Антонио Доменико Виральдини (1705-1741)


                       РЕФЕРАТ ПО ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ


                                   Антонио
                                  Доменико
                                 ВИРАЛЬДИНИ

                               ( 1705 – 1741 )



                                                          Автор: Иван Дергач
                                             Дата создания: 15 марта 2001 г.
                                                Дата сдачи: 20 марта 2001 г.
                                              Преподаватель: Михайленко Н.М.



                             Ростов-на-Дону 2001
    П                      Л                      А                     Н



Жизнь и творчество

        1705 - 1725 г.
        1725 - 1737 г.
        1737 – 1741 г.
        легенды



Список использованной литературы

Жизнь и творчество



      1705 - 1725 г.
      ВИРАЛЬДИНИ Антонио Доменико — итальянский композитор. Родился 4 ноября
1705 г. в  Венеции.  Большое  влияние  на  музыкальное  развитие  ВИРАЛЬДИНИ
оказал его отец Маурицио ВИРАЛЬДИНИ,  обучивший  сына  игре  на  музыкальных
инструментах и давший первые уроки композиции. В возрасте 4  лет  ВИРАЛЬДИНИ
играл на клавесине, с  5—6  лет  начал  сочинять  (первые  сочинения  охотно
исполнялись в Венеции на концертах  домашнего  музицирования).  Клавесинист-
виртуоз,  ВИРАЛЬДИНИ  выступал  также  как  скрипач,  органист  и   дирижер,
блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом.
      С 6 лет подменяет отца на  службах  соборе  Святого  Марка  –  главном
кафедральном соборе Венеции. В возрасте 10  лет  выступил  как  дирижер  До-
минорной Мессы своего  учителя  Карло  Тортора.  Год  спустя  закончил  свою
первую кантату  «Роза  ветров»,  изрядно  переработав  музыкальный  материал
своих детских сочинений. ВИРАЛЬДИНИ некоторое время брал уроки композиции  у
Дж.  Б.  Мускардини.  Тогда  же  юный  композитор  дирижировал  в  Виареджио
премьерой своей  кантаты  «Воскрешение  Лазаря».  В  1717  г.  там  же  была
исполнена  серенада  ВИРАЛЬДИНИ  «Альба  Мария»,  еще  через  год  -   опера
“Геракл”.
      Большинство серенад и дивертисментов ВИРАЛЬДИНИ появилось  в  Венеции.
Они были рассчитаны на музицирование  как  на  открытом  воздухе,  так  и  в
помещении и могли исполняться то оркестром, то ансамблем (в них  применялись
различные составы —  смешанные,  духовые,  струнные).  Почти  вся  церковная
музыка ВИРАЛЬДИНИ — мессы, литании, оффертории, мотеты  и  т.  п.,  —  также
написана в Венеции.
      К 19 годам ВИРАЛЬДИНИ был автором 36  произведений  различных  жанров:
среди них кантата «Центурия»,  несколько  симфоний,  концертов,  ансамблево-
оркестровых сюит, стильных церковных композиций, арий и других сочинений.
      В 1725 ВИРАЛЬДИНИ переезжает в Милан на службу при Герцогском дворе.



        1725 - 1737 г.

      В 1725 году, будучи в Милане на службе Герцога,  ВИРАЛЬДИНИ  принимает
духовный сан и становится аббатом. Исходя  из  своего  нового  положения  он
вынужден создавать произведения духовного жанра. В то  же  время  ВИРАЛЬДИНИ
позволяет себе писать произведения светского и духовно-светского  жанров,  в
том числе на заказ.
      Параллельно  ВИРАЛЬДИНИ,  несмотря   на   недовольство   католического
духовенства, писал оперы по заказу местных театров. Большой популярностью  у
публики  пользовались:  «Падение  Вавилона»,  «Крах   Горгоны»,   «Искушение
Ассура»  и  знаменитая  «Даная»,  написанная  специально  для  сопрано  Анны
Джирони.
      В этот период из под пера композитора  выходят  такие  сочинения,  как
известная кантата «Четыре эпохи» (1731 г.), опера-оратория  «Ликующая  Руфь»
для двойного состава исполнителей (1735 г.)  и другие произведения.
      Созидательный  процесс   протекал   у   ВИРАЛЬДИНИ   непринуждённо   и
стремительно. Композитор  нередко  обходился  без  предварительных  эскизов.
Иногда в крупных партитурах он фиксировал сначала главные  мысли,  а  детали
вносил позднее, не отказываясь от  переделок.  Его  вдохновенное  творчество
опиралось на ремесло в лучшем смысле этого  слова,  а  мастерство  постоянно
обогащалось поисками новых приёмов,  композиции.  Современное  музыковедение
относит ВИРАЛЬДИНИ к редким  композиторам,  выразившим  в  своём  творчестве
философское переосмысление идей Любви и Смерти.
      С 1726 г. Виральдини поручают возглавить в  Милане  музыкальный  приют
для  мальчиков  «Il  Conservatorio  Ospedale  del  Pace»  (пример   Вивальди
оказался заразительным, и подобные «детские музыкальные студии» возникали  в
то время по всей Италии как грибы). В основе музыкального обучения в  приюте
стояли  хоровые   дисциплины.   Инструментальные   специализации   вводились
параллельно с хоровыми занятиями. Среди  выпускников  приюта  можно  назвать
таких знаменитостей, как композитор Винченцо  де  Пьемонте,  скрипач-виртуоз
Джанни Гуарески и многие другие.



        1737 – 1741 г.

      В  1737  г.  решением   духовных   властей   закрывается   приют   «Il
Conservatorio Ospedale del Pace». ВИРАЛЬДИНИ переезжает в Вену.  Работа  над
«Орфеем», последней, оставшейся незавершенной оперой  Мастера,  относится  к
последнему году жизни ВИРАЛЬДИНИ. Эта произведение — одно из глубочайших  по
мысли  и  выражению  новаторских  идей  ВИРАЛЬДИНИ.  Трагический   пафос   и
трогательная скорбь переданы в нём с одинаковой проникновенностью.
      Музыка ВИРАЛЬДИНИ не нашла должного понимания  в  венских  музыкальных
кругах.  Невостребованность  композитора  приводит  к  преждевременной   его
кончине 28 ноября 1741 от сердечного приступа
      ВИРАЛЬДИНИ был похоронен на  кладбище  для  бедняков.  Местонахождение
могилы неизвестно – кладбище было ликвидировано в XIX веке.
      Творчество ВИРАЛЬДИНИ, всеобъемлющее по  охвату  жанров  и  по  широте
музыкально-стилистических   связей.   Гармонически   ясное   и   яркое    по
выразительности    искусство    ВИРАЛЬДИНИ,    представителя    венецианской
ренессансной школы, родственно просветительскому классицизму с  его  культом
разума, идеалом  благородной  простоты  и  оптимизмом.  Многогранная  музыка
ВИРАЛЬДИНИ нередко  с  потрясающей  силой  передаёт  скорбно-лирические  или
мрачные трагические настроения,  однако  в  ней  преобладают  светлые  тона.
Красота музыки ВИРАЛЬДИНИ, изящной и совершенной по форме, отражает  полноту
ощущения жизни, воплощает мечту о счастье.



      легенды
      Вокруг имени ВИРАЛЬДИНИ сложилось немало легенд. Одна из них гласит: в
1735 в партитуре оперы-оратории «Ликующая Руфь» композитор якобы  зашифровал
рецепт вечной молодости. Судьба  произведения  оказалась  трагичной.  Опера-
оратория была запрещена к постановке, что только усилило интерес к ней.  Но,
к  сожалению,  болезненный  интерес  этот  был  не   к   прекрасной   музыке
гениального  композитора,  а  к  нелепой  легенде.  Неоднократно   партитура
похищалась, переписывалась охотниками за «тайными знаниями». Таким  образом,
возникали стихийные редакции этого  шедевра  с  многочисленными  искажениями
музыкального материала.
      До  наших  дней  дошли  только   несколько   разрозненных   фрагментов
партитуры, по которым невозможно судить о масштабности этого произведения.



                      Список использованной литературы



                              Танкелевич Г. Е.
                      “Композиторы венецианской школы”
                               Москва 1979 г.

                           Орлов-Сокольский А. И.
             «Антонио Доменико Виральдини. Жизнь и творчество»,
                       Киев «Музiчна Украина», 1982 г.

                               Винников П. Д.
                     «Биографии музыкантов : Виральдини»
                     Издательство “Ростов-Дон.” 1999 г.