Биология (10 класс)


Биология курс за 11 класс

Урок 1.
Тема: “Биосфера - оболочка жизни. Биомасса.”

Схема 1
Живая природа - многоуровневая система: молекулярный - клеточный -
организменный - популяционно-видовой - биогеоцинозный - биосферный.

Взаимосвязанность разных сообществ обмен между ними веществами и энергией
позволяет рассматривать все живые организмы земли и среду их обитания как
одну очень протяженную эк. систему - биосферу.
Совокупность всех живых организмов - биосистема планеты.

Схема 2



Биосфера - все части земных оболочек мето, гидро и атмо сферы, кот. на
протяжении геолог. истории подвергались влиянию живых организмов и несут
следы их жизнедеятельности. Кроме живого вещ-ва биомассы в составе биосферы
есть косное неживое в-во, а так же биокостные в-ва построенные из живого и
костного.
Биосфера - открытая система.
Важнейшая черта биосферы - биотический круговорот вещ-ва (биогенная
мигратция атомов).

Границы биосферы:
1. Савокупность всех живых организмов планеты - живое в-во биосферы.
Основная масса жиз. орган. на границе 3 геологических оболочек: газообр
(атм), жид (гид), тверд (лит). К нежевым относится та часть биосферы связ.
с негр. ве-в и эн. с жив. ве-ом.
Биосфера - часть геол. оболочки земли, засел. жив-м организмом.
2. Так как биосфера получает энергию извне от солнца, ее называют открытой
системой.
3. По мере увеличения биомассы зел. растений изменяется газ. состав
атмосферы. - геол. обол. Земли. Кислород исп-т  организм для проц. дыхания,
в рез-те чего в атомосферу вновь поступает углекислый газ. Увелич-е конц.
кислорода в атмосфере план. повлияло на скор. и интенс. окисл-е - вост.
реакции в литосфере .
Границы жизни на план. явл. границами биосферы.

Функции живого ве-ва:
Газовая - получает и выделяет газ.
Океслительно-восстан-я - окисл-е углер. до углер. газа и вост. его до
углер.
Концентратционную - орган - концентр. Накопление в орган. азота, фосфора,
кремния, кальция.


Урок№2.

Тема: “Круговорот вещ-в и превращение энергии в биосфере”

В состав жив. ве-ва входит 14 осн. элементов:

O,H -> 10% ; C,N,Ca - 1-10% ; P,Si,K,S, - 0.1-1%  ; Mg,Fe,Na,Cl,AL, - 0.01-
0.1% ; -->

Вывод:

1. Биомасса на 90% построена из О и Н -> организмы - водное образование.

2. 14 хим. элементов составляют 99.9% массу живого ве-ва, эти же эл. 98,9%
массу всей жив. коры.

Вывод:

Жизнь построена из тех же живых эл. кот. сод. в жив. коре, но не в тех
пропорциях.

Биосфера - открытая система. Забор эн. от солнца превращение ее в эн.
связей хим. соед. и биогенная мигратция атомов.

Схема №3

Живое вещ-во (по типу питания)

Продуценты         Консументы          Редуценты

Автотрофы                             Гетеротрофы

Фототрофы         Хемотрофы

               аэробы              анаэробы



Вся земная кора включая атмосферу и природные воды охвачена мигратцией
мигратцией хим. элементов.

Мигратция: Химическая, физическая, биогенная.

Церкуляционное движение хим. эл. от одного компонента биосф. к др. с воз. к
исход. точке назыв. циклом или круговоротом

Движение в цыклах не всегда равномерны

Запасы:

Гумусовые почвы: торф, угол и тп. Наиболее важные цыклы и круговороты
является вода, кислород, азот, фосфор, сера элементов-белков.



Урок №3

Тема “ Биогеохимические процессы в биосфере”.

4 биокостных тела: атмосфера, природн. почвы, природн. воды, осадочн.
породы. Состав этих биокостных тел отнас. постоянен.

1. Атмосфера - О2 - 21%; N2 - 78%; co2 - 0.03%; сенгридиент - 1%.



Схема №4.

Фотосинтез     СО2               окисл неорг соед

Орган. соед.     О2                дыхание жив. и раст.

Окисление    При размножении    окисл. орг. соед. при разл. орг.

                  и окислении

Схема №5.

N2 -> почва (NH4, NO3, No2) -> cинтез белка в организм. -> поле отмир. орг-
в под действ микр-в.

Почва - тела пост. из жив. и костного ве-ва гумус.


Урок №4.
Тема : ”Влияние действия человека на биосферу”

Вулканы извергают за год 0.5 куб ве-ва, реки ежегодно выносят в океан 15 кв-
х км ве-ва.

Атмосфера.
1 тонна сожженного угля потребляет 3 т. кислорода. Атмосфера обогощается
СО2, свинец, СH2N+2, CO.
Вырубка лесов приводит к понижению уровня грунтовых вод, заболачиванию.
Уменьшаются общие запасы пресной воды.
Загрязнение природных вод, загрязнение инсектецидами.

Урок №5.
Тема : “Охрана биосферы - неосфера”.
Технический прогресс не может быть остановлен. Вмешательство человека в
природу будет увеличиваться. По этому охрана природы требует  разработки
специальных средств:

1. Химико - технологические ср-ва:
- Отчистка точных вод
- Отчистка газовых отходов промышленности
- Создание нового топлива
- Переход предприятий на циркуляционную систему водоснабжения.
- Повторное использование отходов

Прекращение загрязнения атмосферы и природных вод.

2. Биотехнические:
- Отчиска вод с помощью прудов отстойников.
- Заселение пром. отвалов растениями способными жить и размножаться на
твердой почве
- Широкое внедрение биол. борьбы в сельском хоз-ве.

Форма охраны биосферы:
1. Биосферные заповедники.
2. Заповедники
3. Заказники
4. Памятники природы
5. Красная книга
6. Зоопарки
7. Ботанические сады.

Ноосфера.

Ноосфера - биосфера преобразованная трудами человека и измененная научной
мыслью. Биосфера со временем переходит в ноосферу.
Позновая законы природы и развивая технику, человечество должно придать ей
черты новой, более высокой организованности. При этом человечество стан.
мощной силой, сравнимой по воздействию с геологической силой.

Урок №?.
Тема “ Клеточная теория”
Клетка - элемент, единица живой системы, обладает всеми св-ми живой сист-ы:
- Обмен ве-в
- Рост
- Развитие
- Размножение
- Раздрожимость
- Движение
- Передача по наследству своих признаков
- Смерть
- Питание
- Дыхание

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------
I   Зарождение     1665       Роберт Гук        Рассматривая  срез  пробки
обнаружил
    понятия о                                          с-ки.Для обозначения
их в первые при-
    клеточн теор                                       менил название
“клетка”
                      1680       Анатолий Ван      Открыл одноклеточные
организмы
                                   Ливенгук           (увеличил 270 раз).
----------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------
II  Возникновен-   1838-     Матиас Ший-        Обобщили значение о клетке
и показали,
    ие клеточной    1839      ден.                   что клетки составляют
основную  ед.
    теории.                      Шван.                 строения всех живых
организмов.
----------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
III Развитие  кле-  1858      Рудольф Вир-        Сформировал положение  о
том,  что
    точной теории              хов.                    каждая  новая
клетка  происходит  от
                                   Карл Берг             такой же путем
деления.
                                                            Сформулировал
положение что клет-
                                                            ка не только
строения но и развития
                                                            живых
организмов
----------------------------------------------------------------------------
------------------------------------------------------------
IV Современная                                         Клетка является осн
структ. и функци-
     клеточная                                            он. ед. наз. Все
организмы состоят из
     теория                                                клеток, жизн.
орган обусл. взаимн. сост.
                                                             его клеток.
                                                             Клетки все
орган-в сходны по св-у, хим
                                                             составу,
строению и функциям.
                                                             Все нов.
клетки образ. при дальн. исх-х.
----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------
Вывод:
Клеточная теория лежит в основе предст. о ед-е всего живого, общ. его
происход. и эвол. общего развития.

Цитология - наука о клетке:
1) Происхождение и состав клетки
2) Функции внутренних структур
3) Функции клеток в живых организмах
4) Размножение и развитие клеток
5) Приспособл. клеток к условиям окр-й Среды

Методы изучения цитологии.
1) Световой микроскоп
2)  Електр. микроскоп
3) Окрашивание
4) Ультроцентрофугирование
5) Микротоны
6) Меченые атомы
7) Регето-структурный анализ.

Урок №8.
Тема “Хим состав клетки неорган. в-ва.

Схема №6.
Химический состав клетки
Неорганич в-ва               Органич В-ва
1.Н2О-до95%                  1.Белки -10-20%
2 Соли                          2.Углеводы
3 Микроэл-ы                   3.Лепиды
                                   4.Нуклеиновая к-та

Роль воды:
1) Это универсальный растворитель
2) Гидрофебность, Гидрофобность
3) Сообщает тургор клетки
4) Вода явл. в-ом для реализатции (в старых и молодых клетках состав воды
разный)
5) Теплоемкость - поддержание пост. темп. клетки.
6) Теплопров-ть
7) Фотосинтез
Расщипление сахара дрожжами в тяжелой воде идет в 9раз медленее.

Белки:
1. Роль белка
2. Хим. состав
3. Структура белка

1. “Жизнь - есть особая форма сущ-я белковых тел, сущ-т мал. явл. обмена ве-
в”
- Роль белка - жизнь
- Структура клетки
- Енергетич. роль
- Ферментативная роль
- Транспортная роль
- Сообщает индивидуально каждому организму
- Движение: Белки образуют мышцы
- Буферное св-во: пост. низкоклет. Среды.

2. Белки - это полимеры
              1. R радикал
Мономер   2. NH2 аминогруппа
              3. -С=О  Функциональная группа клеток
                    -OH
     NH2
R- C - C=O
    I     - OH
    H

20 различных альфааминокислот образуют белки

Белок=протеин=полипептид

3. Структура белка
а) Опред последоват. аминокислот в мол. белка.
---I---I---I---I---I---I
б) Образуются водородные связи Н-Н
оооооооооооооооооо
3. Третичная структура

Рисунок

4. Четвертичная структура

Рисунок


Урок№.

Тема ”Св-ва белка”.

1) Денатуратция белка -> обратимая и необратимая
Необратимая денатуратция - это когда первичная структура портится
2) Ферментативная роль белка
2H2O2 -> 2H2O+O2I
Фермент:
- Каталаза
- Пероксидаза
В любо. клетке есть фермент - каталаза

Урок№10
Тема ”Биополимеры, Углеводы, Лепиды.
1. Органич в-ва - хим. соединения в состав кот. входят атомы “С”
Биополимеры - это органич в-ва, входящие в состав клет. жив. орган-в
Примеры: белки. нуклеин. кислоты, полисахариды
Свойства биополимеров зависит от:
- От строения молекул.
- От числа и разнообразия мономер. звеньев.
Полимер в молекуле которого гркуппа мономер. периодич повторяется
называется регулярным.
2. Углеводы - орган. соедин. сост. из углерода, водорода и кислорода.
Тысячи остатков молекул одинаковых сахаров, соединяясь обратно биополимеры
Полисахариды (у растений крахмал, у животных гемоглобин)
Биополимеры сахариды - это вещ-ва в кот-х запасается используемая клетками
энергия растений и живых организмов.
3. Все липиды неполярны: растворяются в хлорофиле, эфире, но не в воде.
Некоторые лепиды явл. гормонами и принимают участие в физиологических
функциях орг-ма.

Урок№11.

Тема: ”Липиды, Липойды. Углеводы. Предпосылки развития учения Ч. Дарвина”.

1. Улеводы:
- Моносахариды
- Дисахариды
- Полисахариды

Роль углеводов:
- Строительная
- Энергетическая
- Запас питательных вещ-в
- Защитная
C6H12O3 - глюкоза
(C6H10O5)n - крахмалл

2. Жиры (липиды)
H2C - OH
HC -  OH      R1 - C =O
H2C - OH               -OH

Роль жиров:
- Энергетическая
- Запас питательных в-в.
- Строительная
- Защитная
- Теплопроводность
- Эластичность кожи

Дарвинизм

Эволютция - это процесс исторического развития мира. Суть: непрерывное
изменение и приспособление жив. к изменяющ.  условия Среды и услож.
организатции жив. существ. Основное развитие от простого к сложному.

Карл Аинней - швед натуралист, врач(1707 - 78)
+ На основе сходства по 1-2 колеб. замет. признаки и-цирования орган. на
виды, роды, классы. Поместил в доин отряд человека и человекообразных
обезьян, ввел двойное название, усовершенствовал биотехнический язык.
- Разделил представления о природе , каждый вид считал результатом
отдельной творч.

Жан Батист Ламарк (1744 - 1829)
---

---

Урок №12.
Тема: “Предпосылки возникновения учения Дарвина. Учение Дарвина”.

Предпосылки возникновения учения:
- Общественно эк.( в связи с капитализмом)
- Успехи ест. наук.
1. Отрытие яйцеклетки
2. Клеточное строения растений и животных
3. Полеанталогия (наука о ископ)
4. Элбриология (наука о зародышах)
5. Сравнительная морфология.
6. Биогеография.

Все это послужило основой для открытия фактора  эвол. процесса.
Современная теория эволютции впитала в себя положение эколог. генетики
молек. биологии, но упирается на Д. консепцию.

Схема №7.

Наследственная изменчивость ->  расхождение признаков -> борьба за
существование -> естественный отбор.

Основные принцыпы эволютции учения Дарвина.
1. Каждый вид способен к неогран. размножению
2. Огранич. жизненных ресурсов препядств. реализатц. потенц. возм-й
безпред. размножения. Большая часть особей гибнет в борьбе за выживание и
не оставляет потомства.
3.Гибель или успех в борьбе за существование носит изберат хар-р. Организмы
одного вида отличаются от другого совокупностью признаков. В природе
преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, кот. имеют
наиболее удачное для данных условий сочетание признаков, т.е. лучше
приспособлены.
4. Под действием ест-ого отбора, происход. в разных условиях, группа особей
одного вида из поколения в поколение накапливают различные
приспособительные признаки. Группы особей приобр. на столько су.. отличия,
что превращ-ся в новые виды.(принцып происх признаков).

Урок №13.
Тема “Док-во эволютции”
1.  Основные черты сх-ва живых организмов
а) Механ-м само. насл-ой информатции
б) Принцып генет. кон-ния
в) Клеточная теория (клетки все едины по уровню)
г) Большинство организмов эокариоты. Строение ядра едино.
д) Белки состоят из 20 альфааминокислот органич и технич.
е) Атонар-ы сост-т близко друг к другу и раст. и жав. = 50-60% углерода в
клетках.
В неживой природе в земн. коре 0.35%
Хлорофил раст. близок по сост. и строен. с ... жив.
ж) Деление всех кислот.
з)Обр-е кол-х ки-ок у живых и раст - мейоз.
Вывод : Единство происхожд жив и раст-й

2. Эмбриотические



Урок №14

Особь -> популятция -> вид.

Популятция - относительно изолированная группа особей одного вида
Каждая популятция имеет свою собств. эвол-ю судьбу
Популятция наименьшее подразделение вида и явл. элементарной еден-й
эволютции.

Вид      Популютция 1           Отлич. усл. среды предполож. в ходе ест.
отбора накоп-
            Популятция ...4         пление опр. аллей.
Вид -

Кретерии вида:
- Морфологический (внеш. признаки)
- Генетический
- Экологогеографический
- Физиологобиохимический