Дидактика


Дидактика   как  теория  обучения .

История педагогики свидетельствует о том , что долгое время наряду с
термином  «педагогика» в том же значении использовался и термин
«дидактика».Впервые термин «дидактика» ввёл в научное использование
немецкий педагог В. Ратке (1571-1635) , который назвал свой курс «Краткий
отчёт из дидактики ».

           Предметом дидактики является общая теория обучения всем
предметам. Чешский педагог Я.А.Коменский  определил дидактику как «
всеобщее искусство учить всех всему».В начале  XIX века  немецкий педагог
И.Ф.Гербарт   придал дидактике статус теории воспитывающего обучения.

          В настоящее время   ДИДАКТИКА  рассматривается как часть
педагогики, исследующая проблемы обучения и образования  ,  их
закономерности , принципы , цели , содержание , средства , организацию ,
достигаемые результаты.
                            Функции  дидактики :
                              1- Теоретическая

                          2 – практическая       .



            Основные категории дидактики :
   Преподавание , обучение , образование , знания ,  умения  ,  навыки  ,  а
   также цель , содержание , организация , виды , формы , методы ,  средства
   , результаты (продукты ) обучения.

   (отсюда получаем краткое определение :  дидактика- наука  об  обучении  и
   образовании , их целях , содержании , методах , средствах , организации ,
   достигаемых результатов. )


       Преподавание -  упорядоченная  деятельность  педагога  по  реализации
   цели обучения (образовательных задач )  ,  обеспечение  информирования  ,
   воспитания , осознания  и практического применения знаний .
           Учение – процесс (точнее сопроцесс ) , в ходе которого на  основе
   познания , упражнения и приобретённого опыта  у ученика  возникают  новые
   формы поведения и деятельности , изменяются ранее приобретённые.
           Обучение – упорядоченное взаимодействие учителя  с  учениками   ,
   направленное на достижение поставленной цели. Это двусторонний процесс их
   совместной  деятельности.  Обучение  –  это   специально   организованная
   познавательная деятельность учеников ,  в  процессе  которой  формируются
   научные  знания  ,  необходимые  способы  деятельности  ,   эмоционально-
   ценностное  и  творческое  отношение  к  окружающей  действительности.  В
   обучении  осуществляется   развитие   ребёнка.   Основными   структурными
   элементами обучения как системы  являются :  1) цели , 2) содержание , 3)
   методы , 4)организационные формы , 5) результаты.
            Образование – система приобретённых в процессе обучения знаний ,
   умений , навыков , способов мышления.
           Знание – совокупность идей , воплощающих теоретическое  овладение
   предметом. Отражение в сознании ученика окружающей его действительности в
   виде понятий , схем , конкретных образов.
           Умения – овладения способами ( приёмами , действиями ) применение
   усвоенных знаний на практике.
            Навыки – умения , доведённые до автоматизма  ,  высокой  степени
   совершенства.
            Цель (учебная , образовательная )   -  то  ,  к  чему  стремится
   обучение , будущее  , на которое направлены его усилия.
            Содержание – (  обучения  ,  образования  )  –  система  научных
   знаний , практических умений , навыков , способов деятельности и мышления
   , которыми ученики овладевают в процессе обучения .
              Организация  –   упорядочение   дидактического   процесса   по
   определённым критериям , придание ему  необходимой  формы  для  наилучшей
   реализации поставленной цели.
             Форма -  способ существования  учебного процесса , оболочка для
   его внутренней сущности , логики  и содержания . Форма обучения  связанна
   с числом учеников в классе , временем и местом обучения  ,  порядком  его
   осуществления  и  т.п.
              Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.
            Средство – предметная поддержка учебного процесса  .  Средствами
   являются голос (речь) педагога , его мастерство  ,  учебники  ,  классное
   оборудование   и т.д.
              Результаты –  то  ,  к  чему  приходит  обучение  ,  следствие
   учебного процесса , степень реализации намеченной цели.

                       Предмет и задачи  дидактики  :

   термин  дидактика  происходит от греч. “didactikos” -  обучающий .
   В современном понимании дидактика представляет собой  важнейшую отрасль
   научного знания , которая изучает и исследует проблемы образования и
   обучения .
            Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная
   наука.
   Дидактика – отрасль педагогики , изучающая вопросы теории образования и
   обучения .
   Обучение – целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся , в
   ходе которого происходит усвоение новых знаний , умений , навыков ,
   осуществляется воспитание и развитие   учащихся.
   Образование  - та сторона  воспитания , которая включает в себя систему
   культурных и научных ценностей , накопленных человечеством.
           Дидактика отвечает на вопросы :
               -  чему учить
               -  как учить
               -  где учить
               -  в каких организационных формах
           Основные понятия дидактики :
                Учебный процесс
                Принципы обучения
                Методы обучения
               Содержание образования
               Формы организации учебной работы   и др.
   Мысли об обучении издавна высказывались выдающимися учёными и философами
   прошлого ( Сократом , Демокритом , Платоном ,Аристотелем )
   Впервые в истории педагогической мысли теорию обучения  как систему
   научных знаний , как педагогическую науку , разработал  ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ
   . На основе философских размышлений , теоретического анализа опыта
   работы школ того времени он написал свой знаменитый труд « Великая
   Дидактика » (1657).

   [pic]            [pic]     [pic]
|    Я.А.     |1.Великая Дидактика  |-Теоретически обосновал и раскрыл   |
|Коменский    |2.Материнская школа  |принцип наглядности ;               |
|1592-1670    |3.Мир чувственных    |-Провозгласил «золотое правило      |
|             |вещей в картинках    |дидактики»                          |
|             |4.Откратая дверь     |-Обосновал и применил на практике   |
|             |языков и всех наук   |принципы сознательности ,           |
|             |                     |систематичности , последовательности|
|             |                     |и прочности усвоения знаний.        |
|             |                     |-Стремился сильнее развивать        |
|             |                     |познавательные способности уч-ся,   |
|             |                     |«воспламенять жажду знаний и пылкое |
|             |                     |усердие к учению»                   |
|             |                     |-Разработал классно-урочную систему |
|             |                     |обучения                            |
|             |                     |-Выдвинул идею всеобщего образования|
|             |                     |: «учить всех всему»                |
|Жан Жак Руссо|Роман-трактат «Эмиль |-Дал оригинальную характеристику    |
|             |или о воспитании»    |возрастного развития ребёнка :      |
|1712-1778    |                     |1-   от рождения до 2 лет           |
|             |                     |от 2 до 12 «сон разума»             |
|             |                     |от 12 до 15 умственное вос-ние      |
|             |                     |от 15 до совершеннолетия «период    |
|             |                     |бурь и страстей»                    |
|             |                     |-Предложил учебные занятия          |
|             |                     |проблемного , поискового характера  |
|             |                     |-Дал характеристику методам обучения|
|             |                     |                                    |
|             |                     |-Выдвинул идею связи обучения с     |
|             |                     |жизнью , с наблюдениями явлений     |
|             |                     |природы                             |
|Иоган Генрих |1.Лингард и Гертруда |-Разработал теорию элементарного    |
|Песталоцци   |2.Как Гертруда учит  |образования ;Считал что в основе    |
|1746-1827    |своих детей          |познания мира лежат 3 элемента :    |
|             |3.Азбука наглядности |форма , число , слово               |
|             |4.Наглядное учение о |-Разработал принцип наглядности ,   |
|             |числе                |хотя чрезмерно усложнил и довёл до  |
|             |                     |абсурда                             |
|Адольф       |Руководство к        |-Главной задачей обучения является  |
|Дистервег    |образованию немецких |развитие умственных способностей    |
|1790-1866    |учителей             |детей                               |
|             |                     |-Создал дидактику развивающего      |
|             |                     |обучения (изложил её в виде 33      |
|             |                     |законов  и правил обучения )        |
|             |                     |-Много внимания уделял закреплению  |
|             |                     |материала                           |
|             |                     |-Утверждал : « плохой учитель       |
|             |                     |сообщает истину , а хороший учит её |
|             |                     |находить »                          |
|Константин   |1.Родное Слово       |-Разработал методики преподавания   |
|Дмитриевич   |2.Детский мир        |учебных предметов                   |
|Ушинский     |3.Человек как предмет|-Выступал за связь обучения  с      |
|             |воспитания           |жизнью , с трудом                   |
|1824-1870    |                     |-Разработал принципы обучения ,     |
|Основоположни|                     |основы содержания начального        |
|к начального |                     |образования                         |
|обучения в   |                     |-Раскрыл психологические основы     |
|России       |                     |обучения                            |

   Крупный вклад  в развитие теории обучения  внесли педагогические и
   психологические работы  П.П.Блонского , С.Т.Шацкого , Л.С.Выготского.
   Существенно обогатили теорию  начального обучения психолого-
   педагогические исследования  В.Давыдова , Д.Б.Эльконина - =о возрастных
   возможностях усвоения знаний  ,  Л.В.Занкова  = о путях формирования
   общего уровня развития младших школьников  , П.Я.Гальперина = о
   формировании умственных способностей  .
    Определённый вклад  внесли и румынские дидакты   -  Чергит , раду ,
Никола , Банташ ,  и   др.

              Современную дидактику обогатили педагоги-практики     -

                                                            Шалва Амонашвили

                                                               С.Н.Лысенкова

                                                                   М.Шаталов

                                                                     Н.Ильин

                                                       С.Потапова    и   др.

            Задачи дидактики на современном этапе               .
1. Воспитывающее влияние обучения на формирование нравственных и волевых
   качеств личности
                    2. Формирование  познавательной активности  и
                       самостоятельности
                    3. Активизация общего уровня развития младших школьников
                    4. Развитие и формирование умственных способностей
                    5. Проблемный характер изложения учебного материала
                    6. Индивидуализация и дифференциация обучения
                    7. Демократизация и гуманизация обучения
                    8. Межпредметная связь , опора на жизненный опыт
                       учащихся
                    9. Програмирование и компьютеризация обучения
                   10. Работа с одарёнными детьми
                   11. Формирование личностных взаимоотношений , высокая
                       культура общения


              Специальные дидактики – частные  методики       .


        Каждая учебная дисциплина имеет свои характерные особенности , свои
закономерности , требует своих особых методов и организационных форм
обучения . Этими вопросами занимаются частные дидактики или методики
преподавания.
         Все частные методики являются педагогическими дисциплинами ,
основывающихся на тех же принципиальных положениях , которые раскрываются
в общей дидактике.
       Таким образом , общая дидактика является теоретической базой для
всех частных методик.
        Частные методики и общая дидактика развиваются в тесном единстве .
Большая роль принадлежит самообразованию.
 САМООБРАЗОВАНИЕ -  систематическая познавательная деятельность ,
направленная на удовлетворение потребности в знаниях , возникших у человека
.
                 Этапы становления дидактики               .

   I   Этап – традиционной дидактики  (XVII - XIXв.) акцент на преподавании
, основной источник  знаний  : восприятие  , авторитарное руководство
обучением .
    II  Этап – современная  дидактика (конец  XIX -   первая половина  XX
в.) акцент на деятельности   преподавание-учение – основной источнок знаний
, личностный подход, психологическое управление
    III    Этап  - постсовременный   -  курикулум ( вторая половина  XX в.
), акцент на деятельности  преподавание- учкение – оценка знаний -
основной источник знаний – деятельность психолого – социально обусловленная
. В основе – педагогика сотрудничества , с учётом  требований времени ,
личностного развития и творчества .