Контрольная работа по системному анализу


                МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

              АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
                             имени И.И.Ползунова

                                 Кафедра ИСЭ



                             Контрольная работа

                 по курсу "Теория систем и системный анализ"



                                   Выполнила:
                                   студентка 3 курса заочного отделения
                                   гр.9ПИЭ-01
                                   Савченко Татьяна Анатольевна

                                   Проверил:
                                   Яроцкий А.П.



                               Барнаул - 2003
     Задание 1.

      Каждому из приведенных ниже  положений,  отмеченных  цифрами,  найдите
соответствующий термин или понятие.
     а) Системный подход
     б) Системный анализ
     в) Общая теория систем
     г) Методология
     д) Теория
     е) Система
     ж) Элемент
     з) Подсистема
     и) Цель
     к) Функция
     л) Структура
     м) Поведение системы
     н) Развитие системы
     о) Целостность
     п) Целенаправленность
     р) Синергичность
     с) Эмерджентность
     1. Совокупность  взаимосвязанных элементов преследующих общую  для  них
цель.
     2. Изменение выходов системы в зависимости от изменения ее входов.
     3. Учение о методах и принципах познания действительности.
     4. Новое свойство системы не являющееся суммой свойств ее частей.
     5. Отношение части  к   целому,   при   котором   существование   части
обеспечивает существование целого.
     6. Методы создания структур  с  целью  изучения   на   них   поведения,
функционирования и развития систем с дальнейшей разработкой рекомендаций  по
их управлению.
     7. Простая  часть  системы,   которая  на  данном  уровне  исследования
рассматривается как неделимое целое.
     8.  Свойство   системы,   которое  обеспечивается  проявлением  свойств
целого, эмерджентности, синергичности и системообразующими связями.
     9. Совокупность принципов,  категорий, понятий,  закономерностей  и  т.
п., созданная в результате познания действительности.
     10. Ожидаемое,  желаемое состояние системы,  предполагающее  достижение
определенного результата.
     11. Способ взаимодействия элементов в системе.
     12. Свойство саморазвития системы.
     13. Свойство системы достигать определенного результата.
     14. Переход системы в новое качество.
     15. Совокупность элементов, объединенных по какому- либо признаку.
       16.   Явное   представление    процедур    описания,    предсказания,
конструирование и т.п. объектов как систем.

      Ответы: 1е, 2м, 3г, 4с, 5к, 6б, 7ж, 8о, 9д, 10и, 11л, 12р,  13п,  14н,
15з, 16а.


     Задание 2.
     Дайте системную характеристику предприятия, на  котором  Вы  работаете.
Опирайтесь на методологию системного подхода.

      Рассматриваемое предприятие – магазин самообслуживания.

                             Сущностный аспект:
       ООО  «Вишера»  -  общество  с  ограниченной   ответственностью.   Эта
организация занимается розничной  реализацией  продовольственных  товаров  и
хозяйственных товаров повседневного спроса на  торговой  площади  около  400
м2. Главной задачей является полное  удовлетворение  потребностей  населения
пос.Докучаево г.Барнаула в продуктах питания.

                            Элементарный аспект:
       Производственные   эмеленты:   здание,   оборудование,   транспортные
средства, товары.
        Информационные   элементы:   законы   и    нормативные    документы,
учредительные  документы,  бухгалтерская  отчетность  и  другие   финансовые
документы, телефонные и компьютерные сети, средства массовой информации.
       Социальные  элементы:  управляющий  персонал  –  7   чел.;   служащие
(сотрудники бухгалтерии, операторы, зав.хоз.) –  7  чел.;  прочие  работники
(продавцы, фасовщицы, кладовщики, грузчики,  контролеры,  экспедитор)  –  48
чел.
       Организационные   элементы:   администрация,   бухгалтерия,   склады,
фасовка, торговый зал, охрана.

                           Функциональный аспект:
       Главной  функцией  магазина  является  продвижение  продовольственных
товаров к конечному потребителю.
       Внешние  функции  –   сбыт   товаров,   маркетинговые   исследования,
информационные, финансовые.
      Внутренние функции – организация процесса  торговли  (закуп  и  сбыт),
обеспечение сохранности и проверка качества  продаваемого  товара,  создание
благоприятных   условий   для   социально-культурной    жизни    сотрудников
предприятия.
      Все предприятие поделено на определенные участки работ, осуществляющие
определенные функции.



Рис.1 Функциональная структура маг. «Ермак»



Рис.2 Функциональная структура закупа.



Рис.3 Функциональная структура сбыта выглядит следующим образом:



Рис.4 Функциональная структура бухгалтерии.

                             Структурный аспект:

      Для описания  структур  предприятия  необходимо  выявить  связи  между
всеми элементами.
                   Организационная структура ООО «Вишера»:



Рис.5 Организационная структура ООО «Вишера».


      Структура управления  ООО «Вишера» выглядит следующим образом:



Рис.6 Структура управления ООО «Вишера»

                           Информационный аспект:

       В  ходе  деятельности  предприятия  используются  различные  носители
информации.
   Из внешних источников:
 - законы и нормативные акты РФ;
 - телефонограммы, интернет;
 - реклама в СМИ;
 - результаты маркетинговых исследований;
 - потребительский спрос;
 - договоры на поставку товаров;
 - прайс-листы;
 - счет-фактуры от поставщиков и подрядчиков;
 - хозяйственные договоры.
   Создаваемые в процессе хозяйственной деятельности предприятия:
 - бухгалтерская и налоговая отчетность;
 - реклама в СМИ;
 - предложение товаров;
 - договоры с покупателями;
 - счет-фактуры покупателям;
 - маркетинговые исследования;
 - вторичный потребительский спрос;
 - расчетные документы.

      Информационная система на основе модели «черного ящика».


                            Интегральный аспект:

        Целостность   предприятия   ООО   «Вишера»   как   единой    системы
обеспечивается  централизованной  системой  управления  и   общим   торговым
процессом, который приводит к реализации товаров конечным потребителям.

                            Исторический аспект:

      ООО «Вишера» создано в марте  1999  года  для  осуществления  торговой
деятельности.
      Февраль 2000 г.- построено здание маг.«Ермак».
       Январь  2001  г.  –  смена  директора  предприятия,  что  приводит  к
изменению кадровой политики и введению  новой  единицы  –  зам.директора  по
кадрам, а также к смене политики закупа и увеличению валового дохода.



Задание 3.

     Опишите информационную систему Вашего предприятия на основе моде-

ли "черного ящика".



                               телефонограммы,
                               телефонограммы,



     Задание 4.
     Выявите "дерево целей" предприятия на  основе   анализа   документации.
Результат работы представьте в следующем документе.

               Документ "Дерево целей"

 Карта 1.
       Главная цель предприятия
|                                                                  |
|Максимально удовлетворять спрос различных слоев населения (с      |
|разным материальным достатком), проживающего в районе             |
|пос.«Докучаево» г.Барнаула, на качественные продовольственные     |
|товары разных групп, а также обеспечить удовлетворение            |
|потребительского спроса на услуги общественного питания.          |

Карта 2.
       Долгосрочные цели предприятия (срок свыше 1 года)
|№   |Формулировка целей        |Показатель /      |Примечание       |
|п/п |                          |критерий          |                 |
|1   |Запустить стационарное    |Появление новой   |Получить         |
|    |кафе к маю 2004 г. за счет|торговой площади в|банковский       |
|    |прибыли в размере,        |110 м2            |кредит.          |
|    |недостаток  средств       |                  |Ответственный –  |
|    |восполнить банковским     |                  |директор         |
|    |кредитом .                |                  |                 |
|3   |Увеличить валовую выручку |Процент увеличения|Резервы          |
|    |на 25%, по отношению к    |товарооборота     |увеличения дохода|
|    |соответствующему месяцу   |                  |– за счет сдачи в|
|    |прошлого года до августа  |                  |аренду           |
|    |2003 г. за счет           |                  |прилегающей      |
|    |привлечения новых         |                  |площади.         |
|    |покупателей (строящегося  |                  |Ответственный –  |
|    |дома), а также сдачи в    |                  |директор         |
|    |аренду прилегающей        |                  |                 |
|    |площади.                  |                  |                 |

     Карта 3.
       Среднесрочные цели предприятия (срок до 1 года)
|   №|Формулировка целей        |Показатель /      |Примечание       |
|п/п |                          |критерий          |                 |
|1   |Провести реконструкцию    |Появление новой   |Ответственный –  |
|    |летней торговой площадки в|пристройки с      |зав.хозяйством   |
|    |срок до декабря 2003 г.   |правой стороны    |                 |
|    |согласно утвержденному    |здания над летней |                 |
|    |проекту силами сторонних  |торговой площадкой|                 |
|    |организаций за счет       |в 110 м2          |                 |
|    |прибыли текущего года.    |                  |                 |
|2   |Увеличить площадь         |Увеличение площади|Провести ремонт и|
|    |складских помещений до 350|складских         |переоборудование |
|    |м2; срок – июль 2004 года.|помещений до 350  |складских        |
|    |Средства выделить за счет |м2                |помещений.       |
|    |создания резервного фонда |                  |Ответственный –  |
|    |на ремонт ОС в 2003 г. –  |                  |зав.хозяйством.  |
|    |1% от первоначальной      |                  |                 |
|    |стоимости здания.         |                  |                 |
|3   |Закупить к январю 2004 г. |Увеличение        |Ответственный -  |
|    |90% торгового оборудования|инвентарных единиц|директор         |
|    |для кафе согласно         |основных средств  |                 |
|    |утвержденной спецификации |на 7 %.           |                 |
|    |за счет получения         |                  |                 |
|    |банковского кредита       |                  |                 |
|4   |Уменьшить расходы на      |Уменьшение доли   |Ответственный –  |
|    |продажу и издержки        |расходов в общем  |директор         |
|    |обращения до 8% от        |товарообороте до  |                 |
|    |товарооборота; срок – 2006|8%.               |                 |
|    |г. за счет увеличения     |                  |                 |
|    |объема продаж и уменьшения|                  |                 |
|    |доли расходов на единицу  |                  |                 |
|    |валовой прибыли.          |                  |                 |

Карта 4.
       Краткосрочные цели предприятия (срок до 1 года)

|№   |Формулировка целей        |Показатель /      |Примечание       |
|п/п |                          |критерий          |                 |
|1   |Подобрать в течение января|Создание одного   |Ответственный -  |
|    |2002 г. квалифицированных |рабочего места в  |зам.по кадрам    |
|    |администраторов в         |ночную смену      |                 |
|    |количестве 2-х человек для|                  |                 |
|    |работы в ночное время за  |                  |                 |
|    |счет средств фонда        |                  |                 |
|    |накопления.               |                  |                 |
|2   |Уменьшить процент списания|Уменьшение        |Ответственный –  |
|    |товаров на забывчивость   |недостачи товаров |администратор    |
|    |покупателя до 0,25% от    |до 0,25% от       |торгового зала   |
|    |товарооборота к августу   |товарооборота     |                 |
|    |2003 г. без привлечения   |                  |                 |
|    |дополнительных            |                  |                 |
|    |материальных затрат       |                  |                 |
|3   |Создать к марту 2003 г.   |Уменьшение краж   |Ответственный –  |
|    |эффективную систему       |товара на 50 %    |начальник службы |
|    |наблюдения и контроля за  |                  |охраны           |
|    |сотрудниками и            |                  |                 |
|    |покупателями без          |                  |                 |
|    |привлечения дополнительных|                  |                 |
|    |затрат                    |                  |                 |
|4   |Провести сертификацию     |Получение         |Ответственный -  |
|    |здания торгового центра;  |сертификата       |директор         |
|    |срок – июль 2003 г. за    |торговой точки    |                 |
|    |счет фонда потребления,   |                  |                 |
|    |сформированного в 2002 г. |                  |                 |
|5   |Заключить не менее 10     |Количество прямых |Представительские|
|    |договоров с               |договоров,        |расходы – за счет|
|    |производителями           |заключенных с     |прибыли текущего |
|    |продовольственной         |производителями   |года. Приведет к |
|    |продукции (колбасы,       |(не менее 10)     |снижению         |
|    |молочная, кондитер-ская) в|                  |продажной цены   |
|    |срок до сентября 2003 г.  |                  |товара за счет   |
|    |за счет отчислений от     |                  |уменьшения его   |
|    |прибыли текущего года в   |                  |себестоимости.   |
|    |размере 5 %.              |                  |Ответственный –  |
|    |                          |                  |товаровед.       |



     Задание 5.
     На основе  анализа   карты   4   и  действительного  состояния  системы
(предприятия) заполните карту 5 и 6 перечнем функционирования  системы.  Под
проблемой  следует  понимать расхождения  между  желаемым  и  действительным
состояниями системы.

     Карта 5.
     Перечень внешних проблем функционирования предприятия
|    |Формулировка проблемы  |Оценка                              |
|№   |                       |                                    |
|п/п |                       |                                    |
|    |                       |Острота|Возможность   |Тенденция   |
|    |                       |(0-10) |решения (0-10)|нарастания  |
|1   |Малое количество прямых|       |              |            |
|    |договоров, увеличенная |9      |7             |0           |
|    |себестоимость на       |       |              |            |
|    |расходы оптовиков      |       |              |            |
|2   |Малый срок товарных    |       |              |            |
|    |кредитов,              |6      |5             |+           |
|    |предоставляемых        |       |              |            |
|    |поставщиками           |       |              |            |
|3   |Перебои с подачей      |5      |2             |0           |
|    |электроэнергии         |       |              |            |

     Карта 6.
     Перечень внутренних проблем функционирования предприятия
|№   |Формулировка проблемы  |Оценка                              |
|п/п |                       |                                    |
|    |                       |Острота|Возможность   |Тенденция   |
|    |                       |(0-10) |решения (0-10)|нарастания  |
|1   |Нехватка               |       |              |            |
|    |квалифицированного     |3      |10            |-           |
|    |персонала              |       |              |            |
|2   |Высокий процент        |       |              |            |
|    |сверхормативной потери |3      |5             |0           |
|    |товара                 |       |              |            |
|3   |Большие затраты на     |5      |7             |0           |
|    |продажу                |       |              |            |
|4   |Неэффективное          |       |              |            |
|    |использование торговых |4      |8             |-           |
|    |и складских помещений  |       |              |            |

Задание 6.
     Разработайте перечень мероприятий решения, выбранных Вами проблем.
     Результаты представьте в свободной форме.

Мероприятия по устранению текущих проблем функционирования предприятия:

1 проблема – Нехватка квалифицированного персонала

1). Дать объявление в СМИ и в службе занятости;
2). Организовать конкурсный отбор на должность администратора торгового
зала;
3). Разработать график работы администраторов в ночное время.

2 проблема – Высокий процент сверхнормативной потери товара

1). Изучение опыта других магазинов самообслуживания в области сохранности
товаров;
2). Установка камер слежения в торговом зале и складских помещениях;
3). Проведение специальных лекций, бесед с персоналом по повышению их
бдительности и ответственности, внимательности при приемке товаров
(проверять сроки хранения и качество упаковки товаров);
4). Ввести обязательную проверку личных пакетов сотрудников при выходе из
магазина.

3 проблема – Большие затраты на продажу

1). Всесторонний анализ статей расходов предприятия;
2). Выявление нерациональных расходов;
3). Проведение маркетинговых исследований по изучению потребительского
спроса с целью увеличения объемов продаж определенных товарных групп, без
привлечения дополнительного персонала;
4). Заключение прямых договоров с производителями молочных, кондитерских и
мясных изделий с целью уменьшения закупочной стоимости;
5). Разработка новых схем в бухгалтерском учете с целью оптимизации
налогообложения.

4 проблема – Неэффективное использование торговых и складских площадей

1). Перестановка оборудования в торговом зале;
2). Пересмотр выкладки товаров в соответствии с более выгодным товарным
соседством;
3). Переоборудование неиспользуемых подсобных помещений в подвальной части
здания в складские.
                                 Литература


     1. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. –
        М: Дело, 1998. – с.82-125.
     2. Яроцкий А.П. Программа и методические указания по дисциплине
        «Системный анализ информационных процессов» для студ.очной и
        заочной форм обучения спец.0719 – «Информационные системы в
        экономике» / Алт.ГТУ им.И.И.Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ,
        1997. – 7с.
     3.  Яроцкий А.П. Структурно-функциональный анализ информационных
        процессов. Деловая игра по досциплине «Системный анализ
        информационных процессов» для студентов дневной и заочной формы
        обучения специальности 0719 – «Информационные системы в экономике»
        / Алт.ГТУ им.И.И.Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 1997. – 22с.
     4. Учредительные документы, бухгалтерская и финансовая отчетность ООО
        «Вишера».

-----------------------
                                  Оператор

                                 Экспедитор

                                Тех.персонал

                               Зав.хозяйством


                               Внешняя среда –



                                 ПОКУПАТЕЛИ



                                 Контролеры


                            Кассиры-операционисты

                                  Кладовщик

                                  Грузчики

Продавцы-консультанты

                        Администратор торгового зала


                                  Товаровед



                                  Кладовщик


                                 Экспедитор


                                  Товаровед


                               Внешняя среда –


                                 ПОКУПАТЕЛИ

                               Внешняя среда –


                                 ПОСТАВЩИКИ

                                    спрос

                                 предложение

                                   Расчеты

                                Счета-фактуры

                               Внешняя среда-


                                 ПОСТАВЩИКИ

                                  Оператор

                              Бухгалтер-кассир

                             Бухгалтер мат.части

                              Зам.гл.бухгалтера


                              Главный бухгалтер


                            Кассиры-операционисты


                              Общее управление



                                Закуп товаров


                              Фасовка, хранение


                                Сбыт товаров



                               Контроль и учет


                            Продавцы-консультанты

                                  Грузчики

                                  Кладовщик

                        Администратор торгового зала

                              Бухгалтер-кассир

                         Бугалтер материальной части

Зам.гл.бухгалтера


                                  Товаровед



                                Зам.по кадрам



                                Гл.бухгалтер



                                  Директор


                                ООО «Вишера»

                               Товарный отдел

                                   Склады

                                   Отделы

                                  законы и
                             нормативные акты РФ

                               телефонограммы,
                                  интернет

                                Реклама в СМИ

                   Прайс-листы и счет-фактуры поставщиков

                    Результаты маркетинговых исследований

                            Потребительский спрос

                        Договоры на поставку товаров

                           Хозяйственные договоры

                    Бухгалтерская и налоговая отчетность

                            Финансовые документы


                           ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА



              Общество с ограниченной ответственностью «ВИШЕРА»

                                Реклама в СМИ

                         Маркетинговые исследования

                             Предложение товаров

                            Финансовые документы

                     Договоры и счет-фактуры покупателям

                       Вторичный потребительский спрос

                           Начальник службы охраны

                                 Контролеры

Бухгалтерия

Хозяйственный отдел