А.С. Макаренко


      На службе отечеству

      1 марта 1888 года в городке Белополье  Харьковской  губернии  (Сумская
область)  в  семье  старшего   маляра   железнодорожных   мастерских   Смена
Григорьевича Макаренко родился сын Антон, Тося, как его  называли  родители.
Семье Макаренко жилось трудно. Еле-еле удавалось  свести  концы  с  концами.
Отец трудился  в  мастерских  от  рассвета  до  заката,  но  заработки  были
скудными. Маленький  Тося с детства усвоил твёрдое правило:  человек  должен
трудиться.  Ему было достаточно примера отца,  который  рано  осиротев,  уже
мальчиком вынужден был пойти работать, поэтому  он  и  не  получил  никакого
образования.
      Отец всегда был примером для сына. Спустя много лет, когда Семена
Григорьевича уже не было в живых,  А.С.  Макаренко  воскресит  многие  черты
характера и  даже внешнего облика дорогого для  него  человека  в  одном  из
героев повести « Честь »:  та же честность, та  же  прямолинейность,  та  же
принципиальность, та же законная гордость своей принадлежностью, к  рабочему
классу.
       А  мать,  Татьяна  Михайловна…  Сколько  тепла  вмещало  сердце  этой
женщины, сколько энергии,  силы,  подлинного  мужества  обнаруживала  она  в
борьбе с  трудностями.  В  доме  Макаренко  всегда  чувствовалась  подлинная
дружба, взаимное  уважение,  забота  друг  о  друге.  Сюда  любили  заходить
друзья, а их у Макаренко было много. Их встречали весело, радушно,  угощали,
чем могли, поддерживали дружеским советом, подбадривали шуткой.
      Антон рос активным,  любознательным  мальчиком.  Научившись  читать  в
пятилетнем возрасте, до конца своих дней не расставался с книгой.
      Семён Григорьевич и Татьяна Михайловна твёрдо решили дать своему  сыну
образование. И Антон в 1895 году  поступил  учиться  сперва  в  Белопольскую
школу, а затем в 1901 году в  Кременчугское четырёх классное  училище.  И  в
Белопольской школе, и в Кременчугском училище Антон учился  отлично,  сильно
выделялся среди соучеников своими знаниями, своим кругозором.
      Антон    Семенович  Макаренко  с  большой  теплотой   вспоминал   свои
ученические годы и своих учителей, таких как Григорий Петрович  Каминский  и
Константин Максимович Сальник.  Г.П.  Каминский  был  у  Макаренко  учителем
словесности. Может быть благодаря ему, слово “учитель” приобрело  в  душе  у
Макаренко особый смысл. И после того  как  родители  решили,  что  Макаренко
пойдёт учиться дальше на учителя, он воспринял это с  восторгом.  С  помощью
этих педагогов Антон смог понять и осмыслить слова отца  “настоящий  человек
достоин уважения, и надо стремиться стать настоящим человеком”.
      Макаренко закончил  училище  на  пятёрки.  В  1905  году  он  закончил
специальные педагогические курсы, которые давали  ему  право  преподавать  в
сельских двухклассных училищах.
      В сентябре 1905 года, юный Антон Семенович Макаренко  занял  должность
учителя в двухклассном железнодорожном училище  небольшого  посёлка  Крюков.
Он преподавал русский язык, черчение и рисование.
      Молодой учитель не оставался в стороне от событий. В  эти  годы  Антон
Семенович начел изучать Марксистскую литературу,  изучал  работу  Ленина.  А
так же Макаренко не забывал про своих учеников, знакомился с  их  родителями
(железнодорожными рабочими).
      В 1905 году Антон Семенович Макаренко  принимает  активное  участие  в
организации съезда учителей Южных железных дорог. И в  речи,  с  которой  он
выступает  на  съезде,  и  в  резолюции,  которую  составляют  делегаты  при
непосредственном   его    участии,    чувствуется    твердость    убеждений,
определенность требований, живая заинтересованность  в  том  деле,  которому
взялся служить Макаренко.
      Не сразу ученики восприняли Антона Семеновича как  учителя.  Но  очень
скоро привыкли к нему, слушали его рассказы, советы, даже  иногда  играли  с
ним.
      Антон Семенович был очень энергичен, он неутомимо носился из класса  в
класс с журналом под мышкой, а  на  переменах  был  слышен  его  смех  среди
голосов ребят.
      На уроках Антон Семенович словно порхал в воздухе, ему очень нравилось
преподавать, говорить что-то новое для своих учеников.  А  каждому  сидящему
ученику казалось, что Антон Семенович ведёт беседу именно с ним.
      Антон Семенович искренне любил  детей.  Он  всегда  помогал   в  беде,
выслушивал, давал советы.
      Он находил и уделял время родителям своих учеников. Он делился с  ними
своими взглядами по воспитанию,  давал  советы.  Хоть  его  собеседник  чаще
всего  оказывался  старше,  к  его  словам  прислушивались,   старались   их
запомнить.
      С помощью Долинской школы Макаренко определил для себя  педагогические
принципы, которым следовал в практике последующих лет.
      В 1914 году в Полтаве  открывается  педагогический  институт.  И  хоть
Антон Семенович  был  учителем  со  стажем  работы  с  детьми,  поступить  в
институт становится следующей целью.
      Блестяще сдав вступительные экзамены, Антон Семенович  Макаренко  стал
студентом Полтавского педагогического института.
      Макаренко сильно выделялся и среди студентов, он много  читал,  помнил
все даты, факты, всё было у него в голове.
      В 1916 году Антона Семеновича призвали в царскую армию. Через  полгода
его сняли с учета. Макаренко был близорук.
      Антон Семенович  вернулся  в  Полтавский  педагогический  институт,  и
закончил его с золотой медалью.
      Сразу после окончания учебы Макаренко едет к матери в Крюков.
      Октябрьскую революцию Макаренко принял восторженно. По его  признанию,
она открыла перед ним невиданные перспективы.
      Вскоре  Антон  Семенович  получает  новое  назначение,  он  становится
директором 10-й  Полтавской  трудовой  школы.  Из  этой  школы  вышло  много
большевиков.
       В 1920  году  Советское  правительство  поручило  отделам  народного
образования организовать колонии для  несовершеннолетних  правонарушителей.
Заведующий Полтавским районом  предложил Антону Семёновичу  взять  на  себя
это сложное дело.
       Все понимали, что в колониях должны воспитываться новые люди, нужные
нашей стране, нашему народу, и «делать» таких людей надо по новому, но  как
– никто не знал. Не знал и Макаренко. И хоть Макаренко  понимал,  что  надо
искать новые методы образования, он не испугался, и пошел по этому трудному
пути.
      Его первые воспитанники прибыли 4 декабря, их было шестеро.
      Они не хотели работать, не желали убирать  за  собой  постели,  носить
воду для кухни, придерживаться какого бы то ни было режима,  а  воспитателей
просто не замечали. Когда им хотелось есть,  они  воровали  еду.  Когда  они
мёрзли, они жгли мебель  или  забор.  Макаренко  с  каждым  днем  терял  все
больший и больший контроля над ними. Но  Макаренко  не  сдавался  и  добился
своей цели. Как-то раз в  гневе  своего  воспитателя,  воспитанники  увидели
обиду за общее дело колонии. Воспитанники поверили в своего педагога.  После
этого, требования Макаренко начали безоговорочно выполняться.
      Макаренко знал, что положительного эффекта в деле создания  коллектива
он добьётся лишь в том случае, если  вовлечет  своих  воспитанников  в  дела
важные не только для колонистов и колонии,  а  в  дела  общегосударственные,
даст возможность колонистам почувствовать себя частью  огромного  коллектива
советских людей.
      Работа Макаренко в Долинской и Крюковской школах убедила  его  в  том,
что огромное значение  для  создания  коллектива  имеет  труд,  объединяющий
людей. После этого Макаренко стал понимать правдивость своих выводов.
      Антон Семенович  Макаренко  очень  четко  сформулировал  тот  принцип,
которым руководствовался в отношениях со своими воспитанниками:  «Как  можно
больше уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему ».
      Практика убеждала Макаренко в правоте  своих  позиций.  Работы  В.  И.
Ленина, к которым еще и еще раз  возвращался  Антон  Семенович,  вдохновляли
его  на  продолжение  того  дела,  которое  он   взялся   выполнять.   Труды
прогрессивных педагогов прошлого подкрепляли его теоретические позиции.
      В это время на окраине  Харькова  чекисты  строили  здание  для  новой
детской коммуны. Они попросили Макаренко посмотреть здание с  педагогической
точки зрения. Макаренко посмотрел, внёс кое-какие изменения.
      Антон  Семенович  Макаренко  предложил  свою  педагогическую  систему.
Нашлись и противники этой системы. Сначала  они  были  против,  но  в  конце
концов они признали предложенную систему воспитания несоветской молодёжи.
      Чекисты  открывали  перед  Макаренко  огромные  возможности.  И  Антон
Семенович Макаренко  3-го  сентября  1928  года  ушел  с  поста  заведующего
колонией имени М. Горького (где он проработал 8 лет), и  возглавил  трудовую
коммуну  имени                              Ф.Э.   Дзержинского.   Возглавив
коммуну, Макаренко используя опыт полученный им в период работы  в  колонии,
продолжал интенсивную работу.
      Коммуна существовала на  средства  которые  добровольно  отчисляли  из
своей зарплаты чекисты.
      Макаренко требовал от своих воспитанников, чтобы у них было уважение к
человеку, к  товарищу.  Антон  Семёнович  очень  хотел,  чтобы  его  ребята,
лишившиеся с раннего возраста семьи,  материнской  ласки,  домашнего  тепла,
всё это приобрели в дружном  коллективе  коммуны.  Макаренко  был  строг  со
своими воспитанниками, но они ощущали необыкновенную силу настоящей дружбы.
      Антон Семенович с детства любил природу,  любил  походы,  разговоры  у
костра. Он хотел, чтобы эти радости жизни не обошли его воспитанников,  вить
в этих походах расширяется кругозор, определяются интересы.
      4-го июня 1934 года Антон Семёнович Макаренко был принят в члены Союза
советских писателей СССР.
      В июле 1935-го года Макаренко  был  назначен  на  должность  помощника
Отдела трудовых колоний  Народного  комиссариата  внутренних  дел  УССР.  Он
распрощался с коммуной и уехал к месту своей новой работы в Киев.
      В жизни  Макаренко  особую  роль  сыграл  А.М.  Горький.  Он  был  его
советчиком,  его  руководителем,  его  большим  другом.  Горький   был   для
Макаренко и первым из тех, кто верил в правоту его дел, кто поддерживал  его
в трудную минуту.

           Художественная деятельность
      Макаренко собирался написать несколько работ, в которых хотел обобщить
некоторые  наблюдения  своего  многолетнего  опыта.  Помимо  «Педагогической
поэмы», над которой работал всё это  время,  он  за  два  месяца  1930  года
написал книгу «Марш 30 года»,  в  которой  рассказывал  о  жизни  коллектива
“Дзержинцев” в течение первых трёх лет существование коммуны. Через  2  года
– опять в течение двух отпускных месяцев – написал повесть «ФД-1».
      В начале Антон Семёнович задумал «ФД-1» как продолжение
«Педагогической поэмы» и даже послал в редакцию рукопись, озаглавив её «3-я
часть «Педагогической поэмы». По совету А. М. Горького отказался от этого
замысла. «Фд-1» стало самостоятельным произведением, правда, близко
примыкающим по стилю к «Педагогической поэме».

      В это же время Макаренко  пишет  ряд  педагогических  статей  и  пьесу
«Мажор», подписанную псевдонимом  Андрей  Гальченко.  Во  всех  этих  книгах
говорилось о “Дзержинцах”, об их труде, учении, характерах, их праздниках  и
буднях.
   Вначале 1937-го года Макаренко переезжает в Москву. В это время он  много
пишет. На страницах газет и  журналов  печатаются  его  статьи,  посвящённые
вопросам воспитания. По ленинградскому радио он выступает с циклом лекций  о
воспитании в семье, и делает несколько докладов для работников  просвещения.
Постепенно  включается  Макаренко  и   в   жизнь   московской   писательской
организации, членом которой он стаёт.
   Тему своей новой повести «Флаги на башнях» писатель определил  так:  «Моя
тема образцовая,  воспитательный  советский  коллектив,  давно  сложившийся,
растущий материально и духовно».
   В 1937 году Макаренко пишет повесть  «Честь»  и  «Книгу  для  родителей».
Повесть  «Честь»   некоторые   критики   рассматривали   как   своего   рода
повествование о детстве и юности  самого  автора.  Правда,  некоторые  черты
своих родителей Макаренко придал героям повести – отцу  и  матери  Тепловым.
Макаренко ставил перед собой иную цель:  он  хотел  показать,  как  понимали
проблему  чести  до  революции  и  в  первые  послереволюционные  годы,  как
относились к этой моральной категории различные классы.
   Одновременно  с  повестью  «Честь»  Макаренко  работал  над  «Книгой  для
родителей». Писал он её в соавторстве  со  своей  женой  Галиной  Стахиевной
Макаренко. Было задумано 4  тома,  но  написанным  оказался  один:  помешала
внезапная смерть Макаренко. Книга имеет точную пометку – для родителей.

                      Государственные награды
      29-го декабря 1932 года,  в  день  пятилетия  коммуны,  Макаренко  был
торжественно премирован коллегией Государственного политического  управления
УССР  грамотой  и  золотыми  именными  часами.  Правление  трудовой  коммуны
премировало его грамотой, значком и званием  лучшего  ударника,  а  народный
комиссариат просвещения УССР – почётной грамотой.
      1-го февраля 1939-го года  Антон  Семёнович  Макаренко  был  награждён
Трудового Красного Знамени «За выдающиеся  заслуги  в  области  литературы».
Народ подтвердил свою искреннюю любовь к писателю Макаренко.
      В УССР в 1958 году учреждена медаль “Макаренко”, которой  награждаются
особо отличившиеся учителя и др. работники народного образования.

                            Личный вклад
      Макаренко внес большой вклад в  теорию  и  практику  коммунистического
воспитания показал огромные возможности  целенаправленного  воспитательского
воздействия.  По  Макаренко,  цель   воспитательской   работы   определяется
закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы  советского
народа  за  коммунизм,  политикой  коммунистической  партии   и   советского
государства в области политического воспитания.
      Педагогика  должна  учить  тому,  как  воспитывать   человека   нового
общества.  Никакое  педагогическое  средство   не   может   быть   объявлено
постоянным, полезным и  действующим  всегда  одинаково  эффективно.  Никакая
система  воспитательных  средств  не  может   быть   установлена   навсегда.
Макаренко разработал теорию  воспитания  в  коллективе  и  через  коллектив,
методику   целесообразного   в    зависимости    от    конкретных    условий
организационного  строя   коллектива,   самоуправления,   дисциплинирования,
формирования  общества  мнения  как  регулятора  отношений   в   коллективе,
непрерывного  выдвижения  перспектив  перед  ним,  укрепления   и   развития
традиций  и  др.  В  методике  Макаренко  четко  определена  решающая   роль
руководителя воспитательного учреждения и его  ответственность  за  единство
педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил  педагогов  на
задачах формирования  “воспитательного  коллектива”,  Макаренко  подчеркивал
необходимость одновременного  внимания  к  формированию  каждой  личности  в
отдельности, воспитательные воздействия на неё через коллектив  (“педагогика
параллельного  действия”)  и  непосредственно  педагогом.  Сущность   своего
педагогического  опыта  Макаренко  определял  принципом  «Как  можно  больше
уважения к человеку, как можно больше требовательности к нему  ».  Макаренко
старался “проектировать лучшее в  человеке”,  стремился  видеть  в  личности
воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы.  Подлинный
гуманист Макаренко требовал  от  воспитателя  высокого  идейно-морального  и
профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное  и
политическое просвещение воспитанников,  выступал  за  претворение  в  жизнь
марксистко-ленинской идеи соединения обучения воспитания с  производительным
трудом учащегося. Макаренко многое  сделал  для  развития  советской  теории
развития советской теории семейного  воспитания,  был  зачинателем  массовой
пропаганды педагогически основанных принципов воспитания в семье.  Макаренко
утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально  гораздо  легче,  чем
перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей  за  каждым
своим шагом – вот  первый  и  главный  метод  воспитания.  Нужен  серьёзный,
простой, искренний тон в отношениях с детьми.
                 “Я писатель Макаренко”
      1 апреля 1939 года Антон Семенович Макаренко на 51 году жизни
скончался в поезде направляясь на кинофабрику. Умер он со словами: “Я
писатель Макаренко”. Врачи констатировали смерть от разрыва сердечной
мышцы.



            Елабужский государственный педагогический университет
                             Кафедра педагогики



                         Контрольная работа на тему:
                               А.С. Макаренко



                                                            Работу выполнил
                               студент 1 курса

                     факультета иностранных языков 335 группы
                                                            Нечепурнов Егор
                                Александрович



                                              Научный руководитель:

                   Старший преподаватель кафедры педагогики:
                                                         Немтылев Анатолий
                                 Анатольевич



                                Елабуга 2003