«Великая дидактика» Я.А.Каменского


                 Институт Государственного Администрирования
                          Педагогический факультет



                        На тему: «Великая дидактика»
                               Я.А.Каменского



                                            Реферат по социальной психологии


                                                   Мухиной Марины Васильевны

                                                        Студентки III курса.

                                  с. Намцы
                                  2002 год.
                                  П Л А Н:


1. Введение.

2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.

3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.

4. Заключение.



                                  Введение



       Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития  от
всеобщего невежества  до  всеобщего  обязательного  начального  образования.
Около  500г  пал  древний  Рим,  завоеванный  германским  имением  вандалов.
Исчезла культура, а вместе с ней  и  классическое  образование.  Сохранилось
только христианское  образование  священников  в  монастырских  и  церковных
школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное  на  вере  и
заучивание наизусть молитв и других священных текстов.  Логическое  мышление
развивалось   путем   схоластических   рассуждений,   целью   которых   было
теоретическое  обоснование  церковных   догматов.   Постепенно   в   городах
организовывались церковные  и  общинные  школы  для  ремесленников,  купцов,
горожан.  Орден  иезуитов,   организованный   при   каталогической   церкви,
разработал  иезуитскую  систему  образования,  существующую  и  в  настоящее
время.
Её  цель  воспитание  преданности  каталогической  религии.  В   11-м   веке
появились первые европейские университеты. Система университетского  высшего
образования широко распространилось  по  всей  Европе.  Первые  университеты
организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г в  Страсбурге
появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению в  университет.



       Новое   время   в   историко-педагогическом   развитии    открывается
удивительным  феноменом:   рождением  педагогической   системы,   необычайно
смелой  по  замыслу,  постановке  педагогических  вопросов  и   предложенным
решениям, отличающейся  сложной  архитектоникой.  Этой  системой  педагогика
«отпочковывалась»  от  философии  как  новая  отрасль  научного   знания   с
собственным     предметом     исследования,      научной      аргументацией,
исследовательской   проблематикой,   собственным   «языком»   –   понятийно-
терминологическим аппаратом.
Эта система плод титанического труда гениального чешского педагога,  мудрого
философа-гуманиста    Я.А.Каменского,    трансформировавшего     в     своей
мировоззрении,  в  своей   философии   образования   величайшие   достижения
человеческого духа предшествующих веков культурного развития.  Его  «Великая
дидактика»  (1632г)  –  начала  всех  начал  в  педагогике  нового  времени.
Духовный  мир  Каменского,  человека   энциклопедически   образованного,   -
сложнейший  оригинальный  «сплав»  воззрений   античности   и   Возрождения,
католической теологии и протестантизма,  современного  ему  гуманитарного  и
естественнонаучного.
       Задачей каждого христианского государства, утверждал педагог-философ,
должна стать «всеобщее образование юношества». Теоретическая мысль  великого
гуманиста избежать «соблазна» исторических условий его  времени:  низведения
человека до его  сословного  облика,  орудия  национально-государственных  и
религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки  человека  к
выполнению его сословных  ролей,  социальных  функций.  Каменский  обосновал
демократическую  и   гуманистическую   идею   всеобщего,   общечеловеческого
воспитания, которая на протяжении  не  одного  века  была  и  ниже  остается
«путеводной» в отставании  всеобщего  образования  как  неотьемлемого  права
каждого   человека,   как   необходимого   условия   «единения»   людей   на
общечеловеческих началах.
       В концепции Каменского человек помещен в «микромир», наделен  властью
над вещами и ответственностью за свою деятельность в  «микромире».  Трудовая
практическая деятельность человека в той или иной  сфере  жизни  общества  –
это «искусство», а путь к искусству «научное образование» дающее  знание  об
окружающем мире природы, общества,  о  делах  и  трудах  общества  человека.
Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь –  борьба  добрых
и злых начал, благонравия и пороков, в  которой  проявляют  себя  желания  и
страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу воли  к  истинно
человеческому:  разуму,  нравственности,  добродетелям  –  цели   и   задачи
нравственного воспитания.
       Духовная опора человека в его внутреннем само строительстве и  в  его
деятельности в мире – стремление «жить  точно  перед  очами  Бога»,  «ходить
перед Богом», осуществлять свое предназначение в земной жизни  и  готовиться
к  жизни  вечной.  «Семена  благочестия»,  как  и  «семена   ума»,   «семена
нравственности», призвано растить религиозное воспитание.
       Христианско-антропологическая  концепция  человека,  как  базовая   в
педагогической системе Каменского, обусловила гуманистический характер  всей
системы.  Цель  воспитания  определена  на  основе  признания   самоценности
человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует  духовно-
нравственная  направленность  развития  личности.   Педагогическая   система
Каменского  –  это  «строгая»  педагогика,  она  предполагает  отношение   к
воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в  своих  мыслях
и поступках существу, она утверждает идею  педагогической  деятельности  как
сложнейшего  из   всех   искусств   развития   человеческого   в   человеке.
Педагогическая система Каменского  оптимистична,  пронизана  светом  веры  в
возможности человека  и  возможности  воспитания,  в  перспективы  разумного
«общежития   человеческого»,   обьединения    «возвышенных,    мужественных,
великодушных людей».
       Педагогический оптимизм Каменского                 не только  на  его
христианско-антропологических воззрениях,  но  и  опирается  на  общенаучный
принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании  в  ходе
исследования природного мира  –  принцип  природосообразности.  В  трактовке
Каменского принцип природосообразного воспитания  многозначен,  ибо  требует
учитывать и универсальные законы  природы,  и  законы  природы  человека,  и
законы природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на  базе
знаний  из  многих  наук  (в  «Великой   дидактике»   –   это   философские,
психологические, педагогические знания), интегрируемых  идеей  рационального
научного обоснования педагогического процесса.  К  пониманию  природы  этого
процесса теоретик подходил  от  темологических  представлений  в  науке  его
времени.  Общее  свойство  природы  –   целесообразность,   самопроизвольное
движение каждой «вещи» к своему  предназначению,  потенциальная  возможность
стать такой, какой она должна быть. В искусстве воспитания  это  означает  –
развивать, то что имеет человек «заложенным в зародыше,  развивать  изнутри,
ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда  она  не  стремится,
следовать общему  правилу:  «Пусть  все  течет  свободно,  прочь  насилие  в
делах».  Исходя  из  тезиса  о  том,  что  семена  ума,   нравственности   и
благочестия  и  стремление  их  к  развитию  природы  присущи  всем   людям,
Каменский  определял  роль  воспитания  «как  самое  легкое   побуждение   и
некоторое  разумное   руководство»   естественным   процессом   саморазвития
воспитанника.  При  этом  имелись  в  виду  не  просто  имманентность  этого
процесса, а сознательное  саморазвитие:  педагогический  процесс  обращен  к
личности ученика и  утверждению  в  нем  чувства  собственного  достоинства,
самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к  учебному  труду.
И вместе  с  тем  природосообразное  воспитание,  как  уже  отмечено  –  это
«ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития  природных
сил и способностей, педагогика  успеха  как  стимула  учения  –  преодоления
учения – удовлетворения, учения – удовольствия, радости.
       В  последующие  века  рациональное  научное  знание   отказалось   от
темологических  обьяснений  развития  природных  процессов,   а   в   социо-
ориентированной  образовательной  практике  утвердились  принципиально  иная
педагогическая парадигма:  воспитание  как  воздействие  на  воспитанника  с
целью  формирования   определенных   качеств   личности.   Однако   идея   о
природосообразном  (естественном,  свободном)  воспитании   с   постоянством
закономерности  будет  актуализироваться   вновь   и   вновь,   обосновывать
возможность счастливой и  радостной  школьной  жизни,  стимулировать  поиски
адекватных технологических решений.
       Столь высоким идеалам (будь то человек как предмет воспитания или  же
педагогическая деятельность, педагогический процесс)  традиционная  практика
воспитания, семейного и общественного, явно не  соответствовала.  И  Великий
теоретик создает грандиозный и по современным  масштабам  проект  воспитания
человека о рождения до двадцати четырех лет.  Его  универсальность  (научную
обоснованность) Каменский  обьяснял  тем,  что  обеспечивалось  соответствие
педагогического процесса человеческой  природе  и  «земному  предназначению»
человека.  Проект  был  ориентирован  на  идею  «учить  всех  всему»  -   на
рациональную организацию «массовой школы».
       Опираясь на принцип природосообразности, первый в истории образования
носитель  идеи  возрастной  и  педагогической  психологии  представил  время
взросления человека как четыре этапа по шесть лет  каждый  и  определил  для
каждого этапа задачи, содержательную и процессуальную стороны  образовывания
человека – матерью ли в  семье,  учителем  ли  в  школе,  профессором  ли  в
академии. Обратим внимание на замысел Гуманиста: не  ребенок  для  школы,  а
школа  для  ребенка,  способная  учесть   и   реализовать   его   возрастные
возможности и особенности.
       В плане содержания образования этот замысел облечен в идею «пансофии»
(всеобщей мудрости). Каждый  возраст способен  обьять  пансофические  знания
на своем уровне возможного (концентрические круги)  и  Каменский  определяет
примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка»,  «латинской
школы»,  создает  учебники.   При   этом   неизменными   остаются   принципы
энциклопедизма «вместе с тем практической нравственности знаний  –  связи  с
живым» опытом взаимодействия развивающегося  человека  с  миром.  Не  каждый
склонен и способен одолеть весь путь к пансоджи,  тем  более,  что  академия
предполагает специализацию в том роде  занятий,  к  которому  «предназначила
природа». Однако  первые  две  ступени  –  тот  минимум,  который  необходим
любому, чтобы в детстве были заложены основания для  разумной,  нравственной
и благочестивой жизни.
       Обосновывая  идею  школы   родного   языка   (глава   ХХ1Х   «Великой
дидактики»), педагог постоянно имеет  в  виду  природосообразность  развития
ребенка.   Естественными   стремлениями   и   условиями    жизни    человека
аргументирует  Каменский  необходимость  в   школе   родного   языка   начал
родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта Песталоцци  через
полтора века). Столь же естественно и необходимо в латинской  школе  наличие
«класса этики», в котором рассматривается  «сам  человек  с  действиями  его
свободной воли как владыка вещей», изучение «стрежневого предмета  истории»,
знание»,  знание  которой  «как  бы  освещает  всю  жизнь»   –   сокращенная
библейская история, история  естествознания,  история  изобретений,  история
морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая  история,  но
преимущественно история своего отечества.  «Семь  свободных  искусств»,  эти
традиционные  учебные  предметы  средневековой  школы,  пансоджи   Каменский
дополняет основами наук нового времени. Все  содержания  общего  образования
обращает  к  человеку  –  его  целостному   мировосприятию,   гармонии   его
стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».
       Широкая  философско-гуманистическая   трактовка   природосообразности
воспитания детерминитровала создание  Каменским  такого  смыслового  поля  в
поисках  ответа  на  вечный  педагогический  вопрос  «Чему  учить»,  которое
оказалось далеко  не  освоенным  теорией  содержания  общего  образования  и
практикой   школьного   обучения   последующих    веков.    Было    утрачено
гуманистическое, от растущего человека видение проблемы,  возобладал  подход
к ее решениям от социальных запросов «времени  и  мести».  В  наши  рубежные
годы, годы осознания кризиса  духовности  и  нравственности  и  его  опасных
последствий в планетарных  масштабах,  предстоит  очевидно,  заново  оценить
гуманизм и актуальность установки философа-педагога: «Мы стремимся к  общему
образованию в области всего человеческого для всех, кто родился человеком».
       Не менее радикальные изменения  традиций  характеризовали  в  проекте
Каменского   процессуальную   сторону   обучения.    Поиск    «естественного
(природосообразного)  метода»  был  ориентирован   на   целостную   личность
ученика, на мотивационную сферу, на  разностороннюю  работу  интеллекта,  на
«живое знание», а  не  традиционную  «книжную  ученость»,  бастионы  которой
ученик брал памятью и напряжением воли (догматический метод).
       Аналог «естественного метода» дидакт нашел  в  деятельности  ученого.
Известные  гносеологии  его  времени   закономерности   познания   Каменский
интерпретировал  в   индуктивный   путь   формирования   понятий.   Дедукция
используется как частные выводы из общих, уже известных  ученику  положений.
Проблемные  ситуации  (в  современной  терминологии)  «включают»   мышление.
Самостоятельные  работы  предполагают  и   самостоятельное   наблюдение,   и
самостоятельное применение, и приобретение знаний.  Естественность  обучения
усматривается также в специальном развитии  способности  рассуждать  так,  в
латинской   школе   рекомендуется   изложение    материала    в    следующей
последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис  и  антитезис,
верные и вероятные аргументы, защита того или  другого,  затем  пусть  будут
вскрыты ошибки одного из двух утверждений  и  самый  повод  к  этой  ошибке,
ложные доказательства и подлинные доказательства в пользу  истинного  тезиса
и т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает в себе  частицу
истины, то пусть будет показано из применение  между  собой.  Таким  образом
одна и та работа будет представлять собой и самое  приятное  повторение  как
пройденного,  и  чрезвычайно  полезное  разьяснение  непонятного  ранее».  К
выводу дидакта нельзя не добавить,  что  учебная  работа  такого  плана  (не
часто встретишь и в современной  школе),  вызывая  мыслительную  активность,
создавая позитивный эмоциональный настрой,  обеспечивает  движение  личности
как в овладении знаниями, так и в развитии интеллектуальных сил.
       В  историко-педагогической  и  дидактической   литературе   воззрения
Каменского  обычно  сводят  к  обосновыванию   обьяснительно-репродуктивного
способа  обучения.  Между  тем   теоретические   представления   Каменского,
апологета учения как познания истины, связаны с сочетанием репродуктивной  и
продуктивной деятельности ученика, с идеей  самостоятельности  и  умственной
активности. Не бесспорна используемая в педагогической  литературе  аналогия
разработанной первым дидактом формы организации обучения  с  классно-урочной
системой в ее современной трактовке. Термин «класс»  потребовался  теоретику
для того, чтобы расположить образовательный материал  по  годам  обучения  и
таким образом организовать совместную работу учеников, рационализировать  их
труд и труд учителя (в традиционной школе каждый обучался индивидуально).  С
определенной  дозой  образовательного  материала  для   отдельного   занятия
связывалось и понятие  «урока». Само же значение – это и школьная лекция,  и
наблюдение природы, и  изучение  с  помощью  школьного  телескопа  звездного
неба,  и  работа  в  школьной  мастерской  или  студии  (в  таких  картинках
представлена  школа  на  титульном  листе  прижизненного  издания  сочинений
Каменского).
       В иерархии задач  воспитания  высшие  ступени  Каменский  связывал  с
непосредственным обращением к внутреннему  миру  человека,  воспитанием  его
духовности.  Ценностным  отношением  к  знаниям   пронизан   образовательный
процесс. Известный  прагматизм установок:  нацеленность  научных  знаний  на
деятельность  человека  в  «мире  вещей»  –  «уравновешивается»  возвышенной
трактовкой  человека  как  «владыки  мира».  На  каждой  возрастной  ступени
вводятся  этические  и  теологические   представления   и   правила,   нормы
поведения,  назначение  которых  –  одухотворить  внутреннюю  жизнь  ученика
ценностным  отношением  к  людям,  к  самому  себе.  В  системе   ценностей,
необходимых гуманной личности, Каменский  специально  выделил  «кардинальные
добродетели»,  выношенные  в  христианской  этике  средневековья,   истоками
уходящие   в   философию   Платона:   мудрость,    умеренность,    мужество,
справедливость.
       В  искусстве  развивать  и  возвышать  духовность  человека  педагог-
гуманист стремился к  природосообразности.  Главное  основание  формирования
нравственности  и  благочестия  –  это   непрестанная   духовная   жизнь   и
практическая   деятельность   человека:   «Добродетели   учатся,   постоянно
осуществляя  честное».  В  таком  ключе:  человек   сам   выстраивает   свой
внутренний  мир  –  предстают  «шестнадцать   правил   искусства   развивать
нравственность». Воспитатель ориентирован на  стимулирование  самодисциплины
растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости,  гнева
и т.п.), нравственных  стремлений  (справедливость  по  отношению  к  другим
людям,  готовность  уступить,  услужить,  оказать  пользу  своими   услугами
возможно большему числу людей и др.). Его «инструменты» - и  наставление,  и
«примеры  порядочной  жизни»,  и  упражнения,  главное  же   –   организация
упорядоченной,   разнообразной,   нравственно   направленной   деятельности,
деятельности  достаточно  длительной,  чтобы  заложить  привычки  к   труду,
полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью.
       Кладези нравственной мудрости и благочестия  для  воспитателя  и  для
воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и  как
нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от  печалей  и  всяких
человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом  сдерживать  гнев
и умерить преступную любовь?» – приведя этот  перечень  вопросов,  Каменский
ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно  направленной
сознательной  внутренней  жизни  воспитанников,  в   которой   он   пытается
преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной  силе  негативных
чувств, влечений, сохранить душевное  равновесие.  При  этом  определенно  и
четко  обозначены  и  «предьявлены»  требования  к  человеку  как   духовно-
нравственному существу. Для гуманиста Каменского это  отнюдь  не  проявление
авторитарности, насилия  над  личностью.  В  его  антрополого-педагогической
концепции за человеком, «образом  подобным  Божьим»  всегда  остается  право
свободного выбора между добром и злом. В то  же  время  воспитание  призвано
максимально  помочь  определиться  в  нравственной  позиции,   «предохранить
молодежь  от   всех   поводов   к   нравственной   испорченности»,   научить
«преодолевать самих себя».
       В этой связи и в учении о школьной дисциплине,  «искусстве  проявлять
строгость», доминирует установки  на  самодисциплину,  на  такую  строгость,
которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на  создание
в  школе  атмосферы  «искреннего  и  открытого  расположения»,   «господства
бодрости и внимания как у учащих, так и  у  учащихся»,  «любви  и  радостной
бодрости»,  когда  не   требовалось  бы  делать  что-то  против   воли,   по
принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно,  когда  ученики
любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести  себя  туда,
куда подобает,… и сами к тому же стремились.
       Выше отмечалось, что в современном  обществе  феномен  бездуховности,
дефицит  человечности  -  следствие  доминирующих  в  общественном  сознании
прагматического  отношения  к  вопросам  морали,   сциентистских   трактовок
духовного   развития   человека,   противопоставления   науки   и   религии,
непосредственно связываются с глобальным мировым кризисом, а их  преодоление
с выходом к новому гуманному витку цивилизационного развития.  Тем  значимее
для современности опыт тех педагогов, которые, как Каменский  усматривали  в
воспитании  духовности  человека  главное  назначение  образования,  главное
направление педагогической деятельности.
       Педагогическую   систему   Каменского   возможно   представить    как
гуманистическую модель педагогического процесса,  цель  которого  ценностно-
направленное и целостное развитие природных  сил  и  способностей  растущего
человека. Цель реализуется в организации жизнедеятельности  воспитанников  в
нравственно  здоровой,   духовно   богатой,   стимулирующей   разностороннее
развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности,  соответствующих
природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке,  в
системе гуманных отношений между  воспитанниками,  отношений  взаимодействия
педагога и учащихся как субьектов педагогического  процесса,  в  нарастающей
субьектности воспитанников, что  переводит  цель  и  задачи  педагогического
процесса в их собственные  цели  и  задачи,  а  воспитание  «перерастает»  в
самовоспитание.   Результат   педагогического   процесса    –    достигнутый
воспитанником уровень  его  личностного  индивидуального  развития,  включая
самосознание,  самоопределение,  потребности  и  способности  к  дальнейшему
саморазвитию, самообразованию,  самовоспитанию.  Свобода  развития  личности
воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями  саморазвития,
«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо  выявляется
в   образцовых,   высокоэффективных   воспитательных   системах    прошлого,
органически  вписывается  в  современные  поиски  гуманизации   школы,   что
свидетельствует об универсальности педагогических открытий Каменского.
       Обстоятельства сложились так, что о Каменском – ученом, философе, при
жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и  многие
его идеи пришлось  «переоткрывать»  другим  педагогам.  Каменский  настолько
обогнал свое время, что и сегодня не в полном  мере,  осознана  вся  глубина
его воззрений, многое остается  невостребованным.  В  европейском  историко-
педагогическом  процессе  педагогическая  система  Я.А.Каменского  предстает
гениальным обобщением  многовекового  гуманистического  опыта  христианского
средневековья  и  вместе   с   тем   началом   нового   этапа   в   развитии
гуманистической традиции, идеологически связанного с просвещением.
       Гуманистическая   традиция   в   педагогике   западной    цивилизации
органически  связана  с   гуманистической   традицией   западной   культуры.
Интерпретируя  и  синтезируя   гуманистические   идеи   и   опыты   развития
европейской  философии,  науки,  искусства,  религии,  педагогика,  в   свою
очередь, средствами воспитания и образования способствовала их  передаче  от
поколения  к  поколению,  укоренению  их  в  индивидуальном  и  общественном
сознании.
       Гуманистическая  педагогика   целенаправленно   служила   утверждению
«человеческого в человеке», духовно-нравственному обогащению его  внутренней
жизни,  возвышению  жизнесмыслов  его   деятельности.   Она   сыграла   свою
историческую роль в признании европейским человечеством  в  качестве  высших
духовных ценностей самоценности человеческой  личности,  права  человека  на
свободное развитие, самоопределение и  самореализацию,  абсолютной  ценности
Истины,  Добра,  Красоты  как  идеальных  стремлений  человеческой  природы,
вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и  правил  гуманистической
морали.  Генезис  гуманистической   педагогической   традиции   в   процессе
европейского  культурного  развития  (от  средневековья  до  конца   ХХ   в)
происходил     на     базе     антропологических     концепций      (принцип
природосообразнсоти), на основе  познания  природы  воспитания  как  явления
культуры   (принцип   культуросообразности)    и    как    целенаправленного
саморазвития   человека   (выявлялись   условия,    возможности,    средства
педагогической поддержки и помощи воспитаннику в  его  духовно-нравственном,
личностном  становлении  и  развитии).  В  том,  что  именно  в  гуманизации
воспитания и образования высший смысл  и  назначение  педагогической  науки,
убеждает  классическая  педагогика,  педагогические  системы   ее   корифеев
Каменского, Локка, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Дистервега.
       ХХ век продолжил и развил в новых социальных и культурно-исторических
условиях гуманистические идеи  педагогов-просветителей,  умножил  их  имена.
Педагоги-гуманисты ХХ века стремились  противостоять  обострению  социальных
противоречий, дефициту гуманности и духовности, нараставшему во всех  сферах
человеческой жизнедеятельности, в том числе в  образовательно-воспитательной
сфере.
       Философия и история образования, обращение к многовековому  духовному
опыту педагогов гуманистов помогает всесторонне обьяснить  и  верно  оценить
бытующие в современном общественном  и  педагогическом  сознания  проявления
бездуховности и прагматизма, авторитарности  и  социоцентризма,  косности  и
реакционного  консерватизма,  сознательно  и  убежденно  противостоять   им,
целенаправленно   утверждать    в    своей    педагогической    деятельности
гуманистические общечеловеческие и педагогические идеалы и ценности.



                         Использованная литература:


      1. История педагогики.
       А.И.Пискунова

      2. История образования и педагогической мысли.
       В.Г.Праникова
       З.И.Равкин

      3. Философия и история образования.
       Л.А.Степашко.