Менеджмент: сущность и структура


     1. Введение.

      В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную
сферу  деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в
значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество
обслуживания  населения.
      В  зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в
области  промышленности,  торговли,  кооперации,  сельского  хозяйства  и
т.п.  в  результате  непосредственного  участия  людей  в  управленческой
деятельности.  Он  обогащается  за  счет  знаний  основ  науки  управления
,  мировых  достижений  в  практической  организации  экономических  и
социальных  процессов  .
      В  России  пока  еще  не  достигнуты  значительные  успехи  в
теоретическом  и  практическом  освоении  менеджмента.
      Реорганизовываются  старые  структуры  управления  и  власти  в
российской  экономике,  при  этом  используются  западные  модели
управления.  Однако  механическое  перенесение  концепции  управления  из
одной  социокультурной  среды  в  другую  ,  слепое  копирование  опыта
того  или  иного  государства  практически  невозможно  и  ведет  к
тяжелым  экономическим  и  социальным  последствиям  .   Менеджмент
обусловлен  такими  базисными  факторами  ,  как  тип  собственности  ,
форма  государственного  устройства  ,  степень  развития  рыночных
отношений  .  Поэтому  развитие  современного  менеджмента   в  условиях
перехода  России  к  рыночной  экономике  в  значительной  мере  зависит
от  этих  факторов.
      В  данной  работе  рассмотрим,  что  же  такое  менеджмент,  так  как
 это  понятие  часто  начинает  встречаться  нам  в  повседневной  жизни.



     2. Понятие  менеджмента .

      2.1. Общие  понятия.

      Менеджмент  (англ . management  -- управление,  заведование,
организация) – это  управление  производством  или  коммерцией;
совокупность  принципов,  методов,  средств  и  форм  управления,
разрабатываемых  и  применяемых  с  целью  повышения  эффективности
производства  и  увеличения  прибыли  (1 , с. 14).
      Современный  менеджмент  включает  две  неотъемлемые  части:
теорию  руководства ;
практические  способы  эффективного  управления,  или  искусство
управления.

      Понятие  “ менеджмент “ прочно  вошло  в  нашу  обыденную  жизнь  и
стало  привычным  для  деловой российской  жизни.  Однако  необходимо
учитывать  ,  что  речь  идет  о  новой  философии  ,  где  действуют  иные
 системы  ценностей  и  приоритетов .
      В  связи  с  этим  следует  подробно  остановиться  на  значении
термина  “менеджмент “.  Русское  слово
“управление “  и  английское  слово “менеджмент “  считаются  синонимами,
однако  в  действительности  их  истинное  содержание  весьма  различается.
Употребляя  термин  “менеджмент “,  мы  следуем  установившейся  в
международной  практике  традиции,  согласно  которой  под  ним
подразумевается  вполне  определенный  круг  явлений  и  процессов.  На
самом  деле  термин  “ управление “  не  является  удовлетворительным
заместителем  термина  “менеджмент “  потому ,  что  в  последнем  случае
речь  идет  лишь  об  одной  из  форм  управления  ,  а  именно  об
управлении  социально - экономическими  процессами  посредством  и  в
рамках  предпринимательской  структуры  ,  акционерной  компании  .  Причем
 адекватной  экономической  основой  менеджмента  является  рыночный  тип
хозяйствования  ,  осуществляемый  на  базе  индустриальной  организации
производства  или  коммерции  .
      Таким  образом,  термин  “менеджмент “  употребляется  применительно
к  управлению  хозяйственной  деятельностью,  тогда  как  у  других  целей
  используются  иные  термины.
      В  наших  условиях  следует  употреблять  термины  “ организация “,
“ управление “  и  “ администрирование”. Тем  не  менее,  государственные,
общественные  и  иные  организации  также  должны  использовать  принципы
и  методы  менеджмента,  если  хотят  достичь  своих  целей  при  минимуме
затрат.
      С  учетом  изложенного  в  работе  термин  “ управление “  в
дальнейшем  будет  употребляться,  с  определенной  степенью  условности,
в  том   же  значении,  что  и  термин  “менеджмент “.
      Для  того  чтобы  определить  понятие  менеджмента,  важно  уточнить
некоторые  входящие  в  него  положения,  прежде  всего  целевое
содержание.

     2. Задачи  и цели   менеджмента.

      Задачами менеджмента  как  науки  являются  разработка,
экспериментальная  проверка   и  применение  на  практике  научных
подходов,  принципов  и  методов,  обеспечивающих  устойчивую,  надежную,
перспективную  и  эффективную  работу  коллектива  (индивидуума)  путем
выпуска  конкурентоспособного   товара.
      В  то  же  время  конечной  целью   менеджмента  как  практики
эффективного  управления  является   обеспечение  прибыльности  предприятия
 путем  рациональной  организации  производственного  (торгового)
процесса,  включая  управление  производством  (коммерцией)  и  развитие
технико-технологической  базы.
      Исходя  из  этого  важнейшей  задачей менеджмента  является
организация  производства  товаров  и   услуг  с  учетом  спроса
потребителей  на  основе  имеющихся  ресурсов. При  этом  к  задачам
менеджмента  также  относятся  ( 2 , с.  34 ):
переход  к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;
стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них
соответствующих  условий  труда  и  системы  его  оплаты;
 определение  необходимых  ресурсов  и  источников  их  обеспечения;
разработка  стратегии  развития  организации  и  реализация ;
определение  конкретных  целей  развития  организации;
постоянный  поиск  и  освоение  новых  рынков;
выработка   системы  мероприятий  для  достижения  намеченных  целей;
осуществление  контроля  за  эффективностью  деятельности  организации,  за
 выполнением  поставленных  задач.

      Задачи  менеджмента  непрерывно  усложняются  по  мере  роста
масштабов  и  развития  производства  и  коммерции. Выполненные  задачи  и
достигнутые  намеченные  цели   оцениваются  на  рынке  .

      Развитие  теории  управления,  разработка  экономико-математических
методов  позволили  многие  качественные  решения  задач  дополнить  или
заменить  точными  количественными  оценками   или  решениями,  а  развитие
 средств  вычислительной  техники  и  коммуникаций  способствовало
повышению  эффективности  управления.  Многие  задачи  ,  которые  ранее
не  могли  решаться  в  реальном  или  допустимом  масштабе  времени  из -
за  трудоемкости  расчетов  ,  стали  повседневной  реальностью  .

     3. Методы  и  модели  управления.

      В  современном менеджменте  существуют  различные  способы  решения
задач  :  конкретные  методы  решения  задач  управления,  моделирование
управленческих  процессов,  информационное  и  техническое  обеспечение
принятия  решений  и  др..
      В  России  теоретическая  и  прикладная  статистика,  экономико-
математические  модели  решения   задач,  инженерных  расчетов  и  т.п.
разработаны  достаточно  хорошо.  Менее  развита   автоматизация  процессов
 обработки   информации  ,  управления  производством  ,  принятия  решений
 .
      Однако  эффективность  управления  зависит  не  только  от  способов
решения  задач,  но  в  огромной  степени  и  от  хозяйственного  механизма
 и  системы  государственного  регулирования.  Поэтому  многие  модели
управления  ( стратегического  и  оперативного ) ,  успешно  используемые
за  рубежом  ,  не  всегда  могут  быть  эффективно  применены  в  России ,
 что  объясняется  разной   степенью    зрелости   рыночных  отношений .
      Если  рассматривать  способы менеджмента  с  позиций  макроэкономики
управления  организациями,  то  можно  заметить,  что  передовые  методы
управления  наиболее  активно  внедряются  в  рамках  действующего  и
изменяющегося  хозяйственного  механизма.

     4. Виды  менеджмента.

      Менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически
все  сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии
взаимодействия менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко
определить  границы  деятельности  ,  которая  составляет  содержание
менеджмента  ,  а  также  выделить  его отдельные  виды ( 1 ,с. 17 ) :

      Производственный менеджмент  --  это  комплексная  система
обеспечения  конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном
 рынке.  Она  включает  вопросы  построения  производственных  и
организационных  структур  ,  выбора  организационно – правовой  формы
управления  производством  ,  сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара  в
 соответствии  с  предыдущими  стадиями  жизненного  цикла  .

      Финансовый менеджмент  - это  комплексная  система  устойчивости  ,
надежности  и  эффективности  управления  финансами  .  Она  включает
формирование  и  планирование  финансовых  показателей  с  соблюдением
научных  подходов   и  принципов менеджмента  ,  баланса  доходов  и
расходов  ,  показателей  эффективности  использования  ресурсов  ,
рентабельности  работы  и   товаров  .

      Инновационный менеджмент  -- это  комплексная  система  управления
инвестициями  ,  вкладываемыми  собственниками  в  развитие  всех  видов
инноваций  .  Она  включает  построение  организационных  структур  ,
выбор  направлений  инноваций  ,  оптимизацию  инвестиций,  разные  аспекты
 управления  персоналом .

      Помимо  приведенных  видов  специального  менеджмента  в  настоящее
время  разрабатываются  другие  виды  (1, с. 24):
менеджмент  социальной  сферы ;
банковский менеджмент;
налоговый менеджмент;
организационный менеджмент;
международный менеджмент;
и  др.


      Менеджмент  как  совокупность    принципов  ,  методов  ,  средств  и
 форм  управления  фирмами  на  Западе  известен  в  нашей  стране  давно
.  Однако  еще  десять  лет  назад  наши  специалисты  считали  ,  что  его
 основными  целями  являются  получение  высокой  прибыли  и  постоянное
опережение  стран  социализма  по  производительности  труда  в  интересах
укрепления  позиций  империализма  .
      Демократизация  общественной  жизни  страны  позволила  широким
слоям  населения  ,  практическим  работникам  ознакомиться  с  накопленным
 богатым  мировым  опытом  теории  и  практики менеджмента  ,  а
ориентация  российской экономики  на  рыночные  отношения  сделала  просто
необходимыми  изучение  и  использование  опыта   передовых  государств .
      В  связи  с  этим  отношение  к менеджменту  в  России  в  последние
годы  значительно  изменилось  .  Опубликованы  труды  видных  теоретиков
и  практиков менеджмента  .  Началась  активная  подготовка  управляющих
менеджеров  . Учрежден  Российский  союз  менеджеров  .



     3. Менеджмент  в  микро - и  макроэкономике.

      Управление  и  экономика  как  сферы  деятельности  и  как  научные
дисциплины  неразрывны . В  управленческой  деятельности  используются
познанные  экономической  наукой  законы  и  закономерности  поведения
людей  при  производстве  ,  обмене  ,  распределении  и  потреблении
материальных  благ  . В  то  же  время  повседневная  организационная  и
управленческая  деятельность  людей  ,  результаты  управленческих  решений
 ,  отражающие  объективные  условия  развивающейся  экономики  ,  служат
основой  для  развития  экономической  науки  .

      Решающим  фактором  производства  становятся  информация  ,  научное
знание  ,  эффективное  развитие   и  использование  которых  требуют
обеспечения  к  ним  широкого  доступа  .

      Изменение  роли  факторов  производства  и  новые  управленческие
подходы  обуславливают  необходимость  пересмотра  содержания  и  роли
таких  экономических  категорий,  как  заработная  плата,  прибыль,
капитал  и  др..
      Новые  подходы  к  управлению  предприятием,  способствующие  успеху
в  конкуренции,  предусматривают  стимулирование  творческой  энергии
работников,  привлечение  их  к  принятию  решений  на  различных  уровнях
управления.  Главным  становится  человеческий  капитал.

      Управление  предприятиями  (менеджмент  в  микроэкономике)  по  мере
развития  рыночной  экономики  все  в  большей  степени  зависит  от
экономической  политики  государства  (менеджмент  в  макроэкономике).
      В  управлении  главным  фактором  становятся  стратегические
решения,  повышается  социальная  ответственность  управленцев  всех
уровней  перед  обществом  и  работниками  управляемых  предприятий.

      Современный   менеджмент  становится  наукоемкой  сферой
деятельности,  и  все  в  большей  мере  требует  высокого
профессионализма  и     разносторонних  знаний .



      4.Современные  проблемы  управления.

      Современный менеджмент,  учитывая  достижения  всех  школ  и
направлений,  интегрирует  их  в  процессе  управления.
      Современный менеджмент  характеризуют  следующие  положения  (3 , с.
23 - 25):
отказ  от  приоритета  классических  принципов  школ менеджмента  ,
согласно  которым  успех  предприятия  определяется  прежде  всего
рациональной  организацией  производства  продукции  ,  снижением
издержек,  развитием  специализации  , то  есть  воздействием  управления
на  внутренние  факторы   производства  .  Вместо  этого  первостепенной
становится  проблема  гибкости  и  адаптируемости  к  постоянным
изменениям  внешней  среды  .  Значение  факторов  внешней  среды  резко
повышается  в  связи  с  усложнением  всей  системы  общественных
отношений  (  в  том  числе  политических,  социальных,  экономических),
составляющих  среду менеджмента  организации.
использование  в  управлении  теории  систем  ,  облегчающей  задачу
рассмотрения  организации  в  единстве  ее  составных  частей  ,  которые
неразрывно  связаны  с  внешним  миром  .  Главные  предпосылки  успеха
предприятия  находятся   во  внешней  среде  ,  причем  границы  с  ней
являются  открытыми  ,  то  есть  предприятие  зависит  в  своей
деятельности  от  энергии  ,  информации   и  других  ресурсов  ,
поступающих  извне  .  Чтобы  функционировать  ,  система  должна
приспосабливаться  к  изменениям  во  внешней  среде  .
применение  к  управлению  ситуационного  подхода,  согласно  которому
функционирование  предприятия  обуславливается  реакциями  на  различные
по  своей  природе  воздействия  извне  .  Центральный  момент  здесь  --
ситуация  ,  то  есть  конкретный  набор  обстоятельств  ,  которые
оказывают  существенное  влияние  на  работу  организации  в  данный
период  времени  .  Отсюда  вытекает  признание  важности  специфических
приемов  выделения  наиболее  значимых  факторов,  воздействуя  на  которые
 ,  можно  эффективно  достигать  цели .
новая  управленческая  парадигма  уделяет  огромное  внимание  таким
факторам  ,  как  лидерство   и  стиль  руководства  ,  квалификация  и
культура  работающих  ,  мотивация  поведения  ,  взаимоотношения  в
коллективе  и  реакция   людей  на  изменения  .

      Ориентация  на  новые  условия  и  факторы  развития  нашла
отражение  в  принципах менеджмента  ,  формулировка  которых  показывает
возросшую  роль  человека  ,  его  профессионализма  ,  личностных  качеств
 ,  а  также  всей  системы  взаимоотношений  людей  в  организациях .
Например  ,  в  составе  важнейших  принципов  ,  которыми  рекомендуется
пользоваться  менеджерам  в  последнем  десятилетии  текущего  века  ,
нередко  называются  следующие  :
благожелательное  отношение  менеджеров  ко  всем  работающим  в
организации ;
ответственность  менеджеров  всех  уровней  за  успешную  деятельность
организации  ;
коммуникации  (  горизонтальные  и  вертикальные)  как  внутри,  так  и  за
 пределами  организации  ;
создание  атмосферы  открытости,  честности,  доверия  людям ;
содействие  реализации  их  талантов  и  стремление  к  постоянному
совершенствованию,  как  личной  работы,  так  и  работы  организации.

      Практическое  воплощение  новых  принципов  управления  весьма
сложно  и  требует  радикального  пересмотра  всей  философии  бизнеса  ,
изменения  психологии  работающих  (  в  том  числе   менеджеров  )  ,
повышения  их  квалификации  и  роста  личного   потенциала  .



     5. Основные  категории  теории  управления.

      Теорию  управления  принято  рассматривать  как  комплексную  науку
или  научное  направление,  опирающееся  на  многие  теоретические  и
практические  знания. Это  объясняется  многогранностью  проблемы
управления  и  многоаспектностью  управленческой  деятельности,  основанной
 на  сознательном  использовании  экономических,  естественно - технических
  организационных,  социально - психологических  законов  и
закономерностей,  присущих  объекту  управления.  Теория  управления
очевидно  должна  быть  ориентирована  на  решение  практических  задач  .

      Элементами  управления  как  всеобщего  вида  человеческой
деятельности  являются  цель  управления  и  способ  достижения  цели  ,
объект  и  субъект  управления  ,  взаимодействующие  в  определенной
окружающей  среде .

      Предметом  рассмотрения  теории  управления  являются  управленческие
 (организационно -  управленческие,  организационно - экономические)
отношения,  реализующиеся  как  информационные  связи  при  организации
производства  и  управлении   им.

      Процесс  управления  включает  сбор,  переработку   и  передачу
информации  (предмет  управленческого  труда),  используемой  для
выработки   решений  (продукт  управленческого  труда).
      Средства  труда  в  управленческой  деятельности  -  методы  и
средства  обработки  и  анализа  информации  и  принятия  на  этой  основе
конкретных  решений  .
      Содержание  управленческого  труда  раскрывается  в  процессе
управления,  состоящем  из  цикличного  повторения  функций  управления
или  конкретных  видов  управленческих  работ,  выполняемых  во  всех
видах  производственной  деятельности:
научно - технической ;
технологической ;
учетной ;
финансовой ;
и  др..



     6. Научные  подходы  к менеджменту.

      Эффективность менеджмента  определяется,  прежде  всего,
обоснованностью  подходов  и  методов.  В  настоящее  время  к менеджменту
применяются  только  некоторые  научные  подходы  ,  что  объясняется  “
узостью “  его  понятия  .  Если  руководствоваться  “ широким “  понятием
,  то  автоматически  добавляются  функциональный  ,  комплексный  ,
динамический  и  интеграционный  подходы  .

      Анализ  теории  и  практики  управления  различными  объектами
позволяет   установить  необходимость  применения  к менеджменту  13
научных  подходов  (таблица  1) (1 , с .24 – 25):


                                        Таблица  1 .

|НАЗВАНИЕ         |КРАТКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ                       |
|Административный |При  административном  подходе            |
|                 |регламентируются  функции,  права,        |
|                 |обязанности,  элементы  системы           |
|                 |менеджмента  в  нормативных  актах.       |
|Воспроизводственн|Воспроизводственный  подход  ориентирован |
|ый               |на  постоянное  возобновление             |
|                 |производства  товара  для  удовлетворения |
|                 |потребностей  рынка  с  меньшими          |
|                 |затратами.                                |
|Динамический     |При  динамическом  подходе  объект        |
|                 |управления  рассматривается  в            |
|                 |диалектическом  развитии,  в  причинно -  |
|                 |следственных  связях  и  соподчиненности. |
|Интеграционный   |При  интеграционном подходе               |
|                 |устанавливаются  взаимосвязи  между       |
|                 |отдельными  подсистемами  и  элементами   |
|                 |системы  менеджмента,  уровнями,          |
|                 |субъектами  управления.                   |
|Количественный   |Сущность  количественного  подхода        |
|                 |заключается  в  использовании             |
|                 |количественных  оценок  при  помощи       |
|                 |математических,  статистических,          |
|                 |инженерных  расчетах  и  т.д.             |

|Комплексный         |При  комплексном подходе  учитываются  |
|                    |технические,  экономические,           |
|                    |социальные   и  другие  аспекты        |
|                    |менеджмента.                           |
|Маркетинговый       |Маркетинговый  подход  предусматривает |
|                    |ориентацию  управляющей  подсистемы  на|
|                    |потребителя                            |
|Нормативный         |При  нормативном подходе               |
|                    |устанавливаются  нормативы  в          |
|                    |управлении                             |
|Поведенческий       |Поведенческий  подход  заключается  в  |
|                    |том,  чтобы  помочь  работнику         |
|                    |осознать  собственные  возможности.    |
|Процессный          |При  процессном подходе  управление    |
|                    |рассматривается  как  совокупность     |
|                    |взаимосвязанных  функций.              |
|Системный           |При  системном подходе  любая  система |
|                    |рассматривается  как  совокупность     |
|                    |взаимосвязанных  элементов.            |
|Ситуационный        |Ситуационный    подход  предполагает,  |
|                    |что  применение  различных  методов    |
|                    |управления  определяется  конкретной   |
|                    |ситуацией.                             |
|Функциональный      |Сущность  функционального  подхода     |
|                    |состоит  в  том,  что  потребность     |
|                    |рассматривается  как  совокупность     |
|                    |функций,  которые  нужно  выполнять    |
|                    |для  ее  удовлетворения.               |


      Данные  подходы  следует  отнести  к  главным  принципам  управления.
 Впервые  термин  “  принципы  управления  “   ввел  инженер  - технолог
Ф.Тейлор  ,  который  в  1911  году  опубликовал  работу  под  названием
“ Принципы  научного  менеджмента  “.



     7. Принципы  менеджмента.

      Принципы  управления  отражают  теоретический  идеал  управления,  к
достижению  которого  необходимо  стремиться.  Реализация  этих  принципов
является  критерием  эффективности  и  научности  управления  на  всех  его
 уровнях  .

      В  принципах  обобщены  познанные  законы  и  закономерности  и
оправдавший  себя  опыт  управления  (рис. 1) .  Принципы  не  привнесены
извне, они  вытекают  из  самой  сущности  общества,  из  уровня  развития
его  производительных  сил,  культуры  и  т.п. (например,  японская  и
американская  модели  менеджмента) (5 , с. 56 - 59):



Рис . 1 . Факторы,  определяющие принципы  управления.


      Для  формирования,  функционирования  и  развития  системы
менеджмента соблюдать принципы,  которые  являются  общими  для  всех
подсистем   системы  управления  (2 , с. 45 - 46):
сочетание  специализации  и  универсализации  в  управлении  (при
выполнении  управленческих  работ  должно  обеспечиваться  оптимальное
соотношение  между  специализацией  и  универсализацией);
устойчивость  к  внешней  среде  (при  изменении  отдельных  элементов
микро - и  макросреды   предприятия  система  управления  должна
продолжать  функционировать  и  выполнять  поставленные  цели);
экономичность  управления  (при  выборе  способов  и  средств  для
осуществления  управления  и  достижения  цели  необходимо  ограничивать
затраты:
          6. трудовые  ;
          7.   материальные;
          8.   временные;
          9.   финансовые;
         10. моральные.
эффективность  управления ;
 сочетание  централизации  и  децентрализации  в  управлении  (в  каждой
конкретной  системе  управления  должен  быть  оптимальный  уровень
централизации  (децентрализации)  выполнения  соответствующих  функций).

      Приведенные  принципы  управления  характерны  для  любой
подсистемы.  Вместе  с  тем  каждая  подсистема  системы  должна
формироваться  и  функционировать  на  основе  еще  и  специфических
принципов  .  Так  специфическими  принципами  управления   персоналом
являются  :
разделение  труда;
единоначалие;
подчиненность  личных  интересов  общим;
и  т.д.



     8. Цели  и  задачи  управления  организацией.

      Невозможно  представить  управление  без  целевой  деятельности
управляющих  субъектов.

      Цель  управления  -  это  относящееся  к  будущему  желаемое
состояние  объекта  управления  --  организации  .
      Вообще  цель  -  мысленное  предвосхищение  результата  деятельности
.  Значит  ,  цель  -- это  идеальное  описание  результата  деятельности
.

      Деятельность  - процесс  достижения  результата  или  цели  .  Не
сами  цели  как  таковые  приводят  к  результату  ,  а  процесс
достижения  их  с  помощью  материальных  средств  или  действий  .
      Средства  достижения – это  существующие  в  природе  и  обществе
предметы  или  действия  (  для  организации  -  ее  структура  и  процессы
)  ,  включенные  в  систему  целенаправленной  деятельности  и
обеспечивающие  получение  определенного  результата  .  Цели  являются
существенным  элементом  системы  управления,  выполняя  :
организующую  роль ;
мотивирующую  роль;
контролирующую  роль.

      Организующая  роль – организация  и  направление  средств  достижения
 целей  на  результат.
      Мотивирующая  роль  - мотивация  деятельности  по  активизации  людей
 на  достижение  цели  . Но  сами  цели  ,  определяя  значимые  для
коллектива  результаты ,  имеют  мотивирующее  значение .
      Контролирующая  роль – сравнение  фактического  и  заданного
(целевого) параметров  системы.

      Иерархия  целей  означает,  что  индивидуальные  цели  определяют
цели  более  высокого  уровня   и,  наоборот,  цели  верхнего  уровня
складываются  (логически)  из  целей  нижнего  уровня  и  так  далее  до
главной  цели.

      Классификация  целей:
по  уровню:
          18. народнохозяйственные;
          19.  отраслевые;
          20. территориальные;
          21. предприятия;
          22. и  т.д.
сроку  действия:
         23. перспективные ;
         24. текущие .
охвату  проблемы  и  масштабу  действия:
         25. стратегические ;
         26. тактические .

      Требования  к  целям (1 , с . 26):
согласованность  и  совместимость  целей ;
реалистичность  (достижимость);
понятность  для  исполнителя;
гибкость  (обратная  связь).

      Обязательную  процедуры  целевого  управления  составляет  построение
 дерева  целей  и  задач.

      Задачи  управления,  сформулированные  в  результате  структуризации
целей  управления,  подразделяются  на  три  типа:
работа  с  людьми ;
работа  с  предметами;
работа  с  информацией.

      Цели  организации  связаны  практически  со  всеми  категориями
управления  (рис . 2) (7 , с .23 - 24):



Технология



                   РИС .2 .  Связь  целей  организации
                 с  основными  категориями  теории
                            управления.
      9 . Природа  и  состав  функций  управления.

      Функция  (  дословно  -  действие )  применительно  к  управлению
характеризует  виды  управленческой  деятельности  ,  возникающие  в
процессе  разделения  и  специализации  труда  в  сфере  управления  .

      Очевидно,  что  в  любом  виде  управленческой  деятельности
(функции  управления)  можно  выделить  задачи  управления  и  входящие  в
них  процессы  и  операции.  Принятие  решений  является  первичной
функцией  менеджмента  и  в  то  же  время   это  составная  часть   любой
функции  управления.
      Функции  управления  можно  условно  разделить  на  общие  и
специальные.  Количество  и  состав  тех  и  других  не  определены .

      Иногда  все  общие  функции  управления  объединяют  в  следующие
группы:
планирование ;
организация;
 оперативное  управление;
мотивация;
контроль;
координация.

      Общность  этих  функций  управления  подчеркивается  их
повторяемостью  или  цикличностью  в  процессах  управления,  поэтому
общие  функции  можно  назвать  и  типовыми     элементами
управленческого    цикла.

      Чаще  всего  управленческую  деятельность  подразделяют  на  четыре
основные  функции  управления  (1 , с . 32  -- 38):

планирование ( выбор  целей  и  план  действий  по  их  достижении ) ;
организация  ( распределение  задач  между  подразделениями  или
работниками  и  установление  взаимодействия  между  ними ) ;
мотивация  (  стимулирование  исполнителей  к  осуществлению
запланированных  действий   и  достижению  поставленных  целей ) ;
контроль  (  соотнесение  реально  достигаемых  или  достигнутых
результатов  с  запланированными ) .



      Эти  четыре  основные  функции  управления  объединены  связующими
процессами  коммуникации  и  принятия  решений.

      Планирование  является  важной  функцией  управления.  К  главным
принципам  планирования  относятся  все  научные  подходы  к  менеджменту
. Их  соблюдение  является  обязательным  условием  разработки
обоснованного  плана  .
      К  дополнительным  принципам  планирования  относятся:
ранжирование  объектов  по  их  важности ;
сбалансированность  плана ;
согласованность  плана  с  параметрами  внешней  среды ;
преемственность  стратегического  и  текущего  планов ;
социальная  ориентация  плана ;
автоматизация  планирования ;
экономическая  обоснованность  показателей;
обеспечение  обратной  связи  системы  планирования  при  управлении.

      В  целом  функция  планирования  осуществляется  в  современных
организациях  на  двух  уровнях:
стратегическом ;
оперативном .

      Следующей  функцией  управления  является  организация
управленческих  процессов . Эти  процессы  подразделяются  на  :
основные ;
вспомогательные ;
обслуживающие .

      К  обслуживающим  управленческим  процессам  относятся:
накопление ;
контроль ;
передача  предмета  труда.

      К  вспомогательным   управленческим  процессам  относятся:
операции,  в  результате  которых  создаются  нормальные  условия  для
выполнения  основных  и  обслуживающих  процессов.

      Основными  условиями  рациональной  организации  управленческих
процессов  являются:
пропорциональность ;
непрерывность;
параллельность;
прямо точность;
ритмичность;
концентрация  однородных  предметов  труда  в  одном  месте;
гибкость  процесса.


      Мотивация - процесс  побуждения  себя  и  других  людей  к
деятельности  для  достижения  целей  организации  и  личных  целей .
      В  теориях  мотивации  выявлены  основные  виды  потребностей,
побуждающих  людей  к  действию,  особенно  при  определении  объема  и
содержания    работы. При  разработки  концепций   наибольшее  значение
имели  работы  А.Маслоу  ,  Ф.Герцберга  и  Д . МакКлелланда .
      По  теории  американского  психолога  А.Маслоу  все  потребности
можно  расположить  в  виде  строгой  иерархической  структуры  (рис .3) .



Вторичные
потребности

Первичные
потребности


      Рис . 3 . Иерархия  потребностей  по  А.Маслоу.

      Последняя  функция  управления  --  контроль ,  который
устанавливает степень  соответствия  принятых  решений  фактическому
состоянию  системы  управления,  реально  достигнутых  результатов  и
целей  запланированным  ,  выявляет  отклонения  и  их  причины  .

      Контроль  можно  классифицировать (2 , с . 34):
по  объектам  контроля ;
по  исполнителям ;
по  степени  охвата  объектов  контроля;
по  режиму  контроля;
по  времени  контроля;
по  периодичности  выполнения  контрольных  операций;
по  уровню  механизации  (автоматизации);
по  стадиям  жизненного  цикла  объекта.



    10. Управленческие  решения.

      Решение  -- это  социально – психологический  акт  выбора  одного
или  нескольких  вариантов  из  множества  возможных  .

      Управленческие  решения  классифицируются  по  следующим  признакам:

стадия  жизненного  цикла  товара ;
подсистема  системы  менеджмента ;
сфера  действия ;
цель ;
масштабность ;
Организация  выработки ;
продолжительность  действия ;
объект  воздействия;
методы  формализации;
формы  отражения;
способ  передачи;
уровень  управления.

      Показателями  качества  управленческих  решений  являются:

энтропия  ,  то  есть  количественная  определенность  связей  между
элементами  системы  менеджмента  и  решения ;
вероятность  риска  достижения  целей ;
количество  задействованных  при  формировании  решения  уровней  иерархии
;
применяемые  при  принятии  решения  современные  методы ;
затраты  на  принятие  и  реализацию  решения ;
эффективность  решения.



    11. Технология  управления.

      Технология  управления  -- это  приемы  ,  способы  и  порядок  (
последовательность  ,  регламент )  выполнения  процесса  управления  в
целом  и  составляющих  его  функций  .  В  процессе  любой  технологии
предмет  труда  преобразуется  в  продукт  труда .

      Условие  управляемости,  учитывающее  время  цикла  управления,
можно  выразить  следующим  неравенством  (6 ,  с. 23):



      где          -- время  на  сбор  ,  передачу  и  обработку
информации ;
                 --  время  на  принятие  решения ;
                 --  время  на  подготовку  исполнения  управленческого
решения ;
               --  время  на  исполнение  решения  ;
               -- время  выполнения  текущего  производственного  процесса.


      Предприятие  управляемое,  если  выработка  и  принятие  всех
управленческих  решений  осуществятся  прежде,  чем  закончатся
происходящие  в  данный  момент  процессы,  реализующие  ранее  принятые
управленческие  решения.

      Технология  управления  должна  учитывать  время  управленческих
циклов  и  их  рациональное  взаимодействие  с  производственными  циклами
и  жизненными  циклами  товаров.

      Технология  управления  должна   соответствовать  технологии
производства  и  реализации  товаров  (услуг),  обеспечивая  непрерывность
и  управляемость  их  процессов.

      Последовательность  выполнения  взаимосвязанных  функций  управления
--  это  суть  ,  технология  управленческого  труда  .



12 . Заключение.

      Эффективное  становление  рыночных  отношений  в  России  во  многом
определяется  формированием  современных  управленческих  отношений  ,
повышением  управляемости  экономики .  Именно  менеджмент  ,  управление
обеспечивает  связанность  ,  интеграцию  экономических  процессов  в
организации  .

      Менеджмент  --  важнейшее  понятие  в  рыночной  экономике  .  Его
изучают  экономисты  ,  предприниматели  ,  финансисты  ,  банкиры  и  все
,  кто  имеет  отношение  к  бизнесу  .

      “ Управлять  --  значит  вести  предприятие  к  его  цели  ,
извлекая  максимум  возможности  из  имеющихся  ресурсов  “ .
Специалистам  нового  времени  необходимы  глубокие  знание  по
менеджменту  ,  а  для  этого  нужно  четко  представлять  сущность  и
понятие  менеджмента .



            Литература.

     1. Галькевич  Р.С.  Набоков  В.И.  Основы  менеджмента.  М . – 1998 .
     2. Менеджмент.  Под  редакцией  Максимцова  М.М.  Игнатьевой  А.В. М .
        – 1998 .
     3. Балабанов  И.Т.  Основы  финансового  менеджмента.  М . – 1995 .
     4. Веснин  В.Р.  Основы  менеджмента.  М . - -1997.
     5. Лэнд  П.Э.  Менеджмент  --  искусство  управлять.  М  . --  1995 .
     6. Розенберг  Д.М.  Бизнес, менеджмент. М . – 1997.
     7. Ховард  К. Коротков  Э. Принципы  менеджмента.  М . – 1996 .
     8. Фатхутдинов  Р.А.  Система  менеджмента.  М . – 1996 .
     9. Панасюк  А.Ю.  Управленческое  общение.  М . – 1990 .
    10. Кабанов  А.Я.  Управление  персоналом  организации.  М . – 1997 .
    11. Уткин  Э.А.  Управление  фирмой.  М . – 1996 .

-----------------------

Закономерности управления



Принципы  управления


Существующий  способ  производства


Формы  собственности,  социально -

            политическая  структура,  культура.

Национальное,  духовное  развитие.

      Опыт (образцы)  управления.


Люди  (субъекты
                 и  объекты
                 управления)

ЦЕЛИ

Технология управления

Структура
управления                        органа  управления

Задачи  управления


                                САМОВЫРАЖЕНИЯ

            САМОВЫРАЖЕНИЯ



                                  УВАЖЕНИЯ



                                 СОЦИАЛЬНЫЕ



                               БЕЗОПАСНОСТИ  и


                                ЗАЩИЩЕННОСТИ


                               ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ