ДЕТИ И МУЗЫКА


                                ДЕТИ И МУЗЫКА
                                                  Красота музыки имеет своим
                                                          источником красоту
                                                           окружающего мира.
                                                            В.А.Сухомлинский

      Музыка для ребенка-мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед  ним
дверь в этот  мир,  надо  развивать  у  него  способности,  и  прежде  всего
музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.


                  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ

                               СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ.

      В  процессе  слушания  музыки  дети  знакомятся  с  инструментальными,
вокальными произведениями разного характера,  они  переживают  и  испытывают
определенные чувства.
   Во  время  слушания  музыки  с  детьми  младшего  дошкольного   возраста
использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
   Все это способствует лучшему  восприятию  материала,  его  осмыслению  и
запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда  могут  спрятаться  игрушки,
которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые  песни.  Дети  по
звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке.
   Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор  с
куклой.
   «Тихие-громкие   звоночки»-направление   на    развитие    динамического
восприятия.
   Например:  при  разучивании  таких  пьес,  как  «Марш»,   «Колыбельная»,
«Песня», можно для закрепления провести  игру  «Что  делаю  дети»,  «Зайцы»,
«Песня, танец, марш».
   Постепенно благодаря  играм,  дети  приобщаются  к  умению  распознавать
знакомые произведения.



                  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ

                                    ПЕНИЯ.


    Развитие  певческих  навыков  является  одной  из  задач   музыкального
воспитания в детском саду.


    Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают  нам
научить детей петь выразительно, непринужденно,  учат  брать  дыхание  между
музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
    Свои занятия с самыми маленькими я всегда стараюсь строить в виде игры,
маленького сюрприза. Если в  руках  у  меня  зайчик,  то  обязательно  читаю
стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет,  убегает  от  лисы,
затем зайчик пляшет под веселую музыку,  играет  на  каком-либо  инструменте
(барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия  он  обязательно  играет  с
детьми в догонялки,  прятки.  Эта  структура  остается,  если  я  прихожу  с
куклой, мишкой, матрешкой.
    Для закрепления знакомых  песен,  использую  игру  «Волшебный  волчок»,
которую можно  проводить  в  разных  вариантах:  дети  определяют  песню  по
вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано.
    Попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, можно  использовать  для  закрепления
знаний о звуках на  разной  высоте  и  в  качестве  музыкально-дидактической
игры. 1)Раздаются детям карточки с изображением красного низкого  бубенчика,
желтого  среднего  бубенчика,  зеленого  высокого.   Когда   на   каком-либо
инструменте звучит низкий  звук,  дети  поднимают  карточку  с  изображением
красного бубенчика.  Или  можно  так,  музыкальный  руководитель  показывает
бубенчик, дети должны пропеть звук соответствующий бубенчику.
    В игре «Где мои детки?» развивается умение различать звуки  разные   по
высоте, дети с удовольствием отвечают тоненьким  голосом  маме-утке,  кошке,
птичке.
    И уже при повторном проведении игры, дети твердо знают, что мама  кошка
поет низким голосом, а котенок высоким.
    Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых  детям
песен, попевок, которые дети  поют  с  различных  звуков.  Одновременно  они
могут прохлопать ритмический рисунок.
    Для  развития  ритмического  чувства   можно   использовать   различные
музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном  звуке.
Например: «Андрей воробей».
    В начале используется одна прибаутка, т.е. слова и мелодия, а затем уже
ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.



                  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ПРОЦЕССЕ

                            РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.

    Одним из видов музыкальной деятельности является ритмические  движения.
На занятиях  значительная  часть  времени  отводится  разучиванию  различных
движений  под  музыку.  Дети   учатся   ускорять   и   замедлять   движения,
непринужденно   двигаться   в   соответствии   с   музыкальными    образами,
разнообразным характером, динамикой музыки.
    В процессе систематических занятий по  движению  у  ребят,  развивается
музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится  вслушиваться  в
музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
    Детям младшего возраста свойственны  подражательные  движения.  Поэтому
для  малышей  2х   лет   желательно   использовать   в   игровых   ситуациях
разнообразные  игрушки,  с  помощью  которых   можно   побуждать   детей   к
выполнению несложных действий под музыку.
    Например: перед занятием воспитатель надевает на руку куклу  (петрушку,
зайчика и т.д.) и приглашает детей в зал. Дети весело  маршируют,  подражают
всем  движениям  петрушки,  которые  он  показывает:   хлопают   в   ладоши,
приседают, кружатся и т.д. С куклой детям интересней выполнять движения   (в
упр. «Гулять, отдыхать» М.Красева) или плясать.
    С первых  занятий  необходимо  развивать  стремление  самостоятельно  с
творческими элементами выразительно двигаться под музыку.
    Таким образом надо активно развивать и обогащать  двигательную  реакцию
детей. В этом большую помощь могут оказать  игровые  моменты.  Например:   в
игре «Кто из лесу вышел?», дети должны не только определить,  кто  вышел  из
лесу: медведь, лиса, зайчик и др.  но  и  передавать  движением  неуклюжего,
медленно ступающего медведя, быстрого трусливого  зайчишку.  Каждый  ребенок
по-своему применяет умения и знания в этой игре.
    Интересные игровые творческие  задания  мы  проводим  после  повторного
слушания  нового  музыкального  произведения.   Например:   звучит   мелодия
незнакомой польки. Дети определяют веселый,  бодрый,  танцевальный  характер
музыки. Арман говорит: «Это музыка-танец, она веселая и  танцевать  ее  надо
легко и  весело»  и  начал  выполнять  поскоки.  Игорь  придумал  интересный
ритмический рисунок хлопками. И вот  уже  знакомый  вид  польки  можно  было
увидеть в движениях  других  детей.  Одни  за  другим  ребята  включались  в
танец. Танцует вся группа.
    Для  детей  старшего  возраста  используем  магнитофон,  проигрыватель.
Красочность   звучания   оркестрового   исполнения   знакомых   произведений
эмоционально воздействуют на ребят.
    Использование грамзаписи в свободное от занятий время, дает возможность
детям  самостоятельно   импровизировать   движения,   составлять   несложные
композиции плясок, хороводов, игр.
    А  это  является  содержанием  таких  музыкальных   игр,   как   «Будем
танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску».
    Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более
успешно, если обучение  элементов  танцевальных  движений  осуществляется  в
сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями.

    В своей работе по развитию творчества я использую  наглядный  материал:
картины, рисунки,  музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры.

    Итак,  в  доступной  игровой  форме  у  детей  развиваются  музыкальные
способности.
    В игре  дети   быстрее  усваивают   требования  программы  по  развитию
певческих  и  музыкально-ритмических  навыков  и  даже  в  области  слушания
музыки.
    Систематическое применение игровых моментов вызывает у  детей  активный
интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому  овладению
детьми музыкальным материалом.
    Таким образом, игровые приемы на  занятиях  музыки  способствует  более
активному восприятию  музыки  дошкольниками,  позволяет  в  доступной  форме
приобщать их к основам музыкального искусства.