Виктор Цой (биография, интервью)



                               Доклад на тему:

                                 Виктор Цой



                            Северо – Задонск 2002



Краткая биографическая справка.


      Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962  года  в  г.  Ленинграде  в
семье  преподавателя   физкультуры  Валентины  Васильевны  Цой  и   инженера
Роберта Максимовича Цоя. Виктор был единственным ребёнком в  семье.  В  1969
год – он  поступил в школу, где работала его мать. Всего за  время  обучения
до восьмого класса сменил вместе с матерью три школы. С  1974  по  1977  год
посещает среднюю художественную школу, где возникает группа "ПАЛАТА № 6"  во
главе с Максимом Пашковым. В 1977 году - окончил восемь классов  и  поступил
в художественное училище им. В. Серова. В 1978 году -  исключен  из  училища
"за неуспеваемость". Поступает работать на завод и учится в вечерней  школе.
В 1979 году - поступает в СГПТУ-61 на специальность  резчика  по  дереву.  В
течении лета 1981 года -  вместе  с  Алексеем  Рыбиным  и  Олегом  Валинским
создает группу "ГАРИН  И  ГИПЕРБОЛОИДЫ".  Осенью  1981  -  группа  "ГАРИН  И
ГИПЕРБОЛОИДЫ"  вступает  в  Ленинградский  рок  -  клуб.   Весной   1982   –
производится запись альбома "45". В это же время Виктор знакомится со  своей
будущей женой Марианной. В это  же  время  -  первый  электрический  концерт
группы  "КИНО"  в  Ленинградском  рок  -  клубе  совместно   с   музыкантами
"АКВАРИУМА".  Заканчивает  училище  со  справкой  и  поступает  работать   в
реставрационные мастерские в г. Пушкин. Осенью 1982 - поступает на работу  в
садово-парковый трест резчиком по дереву.  В  этом  же,  1982  году,  первые
акустические концерты в  Москве.  В  феврале  1983  -  второй  электрический
концерт группы "КИНО" в рок - клубе. Весной группу покидает  Алексей  Рыбин.
Летом 1983 - записывает с  Юрием  Каспаряном  фонограмму  "Демо"  у  Алексея
Вишни,  впоследствии  получившую  название  "46".  Осенью  1983  -  проходит
обследование в психиатрической больнице № 2  на  Пряжке  и  получает  "белый
билет". Весной 1984 года - выступление "КИНО"  на  втором  фестивале  рок  -
клуба и получение лауреатского звания. Летом, осенью 1984 года -  записывает
альбом "Начальник Камчатки" в студии Андрея Тропилло  вместе  с  музыкантами
"АКВАРИУМА".  Оформляется  второй  состав  "КИНО":  Цой,  Каспарян,   Титов,
Гурьянов. В феврале 1985 - жениться на  Марианне.  Весной  1985  –  получает
звание лауреата на третьем фестивале рок - клуба.  5  августа  1985  года  -
родился сын Саша. Летом, осенью 1985 - работа над двумя альбомами  -  "Ночь"
в студии  Тропилло  и  "Это  не  любовь"  в  студии  Вишни.  Весной  1986  -
выступление на четвертом фестивале рок - клуба.  Диплом  за  лучшие  тексты.
Летом 1986 - съемки фильма "Конец каникул" в Киеве. Выходит  пластинка  "Red
Wave". Поступает  работать  в  котельную  "Камчатка".  Участвует  в  съемках
фильма режиссера Алексея  Учителя  "Рок".  Осень,  зима  1986  -  участие  в
съемках "Ассы". Весной 1987 года последнее выступление на  фестивале  рок  -
клуба. Приз "за творческое  совершеннолетие".  Записывается  альбом  "Группа
крови". Осенью 1987  начинаются съемки фильма "Игла". В 1988  году   выходит
"Группа крови" и фильм Рашида Нугманова "Игла". Записывается альбом  "Звезда
по имени Солнце". Начало "звездных" гастролей. В ноябре - участие  "КИНО"  в
мемориальном концерте Александра Башлачева в Лужниках. В 1989  году   летняя
поездка в США, участие в  фестивале  "Золотой  Дюк"  в  Одессе.  По  опросам
кинокритиков журнала "Советский  Экран"  признан  лучшим  киноактером  года.
Обширные турне по стране. Выходит альбом "Звезда по имени Солнце". В  ноябре
- последние концерты "КИНО"  в  Ленинграде.  Во  Франции  выходит  пластинка
"Последний герой". Весной 1990  поездка в Японию. В июне  1990  -  последний
концерт "КИНО" в Москве  в  Лужниках.  Летние  гастроли  по  стране.  Запись
последнего альбома, который вышел после  смерти  Цоя  и  называется  "Черный
альбом".
      15 августа  1990  года  Виктор  Робертович  Цой  погиб  рано  утром  в
автомобильной  катастрофе  под  Ригой  и  похоронен  в  Санкт-Петербурге  на
Богословском кладбище.


Группа «КИНО» и Виктор Цой.


       В популярности ленинградской группы "КИНО" есть что-то  необъяснимое.
И действительно, успех, слава, массовое признание обычно находит  того   или
иного исполнителя в  результате  последовательности  определенных   событий;
им, как правило, предшествуют всплески  творческой  активности,  интенсивная
работа, нарастание  общественного  интереса  и  постоянное   нахождение  "на
виду". В случае "КИНО" все было прямо наоборот. Год "КИНО"   начался  весной
1988,  когда  группа  полностью  исчезла  с   музыкальных   горизонтов:   не
выступала, даже не репетировала, а её  участники  были  заняты   реализацией
собственных  проектов  и,  как  это  может  показаться,  лишь   по    чистой
случайности  выкроила  в  начале  года  несколько  дней,   чтобы   завершить
находившийся в "полуфабрикатном" состоянии  альбом,  получивший  известность
под названием "Группа  крови".  Он-то  и  стал  катализатором  взрыва  давно
назревавшей "киномании", в считанные месяцы охватившей страну.
       А началось всё осенью 1981 года, когда на обломках  жэковских  команд
"ПАЛАТА №6" и "ПИЛИГРИМ" возникло трио "Гарин и Гиперболоиды". Пару  месяцев
 спустя его состав сократился до дуэта, а название обратилось в "КИНО"-

- в ту пору под ним скрывались Виктор Цой и Алексей Рыбин. Они  вступили   в
рок-клуб, выступили при деятельном участии музыкантов "АКВАРИУМА" -  на  его
сцене, записали альбом, по суммарному времени звучания  получивший  название
"45", и исчезли на целый год. Затем выступили ещё раз -  уже  впятером  и  с
"электрической" программой и … распались. И все же в мае  1984  года  "КИНО"
появилось вновь. Виктор  Цой,  а  вместе  с   ним  Юрий  Каспарян  (гитара),
Александр Титов (бас) и Георгий Гурьянов (барабан) "тёмной  лошадкой"  вышли
на сцену II Ленинградского Рок-фестиваля и произвели  сенсацию,  став  одним
из главных открытий этого смотра  творческих  сил  рок  -  движения.  Звание
лауреатов фестиваля "КИНО" подтверждало ещё дважды  в  1985  и  1987  годах.
Осенью 1984 года  А.  Титова  сменил  Игорь  Тихомиров  по  совместительству
участник "ДЖУНГЛЕЙ" и один из лучших бас - гитаристов   страны.  С  тех  пор
состав  группы  "КИНО"  -   если   не   считать   эпизодических    появлений
разнообразных гитаристов, перкуссионистов и клавишников,  редко  игравших  с
группой больше одного концерта остаётся неизменным.
       Песни  "КИНО"  поражают  обилием  свежих  мелодических  решений,   их
аранжировки  отличают сдержанность и лаконизм, а отличная ансамблевая  игра,
в  которой  вклад  каждого  участника  равнозначен  и  незаменим,  позволяет
говорить о них как о классическом образце рок – группы.  В  текстах  Виктора
Цоя, а именно он является  автором  практически  всего   репертуара  "КИНО",
романтически  возвышенные  образы  смешиваются  с  сугубо   реалистическими,
бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир современного  молодого
человека. Острые, почти публицистические, обращения   соседствуют  в  песнях
"КИНО" с добрым юмором, а иногда и едкой иронией, которая вообще  характерна
для  поэтического  языка  Цоя.  В  более  поздних  работах   группы  заметно
"повзросление" ее героя, отход  от  наивного  бытописания  жизни   дворов  и
подворотен к более серьезным проблемам, призывы к действию, поступку,

жажда нравственного совершенства.
       В последние годы, особенно после успеха  "Группы  крови",  творческая
активность  группы  значительно  возросла.  "КИНО"  регулярно  выступает   в
Ленинграде, периодически  гастролирует. В 1989  группа  дважды  побывала  за
рубежом - на  благотворительных   концертах  в  Дании  и  на  крупнейшем  во
Франции рок-фестивале в Бурже. Их музыка  звучит в  фильмах  "РОК",  "АССА",
"ГОРОД",  "ИГЛА"  -  в  последнем  из  них  Виктор  Цой    дебютировал   как
исполнитель главной роли.



        Интервью газете "Политехник"  (Ленинград) 24 февраля 1984 г.

    - Что главное, по-вашему, в музыке? В чем секрет ее популярности ? -

      -Я думаю - актуальность. А в общем, песни должны быть хорошими

      - Мы знаем ваши стихи - и простые, жизненные, на волнующие всех нас
      темы, и более сложные, с подтекстом. Что вам ближе?

      - Я не представляю себя и без того. и без другого. Мир многолик,
      многолики и стихи.

      - В чем вы лучше можете выразить свои мысли - в стихах или в музыке ?

      - Точно не знаю. Наверное, текст и музыка едины, ведь мысль в них одна
      А вообще, стихов я не пишу, только песни.

      - Какие современные эстрадные группы вас интересуют больше

      - Те же. что и вас: "Аквариум", "Зоопарк". "Алиса" Кстати. "Алиса"
      сейчас возобновила работу с Кинчевым, наверное, мы их увидим на рок-
      фестивале

      - А из западной музыки?

      - Для нас интереснее всего работа независимых фирм грамзаписи. До нас
      же доходит чаще всего музыка "продающаяся", музыка для танцев. Уши
      привыкают к стандартам. А у независимых фирм небольшим тиражом выходят
      пластинки групп, не ориентирующихся на стандарты. Нам это ближе.

      - Виктор, не находите ли вы у нас или на Западе аналогов своему
      творчеству?

      - Я их не ищу. Хотя мы слушаем очень много музыки, это входит в нашу
      работу. Возможно, какое-то влияние есть, но каждая наша песня проходит
      через собственную призму.

      - Что вы предпочитаете - концертную или студийную работу? И что вы
      стараетесь использовать больше, акустическую или электрическую музыку?

      - Концерты и записи неразделимы. Сейчас очень остро встает проблема
      звука на концертах Кино". Мы хотим превратить концерты в нечто
      "горячее", поэтому мы ориентируемся на тех, кто слышал наши песни в
      записи и знает их

      - Какие у "Кино" проблемы?

      - Только организационные. В музыке у нас тупиков нет. Мыслей и желания
      работать много.

      - Что вы ждете от публики?

      - Я хочу, чтобы среди слушателей были только те. кому близка моя
      музыка. Приятно играть для тех, кто понимает тебя.

      - В заключение традиционный вопрос о творческих планах.

      - В апреле мы закончим запись нового альбома. Потом поедем в Киев для
      участия в съемках короткометражного художественного фильма. Ну, и
      будем готовиться к рок-фестивалю здесь и в Вильнюсе.
               Интервью газете "Молодежь Эстонии" 9 мая 1988г.
……………
    - У вас не было мысли публиковать свои собственные стихи?

      - Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже,
      с группой. Последний же год я не занимался музыкой вообще, а занимался
      съемками в кино.

      - Вы имеете в виду фильм Сергея Соловьева "Асса"?

      - И этот фильм, и документальные фильмы о роке. Сейчас буду сниматься
      на "Казахфильме" в картине с рабочим названием "Игла", главный герой -
      наркоман.
……………
Интервью газете "Молодой Ленинец" (Волгоград) 6 мая 1989 г.
    - В песне "Фильмы" вы поете: "Оставь меня в покое, не тронь мою душу".
      Вы действительно замкнутый человек?

      - Да, но все же эта песня юмористическая. А вообще, просто у любого
      человека есть люди, с которыми ему интересно разговаривать, а есть -
      наоборот.

      - Вы учились в художественном училище, а стали музыкантом. Как это
      случилось?

      - Просто надоело одно. захотелось делать другое.
………………
- Года полтора назад в передаче "До 16 и старше" свой отказ от поездок за
рубеж вы объяснили тем, что песни ваши в первую очередь смысловые,
иностранцы не поймут. Недавно вы вернулись из Франции...

- Вы знаете, после этой передачи я как раз подумал, что меня можно
неправильно понять. Так и произошло, потому что многие мне потом говорили:
ты такой герой, отказываешься, все, кто ездит, плохие, а сам... Но дело в
том. что я имел в виду то что сейчас на Западе очень сильна мода на Россию:
на советскую символику и все остальное. Но отношение ко всему этому очень
несерьезное, как к матрешкам: мол, смотрите, русские на гитарах играют,
почти так же как мы. И масса групп, используя возможность, бросилась просто
очертя голову за границу, сознательно идя на то, что их там будут принимать
на самых плохих условиях, как финансовых, так и концертных. Мне меньше
всего хотелось выглядеть такой "матрешкой". Ведь дело тут уже не столько в
деньгах, сколько в престиже страны. Если уж так хочется за рубеж, то лучше
уж ехать туристом.

Что касается нас мы все-таки совершили попытку сделать иначе. Во-первых,
сначала выпустили во Франции пластинку. Во-вторых, это было не просто
мероприятие типа "Концерт из России", а очень известный в Европе фестиваль
рок-музыки. Поэтому я решил поехать и посмотреть, насколько можно
установить коммуникацию. Не могу сказать, что это было очень удачно, потому
что от нас скорее ждали какой-то русской экзотики, а увидели собственно рок-
музыку.

Да, и до этого мы еще ездили в Данию. Там проводились концерты в фонд
Армении, нас пригласили, ну и тут отказаться было трудно. Хотя, скорее
всего, я отказался бы при других условиях.
……………
    - Как вы думаете, молодым талантам нужно помогать или, как говорится,
      талант сам пробьет себе дорогу?

      - Для настоящего музыканта обстоятельства внешней жизни не имеют почти
      никакого значения. Ему для того, чтобы что-то делать, нужен инструмент
      и больше ничего. Я знаю массу людей которые говорят: вот если бы у нас
      была аппаратура... У нашей группы аппаратуры нет вообще, ну, кроме
      инструментов. Однако мы продолжаем что-то делать, а те сидят и ждут
      пока у них аппаратура появится.
……………
    - О фильме "Игла" кинокритики говорят как о явлении в кинематографе,
      мол, Цой создал новый образ романтичного героя.

      - Вообще-то я не создавал ничего, просто старался быть естественным.

      - В "Ассе" и "Роке", допустим, вы были собой - рок-музыкантом. В
      "Игле" - актерская работа. И все же сложилось впечатление, что роль
      написана именно для вас, вы играли почти себя.

      - В какой-то степени так оно и было. И все же я позволил себе
      некоторые эксперименты. Ну, интересно иногда изобразить, скажем, хама.
      Я в жизни вряд ли повел бы себя так. Но все равно это недалеко уходит
      от реального персонажа фильм делался без всяких костюмов и причесок. Я
      как ходил по улице, так и входил в кадр. Фильм снимал мой приятель
      Рашид Нугманов. Он позвонил мне и предложил эту работу. У нас был.
      конечно, первоначальный литературный сценарий, потом Рашид написал
      режиссерский, со значительными изменениями. В конце концов от
      оригинала не осталось почти ничего.

      - Вы собираетесь еще сниматься в кино?

      - В принципе мне было бы интересно, но это не от меня зависит. У меня
      свои идеи относительно кинематографа, а у режиссера, как правило,
      свои. После этих фильмов мне много предлагали сниматься, но там я
      должен был действовать как профессиональный актер, носить какой-то
      костюм, произносить реплики, полагающиеся по сценарию... Мне это
      неинтересно.
……………
    - Может ли материальная сторона жизни рок-музыканта влиять на его
      творческое кредо?

      - Это зависит от человека. Есть люди, которым необходимо жить в
      хорошей квартире, иметь машину, дачу и так далее...

      - У вас это есть?

      - У меня нет... И один готов ради этого идти на компромисс, а другой -
      нет. Когда я начинал заниматься рок-музыкой, в последнюю очередь я
      думал о деньгах. Тогда было понятно, что кроме неприятностей (причем
      самых серьезных), за это ничего не получишь. Мы были значительно
      беднее, чем могли бы быть работая на каких-то работах... И все время
      сталкивались с гонениями, были люди с совершенно испорченной
      репутацией.
    - Почему в ваших песнях так много "ночи, дождя, осени, падающих звезд"?

      - Не знаю... Это из области анализа творчества, а я им не занимаюсь.

      - В "Советской культуре" в статье "Лики русского рока" было сказано:
      "Мир Цоя - братство одиночек, сплоченное отсутствием выхода"...

      - Это братство одиночек, но не сплоченное отсутствием выхода. Выход
      реальный существует... Ну об этом долго можно рассказывать.

      - Отражаются ли как-то на вашем творчестве перемены в общественной
      жизни?

      - А как они могут отражаться? Я же не певец социального протеста, не
      пишу песен "на злобу дня".

      - Вы поете: "Я один, но это не значит, что я одинок". Вы действительно
      никогда не ощущаете одиночества?

      - Ну почему... Эта песня о конкретном состоянии, там нет жизненнее
      программы.

      - Вы противоречивый человек?

      - Нет, я совершенно монолитный.
Интервью газете "Советская молодежь" (Рига) 6 мая 1989 г.
- Виктор, начнем сначала: почему "Кино"?

- Когда мы придумывали это название, нам было по восемнадцать лет. Сейчас я
даже не помню.

- Что побудило вас создать группу?

- Наличие некоторых песен. Я начал их писать, они понравились моим друзьям,
потом - друзьям моих друзей...

- Прежде чем вы получили официальное признание, каков был ваш путь?

- Знаете, я никогда не шел тяжело, занимался только тем что нравилось. И
был вполне доволен этим. Никогда не старался добиться успеха любой ценой.
Конечно, я рад, что очень многим людям нравятся наши песни.

- Вы как-то сказали, что собирали в группу "не музыкантов, самое первое -
друзей". Охарактеризуйте своих друзей.

- Я не могу как-то "анализировать" друзей. У них есть и недостатки, и
достоинства. Твоими друзьями они становятся не потому, что обладают набором
всех положительных качеств, а по каким-то другим причинам.

- Кто близок вам из советских исполнителей?

- Я в хороших отношениях с Борей Гребенщиковым, Костей Кинчевым, дружим с
Андреем Макаревичем, хотя мы не так часто встречаемся.

- У вас были эстрадные кумиры?

- Никогда. Я не любил кого-то одного. Мне нравились некоторые песни
некоторых групп.

- Ваш имидж?

- У меня нет никакой установки на поведение. Я веду себя так как считаю
нужным, в любой ситуации.

- Артисту часто приходится отказываться в жизни от общедоступных благ и
радостей. От чего приходится отказываться вам?

- От удовольствия гулять по улице, жить в одном и том же городе больше
месяца. (Смеется.)

- Как родители относятся к вашей работе?

- Сейчас они считают, что я занимаюсь своим делом. Наверное, они так
считали не всегда.

- А они бывают на ваших концертах?

- По-моему, были один или два раза.

- Кто-то из кинокритиков отметил, что ваш герой в фильме "Игла"
единственный в отечественном кино не тяготится своим одиночеством и этим
привлекает.

- Пожалуй. Герой этого фильма в каком-то смысле - человек ниоткуда. Он мне
очень близок по духу. Я в принципе ничего не играл, а старался вести себя
так, как бы я мог себя повести в такой ситуации, но в рамках сценария,
конечно.

- Вы стремитесь создать какой-либо образ на сцене?

- Я ничего не "создаю", просто выхожу на сцену и пою. Я сам - образ.
(Смеется.)

- "Перемен требуют наши сердца!"- поете вы, зрители вторят. Что бы вы
хотели изменить в жизни?

- Каждый человек должен изменить прежде всего свою жизнь и себя... Это
сложный вопрос. Я не считаю, что одному человеку под силу изменить жизнь
как таковую.

- В жизни вы борец за перемены?

- Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или
нет. о том. что меня волнует.

- Как появляются ваши песни?

- Это для меня загадка... Я не знаю..Я начинаю играть. Потом появляются
какие-то слова...

- Ленинградской газетой "Смена" вы названы лучшим рок-поэтом 1988 года. В
чем, по-вашему, отличие рок-поэзии от поэзии вообще?

- Не знаю. насколько точен этот термин. Я не могу рассматривать тексты
своих песен в отрыве от музыки, считаю, что они очень многое таким образом
теряют.

- Что главное для вас сегодня?

- Сохранить внутреннюю свободу.

- Виктор, сейчас во время выступлений вы исполняете не все свои песни. Чем
это объясняется?

- Какие-то песни со временем теряют актуальность. Мне самому они уже не
интересны. Я пою только тогда, когда мне интересно петь.

- Группа "Кино"- во главе отечественных хит-парадов. Чего бы вы еще хотели
достичь?

- Мы никогда не стремились к популярности. Мы никогда не задумываемся, в
каком стиле мы играем и как долго будем популярны. Играть и любить это дело
-важно для нас прежде всего. Как только перестанет быть важным, мы уйдем со
сцены.

- Проблемы сегодняшнего "Кино"?

- Проблема в том. что нам приходится сейчас много работать, а это требует
большой собранности.

- Группа работает под эгидой ленинградской студии "Бенефис". Что это за
организация?

- Чисто административная организация, которая, собственно, для нас является
некоторой формой прикрытия, чтобы мы не были "Кино" ниоткуда".

- Есть ли приглашения за границу?

- Довольно много. Но мы тщательно просеиваем их, потому что сейчас все
"русское" там очень модно. Мы же хотим выступать там просто как музыканты
поэтому ездим довольно редко.

- Где вы побывали?

- В Дании, Франции, Америке.

- И как принимают "Кино"?

- С озадаченным лицом: видя, что мы такие же, как они и не в косоворотках,
без балалаек...

- Гастроли по Союзу продолжаются?

- Да, сейчас мы хотим поездить.

- А в Риге будете?

- У нас не было приглашений. Обычно нас зовут - мы едем. Из Риги нас пока
никто не звал.

- Что нового приготовило "Кино" поклонникам?

- Записан новый альбом. Как назвать, пока не решили.

- Вы довольны своей жизнью?

- Я не думаю, чтобы человек мог действительно быть доволен жизнью... С
другой стороны, я был всегда доволен ею. И когда работал в котельной и
бросал уголь в печь, я был очень доволен жизнью. И сейчас тоже.

- Пожелания читателям?

-Удачи!

- В особенности тем, кому сегодня 15-17 лет?

- Думаю, любой подросток мечтает самоутвердиться. Я никогда никого не учу.
Я могу пожелать только удачи!

Подшивки газет.


       Для молодого поколения нашей страны  Цой  значит  больше,  чем   иные
политические  лидеры,  целители и писатели. Потому  что   Цой   никогда   не
врал и не лицедействовал. Он был и остался  самим  собой.   Ему   нельзя  не
верить. Из всех наших легендарных рокеров,  прекрасных певцов и поэтов   Цой
-  единственный,   у   кого   невозможно  провести  грань  между  образом  и
реальностью;  тем,  что он пел,  и тем,  как он жил.  И   его   уход  -  еще
один  "сюжет  для  новой  песни".   Ненаписанной,   но,   кажется,  не   раз
прочувствованной.  Одиночество,  справедливость,   доброта  и  черный   цвет
монаха - таков Цой, в "КИНО",  в кино и  ежедневно.  Это  большая,   честная
романтика.  Мы  пошли вслед за Цоем, наплевав на цинизм,  безверие  и  общую
смутность нашего времени. И правильно сделали.
        Каждая песня Цоя - это песня о любви и свободе. Это вечные песни - и
потому,  что  они  потрясающе  красивы,  и  потому,  что,   в   отличие   от
продовольствия, любви и свободы, их всегда будет не  хватать.  Так  что  Цой
остается с нами - и это не пустые слова.

   И все же... теперь - легенда.


Список литературы:

1. Ресурсы сети “Internet”.
2. «Комсомольская правда», 1990 год.
3. Сай www.kino2000.boom.ru