Менеджмент кризисных ситуаций


                                                     Группа: 4  –  10  –  98
БУБ
                                                     студент:    Заболотный

                                                     Александр  Эдуардович

                                                     адрес:   г. Запорожье,
                                                     ул. Мира   д.  10,  кв.
18
                                                     телефон: 33 – 16 – 77



                       КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА


            по дисциплине: менеджмент кризисных
                                    ситуаций
            факультет: дистанционное обучение
            специальность:     БУБ
            отделение:       бакалаврат



            Преподаватель консультант:  Соломенчук А. А.



                               МАУП                   2000.
                                  Вариант 5

      5.  Основные  организационные  характеристики  менеджмента   кризисных
ситуаций.
      12. Факторы и  признаки  кризисных  ситуаций  в  экономике  (с  учетом
специфики народного хозяйства Украины).
      19. Сформулируйте цель антикризисного управления предприятием.

      5.  Основные  организационные  характеристики  менеджмента   кризисных
ситуаций.

      Менеджмент  кризисных  ситуаций  осуществляется  в  условиях  высокого
уровня  неопределенности  и  большого  дефицита  времени   на   принятие   и
реализацию решений. Принятие управленческим аппаратом  решений,  которые  бы
позволили  достигнуть  желаемого  результата  при   минимальных   негативных
последствиях, возможно на основе системы менеджмента кризисных ситуаций.
      Организационная  характеристика  и  особенности  системы   менеджмента
кризисных ситуаций.
     1.  Когда  возникает  стратегически  неожиданная  ситуация,   начинает
        работать коммуникационная сеть для  кризисных  ситуаций.  Эта  сеть
        действует,   пересекая   границы   организационных   подразделений,
        фильтрует информацию и быстро передает её во все звенья фирмы.
     2. На время преодоления кризисной ситуации необходимо перераспределить
        обязанности высшего руководства:  а)  одна  группа  посвящает  своё
        внимание контролю и сохранению здорового  психологического  климата
        на фирме; б) другая  группа  ведет  обычную  работу  с  минимальным
        уровнем срывов; в) третья  группа  занимается  принятием  кризисных
        мер.
     3. Для  выработки  этих  мер  вводится  в  действие  сеть  оперативных
        кризисных групп:
      - менеджеры и члены оперативных групп, невзирая на сложившиеся каналы
        внутриорганизационных  взаимосвязей,  создают   подразделения   или
        группы стратегического действия, а не просто планирования;
      - связь между кризисными группами и группой управляющих высшего звена
        строится по схеме «звезды», напрямую;
      - группа  управляющих  высшего  звена  и  менеджер  кризиса  в  целом
        формулируют общую  стратегию,  распределяют  ответственность  между
        исполнителями и координируют управление;
      - низовые оперативные группы выполняют работу на своих участках общей
        стратегии преодоления кризиса.
      4. Кризисные  группы  и  связь  между  ними  организуется  заранее,  и
        проходят испытание:
      - может быть заранее организовано несколько систем  связи  различного
        назначения: одна – для решения кризисных проблем в  области  сбыта,
        другая – в  области  технологий,  третья  –  в  области  социальной
        политики и т.д.;
      - кризисные группы  обучаются  быстро  реагировать  на  принципиально
        новые  проблемы,  сочетая  точные  методы  анализа   с   творческим
        подходом.
      5. Связи проходят испытания в некризисных  условиях,  причем  решаются
        реальные  стратегические  задачи,  как   если   бы   они   возникли
        неожиданно.
      В соответствии с этим подходом менеджмент кризисных ситуаций  включает
следующие этапы:
      -  диагностику,  направленную  на  локализацию  и  оценку  параметров
        кризисной области;
      - разработку концепции преодоления кризиса, нацеленную  на  выработку
        стратегических и оперативных мероприятий;
      - реализацию этой концепции для устранения кризиса и его последствий,
        а также для выхода на намеченные цели нормального  функционирования
        организации.
      В свою очередь, каждый из этих  трех  этапов  предполагает  выполнение
более детальных задач.

      12. Факторы и  признаки  кризисных  ситуаций  в  экономике  (с  учетом
специфики народного хозяйства Украины).

      К   факторам   кризисных   ситуаций   можно   отнести   источники   их
возникновения, причины и уровни  организационной  принадлежности  участников
вовлеченных в кризис.
      В обобщенном виде среди источников кризисных ситуаций можно выделять:
      - природные;
      - экологические;
      - производственно-технические;
      - финансово-экономические;
      - социально-психологические.
      К причинам возникновения кризисных ситуаций можно относить:
      -  недостаточный  уровень  (границы)  наших  знаний  о   возможностях
        предсказания кризиса;
      - определенный уровень отчуждения или дисфункций  в  функционировании
        социально-политических,   хозяйственно-экономических,    культурно-
        психологических механизмов;
      -  случайные   отклонения,   просчеты   и\или   ошибки   (инженерные,
        управленческие, политические, исторические и т.п.);
      - преступные действия в отношении личности, организации или  общества
        и т.п.
      Кроме этих типологических причин следует различать  и  смешанные,  или
комплексные, причины, а также их сложные взаимосвязи.
      Кризисные  ситуации  могу  разворачиваться   на   различных   уровнях,
включающие: личности;  группы;  организации  (предприятия,  фирмы);  отрасли
(регионы); нации (государства) и т.д.
      Признаки кризисной ситуации:  наличие  соответствующих  отклонений  от
нормальной ситуации; наличие угрозы высокоприоритетным  целям  и  ценностям;
острый дефицит времени для реагирования на угрозу.
      Относительно кризисной ситуации  в  экономике  Украины  можно  сказать
следующее:
      - признаки кризисной ситуации в экономике Украины: значительный  спад
        производства;  нарушение   сложившихся   производственных   связей;
        банкротство  предприятий;  рост  безработицы;  снижение  жизненного
        уровня, благосостояния населения.
      - факторы кризисной ситуации в экономике Украины:
       -   к  основным  источникам  кризисной   ситуации   можно   отнести:
         производственно-технический  (высокий  уровень   износа   основных
         производственных   фондов,   устаревшие   технологии);   природный
         (неблагоприятные погодные условия  обусловили  низкую  урожайность
         зерновых и других культур в аграрном секторе экономики); финансово-
         экономический  (отсутствие   оборотных   фондов   у   предприятий;
         неблагоприятные    условия    кредитования    и     инвестирования
         промышленного сектора экономики).
       -  причины возникновения кризисной  ситуации  в  экономике  Украины:
         недостаточный уровень (границы) знаний о возможностях предсказания
         кризиса  –  ошибки  и  просчеты   в   деятельности   руководителей
         государства    (госслужащие:    «верхушка»    законодательной    и
         исполнительной власти), из-за  их  недостаточной  компетенции  или
         отсутствия  четкой  системы  управления;  преступные  действия   в
         отношении  общества  и   государства,   указанных   выше   лиц   –
         заангажированность,   лоббирование   из   корыстных    побуждений,
         удовлетворение личных материальных потребностей в ущерб обществу и
         государству в целом  и  т.д.;  случайные  отклонения,  просчеты  и
         ошибки – инженерные, управленческие, политические, которые  нельзя
         сбрасывать со счетов (Чернобыльская катастрофа, выход  неожиданных
         законов и постановлений и т.д.)

      19. Сформулируйте цель антикризисного управления предприятием.

      Главной  целью   антикризисного   управления   предприятием   является
обеспечение прочного положения на  рынке  и  стабильно  устойчивых  финансов
компании при любых экономических, политических и социальных  метаморфозах  в
стране. Также следует заметить, что  основной  целью  менеджмента  кризисных
ситуаций является недопущение  или  определенное  смягчение  этапа  шока  от
наступления кризиса, всемерное  сокращение  продолжительности  этапа  отката
назад и ускоренная адаптация, и стабилизация ситуации.
      В его рамках применяются в  основном  те  управленческие  инструменты,
которые в условиях  экономики  Украины,  наиболее  эффективны  в  устранении
временных  финансовых  затруднений  и   решении   других   текущих   проблем
предприятия.
      Главное  в  антикризисном  управлении  предприятием  –  ускоренная   и
действенная реакция  на  существенные  изменения  внешней  среды  на  основе
заранее  разработанной  тайны  альтернативных  вариантов,  предусматривающих
различные трансформации в этой сфере в зависимости от ситуации.
      В  основе  антикризисного  управления  лежит  процесс   постоянных   и
последовательных инноваций во всех звеньях и областях действий предприятия.
      Антикризисное управление предприятием  нацелено  на  то,  что  даже  в
сложной  ситуации,  в  которой  оказалось  предприятие  (скажем   на   грани
банкротства) можно было ввести в действие такие управленческие и  финансовые
механизмы, которые позволили бы выбраться из трудностей  с  наименьшими  для
предприятия потерями.


Список использованной литературы


1. Крутько В.Н.  Введение  в  менеджмент  кризисных  ситуаций:  Практические
   рекомендации. – К.: МЗУУП, 1994. – 52 с.


2. Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учебник. – М., 1997. – 399 с.


3. Стратегия и тактика антикризисного управления  фирмой.  \  Под  редакцией
   А.П. Градова. – СПб., 1996.


4. Ансофф И. Стратегическое управление \ Под редакцией Л.И.  Евенко.  –  М.,
   1989.