотя   функция
планирования   на  данном  предприятии   осуществляется  не  так   давно   и
охватывает не все  аспекты  деятельности,  уже  сейчас  можно  отметить  ряд
положительных тенденций:
     1.   Проведены   изменения   организационной   структуры   предприятия,
        направленные на  повышение качества управления;
     2.  Внедрена  система  контроля  за  приёмом,  бронированием   клиентов
        гостиницы с целью предотвращения путей утечки доходов;
     3. Расширен  перечень  дополнительных  услуг,  позволивший  значительно
        увеличить доходы гостиницы, особенно в зимнее время;
     4. Приняты меры к улучшению сохранности товарно-материальных ценностей;
     5. Проведён тщательный анализ работы  с поставщиками,  приняты  меры по
        оптимизации закупок по уровню цен, качеству, количеству, времени;
     6. Проведены мероприятия по оптимизации  кадрового  состава  работников
        гостиницы как с учётом создания  новых видов услуг, так и  с  учётом
        возросших требований к качеству обслуживания;
     7. Проведена замена целого ряда руководителей – менеджеров,  работников
        низшего звена  на  более  квалифицированных,  молодых,  инициативных
        специалистов.
   Следует отметить,  что  проведение  вышеуказанных  мероприятий  позволило
значительно  повысить  управляемость   и   взаимодействие   между   службами
гостиницы, перекрыть пути утечки доходов, снизить издержки.
Результаты  работы  в  2002  году  свидетельствуют,  что   можно    работать
эффективно  и  качественно,  что  при  условии  увеличения  загрузки   можно
обеспечивать   стабильно  прибыльную  работу,  уплачивать  налоги  и  решать
социальные вопросы коллектива.