Контрольная работа по муниципальному праву Вариант 2


                Министерство образования Российской Федерации
                        Новокузнецкий филиал-институт
                 Кемеровского Государственного университета



                                юриспруденция



                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                           ПО МУНИЦИПАЛЬНОМУ ПРАВУ


                                 ВАРИАНТ № 2



                            Выполнил: студентка 5 курса
                                         гр. ЮЗ-982
                                         Пушкина М.М.

                            Проверил:



                           г.Новокузнецк – 2003 г.
                            О Г Л А В Л Е Н И Е :



  1. Виды муниципально-правовых норм   3
  2. Схема «Система территориального общественного самоуправления».      7
  3. Задача 10
  Используемая литература   12



1. Виды муниципально-правовых норм


       Муниципально-правовые  нормы  –  правовые   нормы,   закрепляющие   и
   регулирующие отношения, возникающие в процессе организации и деятельности
   местного самоуправления.
      Муниципально-правовые нормы имеют специфические черты:
   1. Если обычные правовые  нормы,  появляются  в  результате  деятельности
      государства,  то  муниципально-правовые  нормы  наряду   с   этим,   в
      результате, в том числе правотворческой деятельности органов  местного
      самоуправления.
   2. Каждая муниципально-правовая  норма  одновременно  является  и  нормой
какой-либо другой отрасли права.
      Класссификация муниципально-правовых норм:
      1. По объекту правового регулирования, то есть по  кругу  регулируемых
отношений:
  . нормы, регулирующие общественные отношения  в  области  основ  местного
    самоуправления, принципов и функций местного самоуправления;
  . нормы, регулирующие территориальные основы местного самоуправления;
  .   нормы,   регулирующие   финансово-экономические    основы    местного
    самоуправления;
  . нормы, регулирующие организационные основы местного самоуправления;
  . нормы, регулирующие гарантии местного самоуправления;
  . нормы, регулирующие ответственность органов и должностных лиц  местного
    самоуправления;
  . нормы, регулирующие полномочия местного  самоуправления  (муниципальных
    образований) в отдельных отраслях и сферах местной жизни.


      2. По характеру содержащихся в них  предписаний  муниципально-правовые
нормы делятся на:
  . управомочивающие нормы (нормы-разрешения,  устанавливающие,  что  можно
    делать). Управомочивающие нормы, например, определяют предметы  ведения
    местного самоуправления;
  . обязывающие нормы (нормы, содержащие предписания,  что  нужно  делать).
    Так,  органы  местного  самоуправления  и  должностные  лица   местного
    самоуправления обязаны обеспечить каждому  возможность  ознакомления  с
    документами  и  материалами,  непосредственно  затрагивающими  права  и
    свободы  человека  и  гражданина.  Данные  нормы  устанавливают   также
    обязанности  государственных  органов  по  отношению  к   муниципальным
    органам, обязанности других субъектов муниципального права;
  . запрещающие нормы (нормы-запреты, устанавливающие, что нельзя  делать).
    Это нормы, закрепляющие то или иное правило запретительного  характера,
    обеспечивают,   в   частности,   неприкосновенность    прав    местного
    самоуправления.  Например,  запрещается   ограничение   прав   местного
    самоуправления,  установленных   Конституцией   Российской   Федерации,
    федеральными законами.
      3. По  степени  определенности  (категоричности)  содержащихся  в  них
предписаний  нормы  муниципального   права   делятся   на   императивные   и
диспозитивные.
  . Императивная норма, например, устанавливает порядок вступления  в  силу
    нормативных  правовых   актов   органов   местного   самоуправления   и
    должностных лиц местного самоуправления, затрагивающих права,  свободы,
    обязанности   человека   и   гражданина   (требуется   их   официальное
    опубликование (обнародование).
  .  Примером  диспозитивных  норм  могут  служить  нормы,  устанавливающие
    порядок  рассмотрения  и  решения  законодательным   (представительным)
    органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса  о
    прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления,
    выборного должностного лица местного самоуправления (ст.49 Федерального
    закона  «Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления  в
    Российской Федерации»).
      4. По территории действия нормы муниципального права могут быть:
  . федеральными действуют на всей территории России);
  . муниципально-правовые нормы субъектов РФ;
  .  локальные  муниципально-правовые   нормы,   действующие   в   пределах
    территории муниципальных образований
       5. По источникам, то есть по характеру актов,  в  которых  содержится
нормы муниципального права:
  . муниципально-правовые  нормы,  содержащиеся  в  Конституции  Российской
    Федерации, конституциях и уставах  субъектов  Российской  Федерации;  в
    федеральных законах, законах субъектов  Российской  Федерации  в  актах
    Федерального Собрания РФ;
  .  в  указах  Президента  Российской   Федерации,   актах   Правительства
    Российской Федерации, актах  органов  исполнительной  власти  субъектов
    Российской Федерации;
  . в постановлениях Конституционного Суда;
  . в решениях, принимаемых путем прямого волеизъявления граждан,  решениях
    органов   местного   самоуправления   и   должностных   лиц    местного
    самоуправления  (уставы  муниципальных  образований,   общеобязательные
    правила по предметам ведения муниципального образования).



      6. Кроме того, нормы муниципального прав могут быть поделены на  нормы
материально-правовые и процессуальные.
  .  Материально-правовые  нормы  закрепляют  полномочия  органов  местного
    самоуправления и  должностных  лиц  местного  самоуправления,  права  и
    обязанности граждан, других субъектов муниципального права.
  .  Процессуальные   нормы   муниципального   права   определяют   порядок
    (процедуру) выборов и  деятельности  органов  местного  самоуправления,
    порядок  принятия  решений  непосредственно  населением   муниципальных
    образований, процедуру реализации права  населения  на  правотворческую
    инициативу в вопросах местного значения и т.д.
      7. Классификация норм муниципального права возможна не  только  по  их
видам, но и по муниципально-правовым инититутам.
      Правовой институт  в  муниципальном  праве  представляет  совокупность
муниципально-правовых норм, регулирующих определенный  круг  взаимосвязанных
общественных отношений, которые образуют в  рамках  предмета  муниципального
права самостоятельную, обособленную группу.
      К  муниципально-правовым  институтам   относятся,   например,   основы
деятельности  местного  самоуправления.  Это  довольно   сложный   институт,
который состоит  из  более  простых  институтов:  института  территориальной
основы  местного  самоуправления,  института  муниципальной   собственности,
института муниципальной службы и др.

2. Схема «Система территориального общественного самоуправления».


   Федеральный   закон   "Об   общих    принципах    организации    местного
самоуправления" рассматривает  территориальное  общественное  самоуправление
как одну из  форм  местного  самоуправления.  Одновременно,  территориальное
общественное самоуправление  -  это  смешанная  форма  участия  населения  в
местном самоуправлении, осуществляемая с помощью как  непосредственных,  так
и представительных форм участия.
      Территориальное    общественное     самоуправление     населения     –
самоорганизация граждан по месту их жительства на территории  муниципального
образования для самостоятельной и  под  свою  ответственность  осуществления
собственных  интересов  в   вопросах   местного   значения   непосредственно
населением или через создаваемые им  органы  территориального  общественного
самоуправления[1].
      Согласно  ст.80  Закона  «О  местном  самоуправлении  в  РФ»   система
территориального общественного  самоуправления  населения  включает  в  себя
общие собрания  (сходы),  конференции  граждан,  местные  референдумы,  иные
формы непосредственной  демократии;  органы  территориального  общественного
самоуправления  населения  (советы  или  комитеты   микрорайонов,   жилищных
комплексов, поселков, сельских населенных  пунктов),  а  также  иные  органы
самоуправления населения по месту  жительства  (советы  или  комитеты  улиц,
кварталов, домов и тому подобное).

Система территориального общественного самоуправления населения


|Общие собрания (сходы), конференции |Органы территориального             |
|граждан, местные референдумы, иные  |общественного самоуправления        |
|формы непосредственной демократии   |населения (советы или комитеты      |
|(обращения граждан, нормотворческая |микрорайонов, жилищных комплексов,  |
|инициатива)                         |поселков, сельских населенных       |
|                                    |пунктов; советы или комитеты улиц,  |
|                                    |кварталов, домов и др.              |
|Общие собрания (сходы), конференции |Органы территориального             |
|граждан созываются местными Советами|общественного самоуправления        |
|и органами территориального         |населения создаются по инициативе   |
|общественного самоуправления        |граждан на основе их добровольного  |
|населения по мере необходимости.    |волеизъявления.                     |
|К компетенции общих собраний        |Компетенция органов территориального|
|(сходов), конференций граждан       |общественного самоуправления        |
|относятся следующие вопросы:        |населения определяется их           |
|- избрание органов территориального |положениями (уставами) с учетом     |
|общественного самоуправления        |полномочий, передаваемых им местными|
|населения и принятие положений      |Советами и местной администрацией.  |
|(уставов) о них;                    |Местные Советы и местная            |
|- утверждение программ деятельности |администрация могут устанавливать   |
|органов территориального            |сферы совместной компетенции с      |
|общественного самоуправления        |органами территориального           |
|населения по социально -            |общественного самоуправления        |
|экономическому развитию             |населения по согласованию с ними, а |
|соответствующей территории и отчетов|также перечень вопросов, решения по |
|об их выполнении;                   |которым не могут быть приняты без   |
|- решение других вопросов,          |согласования с органами             |
|относящихся к компетенции органов   |территориального общественного      |
|территориального общественного      |самоуправления населения.           |
|самоуправления населения,           |                                    |
|затрагивающих интересы населения    |                                    |
|соответствующей территории.         |                                    |



|Иные формы непосредственного        |                                    |
|самоуправления:                     |                                    |
|1.Обращения граждан - эта форма     |                                    |
|достаточно подробно регламентирована|                                    |
|в законодательстве, выделяют два    |                                    |
|вида обращений: индивидуальные и    |                                    |
|коллективные. По функциональному    |                                    |
|критерию: предложения, заявления и  |                                    |
|жалобы. В соответствии со ст.33     |                                    |
|Конституции РФ, правом на обращение |                                    |
|в органы местного самоуправления    |                                    |
|обладают исключительно граждане РФ. |                                    |
|В региональном законодательстве это |                                    |
|право, как правило, предоставляется |                                    |
|также иностранцам и лицам без       |                                    |
|гражданства.                        |                                    |
|2.Нормотворческая инициатива - под  |                                    |
|этой формой понимается право        |                                    |
|внесения проекта нормативного акта в|                                    |
|представительный орган местного     |                                    |
|самоуправления. Региональное        |                                    |
|законодательство закрепляет         |                                    |
|различный кворум для такой          |                                    |
|инициативы:                         |                                    |
|а.1% подписей от всех обладающих    |                                    |
|избирательным правом и проживающих  |                                    |
|на данной территории;               |                                    |
|в.1000 подписей в поддержку         |                                    |
|нормативного акта граждан,          |                                    |
|проживающих на данной территории.   |                                    |



3. Задача


   Определите  с  учетом  признаков  муниципального   служащего   какие   из
   ниженазванных работников не являются таковыми:
      . Мэр города,
      . Прокурор,
      . Судья,
      . Нотариус,
      . Заведующий юридического отдела городской администрации,
      . Депутат городского Совета,
      . Начальник  отдела торговли и бытовых услуг районной администрации,
      . Начальник цеха,
      . Стенографистка,
      . Адвокат

      П.1 ст.2 ФЗ «Об основах муниципальной службы в  Российской  Федерации»
дает понятие муниципальной службы.
      Муниципальная  служба   -   профессиональная   деятельность,   которая
осуществляется  на  постоянной  основе  на   муниципальной   должности,   не
являющейся выборной.
      Согласно  ст.7  ФЗ  «Об  основах  муниципальной  службы  в  Российской
Федерации» муниципальным служащим является гражданин  Российской  Федерации,
достигший возраста 18  лет,  исполняющий  в  порядке,  определенном  уставом
муниципального  образования  в  соответствии  с  федеральными   законами   и
законами  субъекта  Российской  Федерации,  обязанности   по   муниципальной
должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое  за
счет средств местного бюджета.
      Лица, не замещающие муниципальные  должности  муниципальной  службы  и
исполняющие обязанности по  техническому  обеспечению  деятельности  органов
местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
      На основании этих признаков муниципальными служащими являются:
      . Заведующий юридического отдела городской администрации,
      . Начальник  отдела торговли и бытовых услуг районной администрации,
      Не являются муниципальными служащими:
      . Мэр города,
      . Прокурор,
      . Судья,
      . Нотариус,
      . Депутат городского Совета,
      . Начальник цеха,
      . Стенографистка,
      . Адвокат



                           Используемая литература


   1. Федеральный закон от 28.08.1995 N  154-ФЗ  (ред.  от  21.03.2002)  «Об
   общих  принципах  организации  местного   самоуправления   в   Российской
   Федерации»
   2. Федеральный закон от  08.01.1998  N  8-ФЗ  (ред.  от  25.07.2002)  «Об
   основах муниципальной службы в Российской Федерации»
   3. Закон РФ от 06.07.1991  N  1550-1  (ред.  от  21.03.2002)  «О  местном
   самоуправлении в Российской Федерации»

   4. Игнатов В.Г., Рудсет В.В. Местное самоуправление в современной России.
   -  Ростов-на-Дону, 2001. – 416 с.
   5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской федерации.  –
   М., 2001. – 552 с.

-----------------------
[1] О.Е.Кутафин, В.И.Фадеев. Муниципальное право РФ. – М., 2001. – С.82