...Мне не стало хватать его... (о творчестве В.С. Высоцкого)



                              Реферат на тему:
                      “...Мне не стало хватать его...”
                        (о творчестве В.С.Высоцкого)



                                                  Студента 16 группы ММУ №24
                                                            Соловьева Андрея
                                             Преподаватель: Клейменова Е. А.
                                                                    1996 год


                              ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
                          (25/I/1938 - 25/VII/1980)



                            Я не люблю фатального исхода,
                            От жизни никогда не устаю.
                            Я не люблю любое время года,
                            Когда веселых песен не пою...

                                                  В. Высоцкий


                              ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
                          (25/I/1938 - 25/VII/1980)


            Почему все не так? Вроде - все как всегда:
            То же небо - опять голубое,
            Тот же лес, тот же воздух и та же вода...
            Только - он не вернулся из боя.

            Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
            в наших спорах баз сна и покоя.
            Мне не стало хватать его только сейчас -
            Когда он не вернулся из боя.

            Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
            Он всегда говорил про другое,
            Он мне спать не давал, он с восходом вставал -
            А вчера не вернулся из боя.

            То, что пусто теперь, - не про то разговор:
            Вдруг заметил я - нас было двое...
            Для меня - будто ветром задуло костер,
            Когда он не вернулся из боя.

            Нынче вырвалась, словно из плена, весна.
            По ошибке окликнул его я:
            "Друг, оставь покурить!" - а в ответ - тишина...
            Он вчера не вернулся из боя.

            Наши мертвые нас не оставят в беде,
            Наши павшие - как часовые...
            Отражается небо в лесу, как в воде, -
            И деревья стоят голубые.

            Нам и места в землянке хватало вполне,
            Нам и время текло - для обоих...
            Все теперь - одному. Только кажется мне -
            Это я не вернулся из боя.
                                       (1969)

  Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в  семье
военнослужащего. В  начале  Великой  Отечественной  войны  с  матерью  Ниной
Максимовной эвакуировался  в  Оренбургскую  область.  Летом  1943  года  они
возвращаются в Москву.
  В 1955 году В.Высоцкий оканчивает среднюю школу и поступает в  Московский
инженерно-строительный институт имени В.В.Куйбышева, из которого уходит,  не
проучившись  года.  В  1956  году  поступает  в  Школу-студию   МХАТ   имени
В.И.Немировича-Данченко   на   актерское   отделение,   где   занимается   у
Б.И.Массальского и А.М.Комиссарова. В 1960 году окончив студию, он  работает
в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина и несколько месяцев -  в
Московском театре миниатюр. Тогда же начинается сниматься в  кино.  В  1960-
1961 годах появляются его первые песни.
  В 1964 году В.Высоцкий поступает в Московский театр драмы  и  комедии  на
Таганке, где работает до 1980  года.  В  1968  году  выходит  первая  гибкая
пластинка В.Высоцкого с песнями из кинофильма  "Вертикаль",  а  в  1973-1976
годах еще четыре авторских диска, записанных во Франции.
Наверное, у каждого человека, знакомство с  песенным  творчеством  Владимира
Высоцкого, есть "свой собственный Высоцкий", есть  песни,  которые  нравятся
больше других. Нравятся потому, что они чем-то роднее, ближе,  убедительнее.
"Свой Высоцкий" есть и у меня.
  Был такой вроде бы неплохой фильм - "Вертикаль". Был и прошел.  А  песни,
написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Были еще  фильмы,
были  спектакли,  которые  "озвучивал"  Высоцкий,  и  очень   часто   песни,
созданные им, оказались как бы на несколько размеров  больше  самого  фильма
или  спектакля.  Каждый  раз  у  этих  песен  начиналась   своя   (и   очень
интересная!) жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы  минуя  экран  и
сцену.
  И особенно ясно это понимаешь, когда вслушиваешься  в  песни,  написанные
Владимиром Высоцким о войне ... На мой взгляд,  песня  "Он  не  вернулся  из
боя" - одна из главных в творчестве Высоцкого. В ней,  помимо  интонационной
и психологической достоверности,  есть  и  ответ  на  вопрос:  почему  поэт,
человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие  в  войне,
все-таки пишет о ней, более того - не может не  писать?  Песни  Высоцкого  о
войне - это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и  крови  -
сильных,  усталых,  мужественных,  добрых.  Таким  людям  можно  доверить  и
собственную жизнь, и Родину - не подведут.
  У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на роли. Роли  из
никем не поставленных и - более того - никем еще не написанных  пьес.  Пьесы
с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене.  Пусть
не сегодня, так завтра, так послезавтра. Но дело в  том,  что  ждать  завтра
Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас,  немедленно!  И
потому сочинял их сам, сам бал режиссером и исполнителем.
  Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей  -
смешных и серьезных, практичных и бесшабашных,  реальных  и  выдуманных.  Он
влезал  в   их   заботы,   проблемы,   профессии   и   жизненные   принципы,
демонстрировал их способ  мыслить  и  манеру  говорить.  Он  импровизировал,
увлекался, преувеличивал, был дерзок  и  насмешлив,  дразнил  и  разоблачал,
одобрял  и  поддерживал.  Причем  все  это  он  делал  так  талантливо,  так
убедительно, что иные  даже  путали  его  с  теми  персонажами,  которых  он
изображал в своих песнях. Путали и - восторгались. Путали и  -  недоумевали.
А Высоцкий вроде бы и не обращал на это никакого внимания. Он снова и  снова
выходил на сцену, продолжал сочинять  и  петь  свои  -  всегда  неожиданные,
разноплановые, злободневные - "песни-роли". И, в общем-то, это уже  были  не
роли, а, скорее, - целые  пьесы  со  своими  неповторимыми  характерами,  не
придуманными конфликтами, точно выстроенным сюжетом.
  Исполняя их, Высоцкий  мог  быть  таким  грохочущим,  таким  штормовым  и
бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от  сильного  ветра,
закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: - еще  секунда  -  и
рухнет поток, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а  сам  Высоцкий
упадет, задохнется, умрет прямо  не  сцене...  Казалось:  на  таком  нервном
накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
  Зато его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она  еще
больше западала в душу. Высоцкий только что  казался  пульсирующим  сгустком
нервов, вдруг становился воплощением  возвышенного  спокойствия,  становился
человеком, постигшим все тайны бытия.  И  каждое  слово  звучало  по-особому
трепетно.
  Высоцкий пробовал себя в различных интонациях. Он искал для своих  "пьес"
все новые и новые краски, новые детали, и потому его песни  имеют  несколько
вариантов, изменений, сокращений. И в  этом  -  тоже  он,  Высоцкий,  -  его
натура, его неудовлетворенность собой, его способ творчества.
  Можно сказать, что дверь в его "творческую  лабораторию"  была  постоянно
распахнута. Он был весь на виду. Со всеми удачами и неудачами,  находками  и
приколами, сомнениями и убежденностью. Он написал много песен.  И,  конечно,
не все они равные. Но это всегда - неровность дороги, ведущей  к  постижению
истины, к открытию людей и, значит, - к открытию самого себя...
  Он был невероятно  популярен.  Достать  билет  на  его  выступление  было
намного труднее, чем "пробиться" летом в сочинскую или ялтинскую  гостиницу.
Но если для нормальных людей  Владимир  Высоцкий  был  своим,  был  близким,
необходимым и любимым  актером,  то  для  мещанствующих  снобов  он,  прежде
всего, был "молодым". А он ненавидел мещан.  А  снобов  -  презирал.  Любых.
Недаром у него есть горькая  и  злая  песня,  которая  заканчивается  такими
словами:

            Не надо подходить к чужим столам
           И отзываться, если окликают.

  Однако когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, а люди - просто люди,
- он поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем!
  Вспомним, к примеру, его "сказочные песни". Те самые,  которые  он  писал
для "Алисы в стране чудес", для кинофильма "Иван-да-марья" и  просто  -  для
себя.
  Дети, общаясь с взрослыми, моментально распознают, кто из взрослых с ними
- на равных, а кто "прикидывается" ребенком. Так вот, сочиняя свои  "детские
сказочные песни", Владимир Высоцкий ребенком  никогда  не  прикидывался.  Он
просто был им.
  За хриплым напряженным голосом и жесткой манерой пения до поры до времени
скрывалась восторженная и добрая ребячья душа, прятался  человек,  способный
на выдумку и озорство, умеющий верить в чудо, и создавать его...
  Можно сказать: когда я  впервые  услышал  эти  песни,  у  меня  долго  не
проходило какое-то ощущение  свежести,  улыбки,  доброты.  И  я  еще  больше
поверил в истину: даже  тогда,  когда  в  начале  сказки  все  "страшно,  аж
жуть!", - в конце ее все страхи обязательно исчезают, там непременно  светит
солнце и торжествует добро!
  По этим сказкам видно,  как  радостно  он  работал  над  ними,  буквально
"купаясь" в теме! Я даже вижу, как он, улыбаясь, записывая лихие,  частушки,
виртуозно сделанные строки. Так поют скоморохи на сказочной ярмарке.  Такого
раскованного и, одновременно, точного обращения со  словом,  непринужденного
владения  разговорными  интонациями  в  стихах  добиться  очень  трудно.   А
Высоцкий добивался.
  Но он умел быть не только добрым и покладистым. Когда  некоторые  "весьма
специфические" зарубежные доброхоты его "на излом", то  Высоцкий,  оставался
самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину  свою  в  обиду
не давал никому.
  Так кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем он был больше  всего?
Актером? Поэтом? Певцом? Неизвестно. Известно только, что он был  личностью.
Явлением. И  факт  этот  в  доказательствах  уже  не  нуждается...  Высоцкий
продолжал свою жизнь. Его сегодня можно услышать в городских многоэтажных  и
сельских клубах, на  огромных  стойках  и  маленьких  полярных  станциях,  в
рабочих общежитиях и в геологических партиях.
  Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавание  по  морям  и
океанам нашей планеты. Вместе с самолетами взмывают в небо. А  однажды  даже
из космоса донеслось:

            Если друг оказался вдруг
            И не друг, и не враг, а так
            Если сразу не разберешь,
           Плох он или хорош ...

  Эту  песню  пел  звездный  дуэт  космонавтов  в  составе  В.Коваленка   и
А.Иванченкова. И надо сказать, что здесь все было на высоте  -  и  песня,  и
исполнение!..
  Лучшие песни Владимира Высоцкого - для  жизни.  Они  -  друзья  людей.  В
песнях этих есть то, что может поддержать тебя  в  трудную  минуту,  -  есть
неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще  в
них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся  лет.  Наша  с  вами
память...
  Когда-то он писал:

            ... Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой
            На заслуженный и нежный покой...

  Правильно писал!
  Владимиром Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более  20
ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8  -  в  радио
спектаклях.
  Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года  и  похоронен  на  Ваганьковском
кладбище в Москве. Его могила круглый год  усыпана  живыми  цветами.  О  нем
много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят  его  пластинки
и книги. Садоводы называют его именем  лучшие  сорта  цветов,  альпинисты  -
труднодоступные горные перевалы.  Поэты,  художники,  композиторы  посвящают
ему свои произведения. Слова его  песен  высекают  на  мраморе  обелисков  в
честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить  в
стихах,   песнях,   названием   улиц.   Его   именем   работники    Крымской
астрофизической обсерватории назвали малую планету "Влад Высоцкий".

            Корабли постоят - и ложатся на курс, -
            Но они возвращаются сквозь непогоды...
            Чтобы снова уйти,
            Чтобы снова уйти на полгода.

            Возвращаются все - кроме лучших друзей,
            Кроме самых любимых и преданных женщин.
            Возвращаются все - кроме тех, кто нужней, -
            Я не верю судьбе,
            Я не верю судьбе, а себе - еще меньше.

            Но мне хочется верить, что это не так,
            Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
            Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в делах, -
            Я, конечно, спою,
            Я, конечно, спою - не пройдет и полгода.

            Я, конечно, вернусь - весь в друзьях и в мечтах, -
            Я, конечно, спою,
            Я, конечно, спою, - не пройдет и полгода.
                                       (1967)



                                  Рецензия: