Классическая школа менеджмента


 АДМИНИСТРАТИВНАЯ (КЛАССИЧЕСКАЯ) ШКОЛА МЕНЕДЖМЕНТА (А. ФАЙОЛЬ, Л. УРВИК, Д.
                                    МУНИ)
                             Сущность и принципы
                                                                     «теории
    администрации»

  Возникновение административной школы связано  главным  образом  с  именем
Анри Файоля (1825—1925).  По  мнению  американских  историков  менеджмента,
Файоль является наиболее значительной фигурой  в  науке  управления  первой
половины XX в.
  В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей
и металлургической компании «Комамбо», которая в момент его  назначения  на
ноет генерального управляющего (1888 г.) находилась на грани банкротства, а
ко времени его отставки (1918 г.) стала одним из самых  мощных,  славящихся
своими  административными,  техническими  и  научными  кадрами  французских
концернов. Обобщая  свои  многолетние  наблюдения,  Файоль  создал  «теорию
администрации». Его первая статья, посвященная этой теории,  вышла  в  1900
г., а книга «Общее и промышленное управление» ~ в 1916 г.
  Важную роль в развитии идеи этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни  и  др.,
рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы
и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в
целом.
  В отличие от создателей школы научного  управления  Тейлора  и  Гилбрета,
которые начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно,  повлияло
на их представления об  управлении  организацией,  авторы  административной
школы имели непосредственный опыт работы в качестве  руководителей  высшего
звена управления в большом бизнесе: Файоль, как уже  отмечалось,  руководил
большой  французской  компанией,  Урвик  был  консультантом   но   вопросам
управления в Англии, Муни работал в компании «Дженерал Моторс». В  связи  с
этим их главной заботой  была  эффективность  управления  в  более  широком
смысле слова — применительно к работе всей организации.
 Целью административной школы было создание универсальных принципов
управления, следуя которым, но убеждениям создателей школы, организация,
несомненно, достигнет успеха.
  Принципы управлении — это основные правила, определяющие построение и
функционирование системы управления; важнейшие требовании, соблюдение
которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Фаиоля,
принципы — это маяк, помогающий ориентироваться.
  Рассматривая организацию как специфический вид деятельности и как столь
же своеобразную административную систему и согласуя свои идеи с принципами
Тейлора относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал
следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего
звена управления:
  1. Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для эффективного
использования рабочей силы, применительно ко всем видам труда, как
управленческого, так и исполнительского.
  2. Власть и ответственность. По мнению Фаиоля, власть и ответственность
связаны между собой, причем последняя является следствием первой. Он
считает, что власть сочетает официальный (основанный на занимаемой
должности) пличный (заключающий в себе сплав умственного развития, опыта,
морального уровня, навыков по роду прежней службы и пр.) факторы.
  3. Дисциплина. Понимая дисциплину как уважение соглашении, рассчитанных
на то, чтобы обеспечить повиновение, прилежание, энергичность и внешнее
проявление уважения, Файоль подчеркивает, что для поддержания дисциплины
необходимо наличие хороших руководителей на всех уровнях.
  Из всех средств воздействия па подчиненных в целях укрепления дисциплины
одним из самых действенных Файоль считал личный пример начальника. По его
убеждению, если начальник подает пример аккуратности, никто нс смеет
являться с опозданием. Если он деятелен, мужественен, предан, — ему
подражают, и если он умеет вести дело, ему удастся заставить сотрудников
полюбить работу.
  По и плохой пример также заразителен и, исходя из верхов, он дает иногда
самые губительные последствия для всех.
  4. Единоначалие. Единоначалие, но мнению Фаиоля, имеет по сравнению с
коллегиальностью то преимущество, что оно обеспечивает единство точки
зрения, единство действия и единство распорядительства. Поэтому оно имеет
тенденцию к преобладанию.
  5. Единство руководства. Виды деятельности, преследующие одну и ту же
цель, должны иметь одного руководителя и руководствоваться единым планом.
Двойное руководство может возникнуть, по мнению Фаиоля, лишь вследствие
неоправданного смешения функций и несовершенного разграничения их между
подразделениями, что нс только излишне, но и крайне вредно. Ни в одном из
случаев, по его мнению — нс бывает приспособления социального организма к
дуализму распорядительства;
  6. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащего или группы
служащих нс должны ставиться выше интересов предприятия; интересы
государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан...
Казалось бы, подобное правило не нуждается в напоминаниях. Но невежество,
честолюбие, эгоизм, леность и всякие людские слабости и страсти толкают
людей к пренебрежению общими интересами в угоду
частных.
  7. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны  быть справедливыми
и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и
работодателям.
  8. Централизация. Не прибегая к термину «централизация власти», Файоль
говорит о степени концентрации или рассредоточения власти. Конкретные
обстоятельства будут определять, какой вариант «даст лучший общий
результат».
  9. Скалярная цепь, т.е., по определению Фаиоля, «цепь начальников» от
самого высшего до самого низшего ранга, от ко-торой не нужно отказываться,
но которую следует сократит!,, если слишком тщательное следование ей  может
нанести вред.
  10. Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и вес (каждый) на своем
(его или ее) месте».
  11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны
обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к
подчиненным.
  12. Стабильность рабочего места для персонала. Файоль счи-тал, что
излишняя текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием
плохого управления, и указывал на связанные с этим опасности и издержки.
  13. Инициатива, т.е., но определению Фаиоля, обдумывание и выполнение
плана. Поскольку это «доставляет большое удовлетворение всякому мыслящему
человеку», Файоль призывает администраторов «поступиться личным
тщеславием», с тем чтобы подчиненные получили возможность проявить личную
инициативу.
  14. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении — сила».' Приводя
перечень этих принципов, Файоль указывал, что он нс стремился дать
исчерпывающее их изложение, а попытался
  описать лишь те из них, которые ему приходилось чаще всего применять,
поскольку даже незначительная кодификация принципов является необходимой во
всяком деле. •..)
  Считая предложенные им принципы универсальными, Фай-оль, тем не менее,
указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать
ситуацию, в которой осуществляется управление. Ом отмечал, что система
принципов никогда нс может быть завершена, напротив, она всегда остается
открытой для дополнений, изменении, преобразовании, основанных па новом
опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов
управления  неограничено.
  Отметим, что некоторые приведенные принципы обращены к человеческому
фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом
для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии
и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен.
  Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.
Например, японская компания. «Мицусита электрик» руководствуется следующими
семью принципами управления:
  объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность,
гармония, оценка, — которые перекликаются с принципами, разработанными
Файолем.
  В дальнейшем многие исследователи занимались  изученном  и  теоретическим
описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только
последователями Файоля, развивавшими,  дополнявшими  и  конкретизировавшими
его учение.