Идеи развития в трудах Я.А. Коменского, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо

Коломенский педагогический институт



                                   РЕФЕРАТ

                    Студента технологического факультета
                                 431 группы
                        Лазарева Виктора Николаевича
                                  на тему:

                           Идеи развития в трудах
                 Я. А. Коменского, М. Монтеня,  Ж.-Ж. Руссо.


                                    [pic]



                                   1998 г.

План реферата

Введение

Развивающее обучение в наследии Я. А. Коменского

Развивающее обучение в наследии Ж.-Ж. Руссо

Развивающее обучение в наследии М. Монтеня

Заключение

6. Библиографический список



    Введение

    Цель данного реферата - раскрыть одну из  главных  проблем  современной
педагогики, а именно  проблему развивающего  обучения.  Можно  суверенностью
сказать, что внедрение  развивающего  обучения  в  современную  школу  имеет
огромное педагогическое значение.
    История идеи  развивающего  обучения  восходит  ко  временам  Конфуция,
который в своих педагогических и дидактических высказываниях утверждал,  что
главное в обучении это обеспечение всестороннего развития.  Затем  эту  идею
продолжили в своих трудах Сократ, Квинтилиан.
    Наибольший подъем идея развивающего обучения получила в 16 - 18 вв.  Ей
занимались такие знаменитые педагоги  и  философы  как  М.  Монтень,  Я.  А.
Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дисьервег.
    Среди русских педагогов изучавших эту проблему следует отметить  Н.  И.
Новикова, В. Ф. Одоевского, Пирогова, Чернышевского, Добролюбова, Толстого.
    Данный  реферат  построен   на   основе   анализа   идей   развития   в
педагогических трудах Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня.



               Развивающее обучение в наследи Я. А. Коменского

    Ян Амос  Коменский   (1592  -  1670)  -  крупнейший  педагог  демократ,
выдающийся  общественный  деятель  17  века.  Он  родился  в  Южной  Моравии
(Чехословакия) в  семье члена общины Чешских  братьев.  Образование  получил
традиционное  для  того  времени  -  окончил  латинскую  школу,   учился   в
Гернборнском  и  Гейдельбергском  университетах  в  Германии.  После   этого
Коменский был  проповедником,  а  потом  главой  своей  религиозной  общины,
занимался  педагогической  деятельностью   в   различных   странах   Европы.
Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит  еще  при  жизни,  по  ним
учились во многих странах мира, включая Россию.
    Коменский  был  основоположником  педагогики  нового  времени.  В   его
теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания  детей  (“Материнская
школа”, “Великая  дидактика”   ,  “Новейший  метод  языков”,  “Пансофическая
школа” и др.) рассмотрены все педагогические пробдемы.
    Отличительной чертой педагогических воззрений  Коменского было то , что
он  рассматривал  воспитание  в  качестве  одной  из  важнейших  предпосылок
установления справедливых  отношений  между  людьми  и  народами.  Эта  идея
проходит  красной  нитью  через  его  главный  труд   “Всеобщий   совет   об
исправлении  дел  человеческих”,  одну  из   частей   которого   он   назвал
“Пампедией” - “Всеобщим воспитанием”,  где  он,   в  частности  ,  развивает
мысль о том, что воспитание и образование человека  не  заканчивается  после
выхода  из  школы.  Школьное  воспитание  и  образование   должно   готовить
юношество  к  будущему  самовоспитанию  и  образованию.  /  Пискунов  А.  И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. -  С.
79/.
    Одной из наиболее главных идей в  педагогическом  наследии  Коменского,
является идея развивающего обучения. Идеями  развития  а  процессе  обучения
пронизаны  практически  все  произведения  Я.  А.  Коменского.  Развитие  им
понимается, как реализация природных задатков и дарований, в соответствии  с
принципом природосообразности.
    Коменский в своих сочинениях много внимания  уделил  раскрытию  природы
ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с  “Великой  дидактикой”
следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”.
    Вопросы о  ребенке  и  его  способностях  Коменский  решает  на  уровне
передовой науки своего времени. Что представляет собой ребенок  и  с  какими
способностями и качествами он рождается.  Коменский   в  основном  стоит  на
позициях аристотелевской теории  эмпиризма  (т.  е.  отрицание  врожденности
идей и развитие теории так называемой чистой доски) и соответственно  своему
демократическому мировоззрению считает, что  каждый  ребенок  независимо  от
рассы, сословия и пола способен учиться и стать  образованным  человеком.  /
Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.152-153/.
    Говоря о   развития  в  педагогическом  наследии  Коменского,  основное
внимание следует уделить проблеме развития природных дарований.
     “Человеку прирождены четыре  части,  или  качества,  или  способности.
Первая называется ум - зеркало всех вещей, с суждением  -  живыми  весами  и
рычагом всех вещей и, наконец, с памятью - кладовою  для  вещей.  На  втором
месте - воля - судья, все решающий и  повелевающий.  Третья   -  способность
движения, исполнительница всех решений. Наконец,  речь  -  истолковательница
всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем  имеется  столько  же
главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы  носим
как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем  дворце,  обитает  воля;
рука,  орган  человеческой  деятельности,   является   достойным   удивления
исполнителем; язык, наконец,  -  мастер  речи,  посредник  между  различными
умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах,  связывает
многих людей в одно общество для совещания и действования. /  Чечель  И.  Д.
Антология гуманной педагогики. Коменский.   -  М.:  Издательский  дом  Шалвы
Амонашвили, 1996. -C.109/.
    “Дарование” обозначает ту врожденную силу нашей  души,  которая  делает
нас людьми.
    “Легко понять в чем состоит воспитание природных дарований.  Именно:  в
каком смысле о человеке говорится,  что  он  усовершенствует  поле,  огород,
виноградник и какое-либо искусство и , наконец,  свое  собственное  тело,  в
том же смысле можно говорить, что он усовершенствует и душу  свою  или  свое
природное  дарование.  Он  совершенствует  каждую   вещь,   приспособляя   и
приноравливая ее  к  своим  потребностям,  приготовляя,  изощряя,  сглаживая
украшая ее таким образом, чтобы она соответствовала своей  цели  и  на  деле
приносила    наибольшую     пользу”.     “Искусство     считается     хорошо
усовершенствованным, когда оно легко  и  изящно  производит  свои  творения.
Тело выхолено, когда волосы хорошо причесаны, кожа гладка и здорового  цвета
и когда в работе оно  проворно.  Точно  также  духовное  дарование  человека
будет тогда усовершенствовано, когда, во-первых, он  приобретет  способность
обо многом мыслить и во  все  быстро  вникать;  во-вторых,  когда  он  будет
опытен в тщательном различении вещей между собой,  в выборе и  преследовании
всюду одного доброго, а также а пренебрежении и  удалении  всего  злого;  в-
третьих , когда он будет  искусен  ив  выполнении  совершенннейших  дел;  в-
четвертых   когда  будет  уметь  красноречиво  и  поучительно  говорить  для
лучшего  распространения  света  мудрости  и  для  яркого  освещения   всего
существующего  и  мыслимого”/  Коменский  Я.  А.  Избранные   педагогические
сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. - С.8/.
    Как   понимает   Коменский   психическое   развитие   ребенка   и   его
закономерности?
    Главное состоит в признании Коменским того, что  человеку  от  рождения
сопутствуют природные  данные  в  виде  таланта  и  различных  способностей,
которые развиваются и совершенствуются путем воспитания.
    Ребенку с  рождения  сопутствует  “способность  познания”.  “...Человек
родился   способным   для   уразумления   вещей,   для   добродетели,    для
неограниченной любви к богу... и корни этих трех способностей  существуют  у
него  с  такой  же  несомненностью,  как  и  корни  у  каждого  дерева  ”  /
Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика, 1970. - С.153-154/.
    Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что человек  рождается  не
со знанием а со  способностями  к  знанию  которые  необходимо  развивать  в
соответствием  с  принципом  природосообразности.  И  это  является  главной
точкой зрения Коменского в теории развивающего обучения.


    Развивающее обучение в наследии Ж. Руссо

    Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - наиболее выдающийся мыслитель  -  педагог
18 столетия. Он к  той  плеяде  просветителей,  которая  идейно  подготовила
французскую буржуазную революцию.
    В  своих  главных  произведениях  “Способствовал  ли  прогресс  наук  и
искусств улучшению или ухудшению нравов?”, “Общественный  договор”,  “Эмиль,
или О воспитании”, “Юлия, или новая Элоиза” Руссо подверг  осуждению  многие
предрассудки, пороки и социальные несправедливости,  порожденные  феодальным
строем.  В  частности,  н  резко  критиковал  современное  ему   воспитание,
подавляющее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и  индивидуальных
особенностей детей, ни  потребностей жизни.
    Руссо  является  основоположником  теории   естественного,   свободного
воспитания, сообразного с законами физического, умственного и  нравственного
развития детей.
    Систематически педагогические идеи Руссо изложены в его романе  “Эмиль,
или О воспитании”, где  сделана  попытка  наметить  возрастную  периодизацию
развития ребенка и соответствующие  каждому  периоду  задачи,  содержание  и
методы воспитания и обучения ребенка.
    Педагогические  высказывания  Руссо  пронизаны   идеями   гуманизма   и
демократизма,  глубокой  любовью  к  ребенку,  заботой  о  его  всестороннем
развитии. Руссо выдвинул требование активизации  методов  обучения  детей  с
опорой  на  их   личный   опыт,   необходимости   систематической   трудовой
подготовки.  Она,  с  одной  стороны,  должна  вооружать   детей   полезными
практическими умениями и навыками, а  с  другой  стороны,  -  способствовать
формированию положительных нравственных качеств, присущих трудовому народу.
    Если  Руссо  высказывал  много  прогрессивных  суждений  о   воспитании
мальчиков, то в отношении девочек он придерживался в  основном  традиционной
точки зрения.  Основная  функция  женщины,  по  его  мнению,  быть  женой  и
матерью, ей не нужно  широкого научного образования, но  надо  заботиться  о
ее  физическом  развитии,  эстетическом  воспитании,  приучать   к   ведения
домашнего хозяйства и т. п.
    Педагогическая теории Руссо оказала большое влияние на педагогику 18-19
вв.,  но  буржуазия  вскоре  придала  забвению  ее  демократизм,   используя
положительное  только  для  воспитания  своих  детей.  /  Пискунов   А.   И.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981. -  С.
202/.
    Как уже  говорилось  выше  ,  Руссо  является  основоположником  теории
естественного, свободного  воспитания. Через  теорию  свободного  воспитания
красной нитью проходит идея развития. В чем же заключается суть  этих  идей?
Руссо утверждал, что от природы  человек  получает  только  возможности  для
развития,  слабую  физическую  конституцию  и  некоторые  задатки,   которые
совершенствуются  с  помощью  воспитания  /   Гончаров   Н.   К.   Историко-
педагогические очерки. -  М.:  Академия  педагогических  наук  РСФСР,  1963.
-С.55/. “Дело не в том , чтобы  подавлять  природные  качества,  а  наоборот
развивать их”. Вот главный принцип идеи развивающего обучения по Руссо.
    Воспитание  каждого  человека,  писал  Руссо,  дается  природой   путем
непосредственного развития врожденных способностей и влечений /  Дворцов  А.
Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука, 1980. -С.79/. “Наблюдайте природу  и  следуйте
по пути, который она вам прокладывает. Она непрерывно упражняет  детей;  она
закаляет их темперамент всякого рода испытаниями; она с ранних пор учит  их,
что такое труд и боль ” /Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский,  Д.
Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988. -С. 209/ .
    Обращаясь к родителям и воспитателям, Руссо  призывал  их  развивать  в
ребенке  естественность,  прививать   чувство   свободы   и   независимости,
стремление  к  труду,  уважать  в  нем  личность  и  все  полезные  разумные
склонности.
    Если ребенок плачет,  Руссо  предлагал  родителям  и  воспитателям   не
прибегать  к  угрозам,  а,  напротив,   терпеливо   и   настойчиво   изучать
действительные причины детского  плача.  Он  справедливо  предупреждал,  что
детские слезы при отсутствии надлежащего понимания потребностей,  коими  они
вызываются, и вследствие безмерных услуг  родителей  могут  порождать  нечто
противоречащее морали и природе.
    Руссо рекомендует исподволь действовать на детей,  руководить  ими,  не
ущемляя их свободы и не применяя мер прямого принуждения,  и  вместе  с  тем
проявлять настойчивость,   требовательность, не  спешить  с  удовлетворением
нежелательных и взбалмошных детских просьб.
    Среди наставлений, заслуживающих серьезного внимания,  мы  встречаем  у
Руссо и такие поучительные советы: если вы хотите  овладеть  ребенком  ,  вы
обязаны прежде всего овладеть самим собою. Если ваш  “непокладистый  ребенок
портит все к чему прикоснется, не сердитесь; удаляйте от  него  то,  что  он
может испортить”. Но то , что вы разрешаете ему, разрешайте по  первому  его
слову, без просьб, без особых условий. И если вы запрещаете ему делать  что-
нибудь нехорошее, нежелательное, то отказывайте твердо,  решительно.  “Пусть
никакое  приставание  не  колеблет  вас;  пусть  произнесенное  “нет”  будет
несокрушимой стеной, которую ребенок, истощив о нее раз пять или шесть  свои
силы, не станет больше пытаться опрокинуть”.
    Отдавая добрую дань детскому возрасту, Руссо продолжает: помните ,  что
природа желает, “чтобы дети были детьми, прежде чем они  станут  взрослыми”.
Родители и воспитатели меньше всего должны добиваться  того,  чтобы  сделать
своих детей способными в раннем возрасте к серьезным размышлениям. “Если  вы
хотите воспитать ум вашего ученика,  воспитайте  силы,  которыми  он  должен
управлять” /Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. -М.: Наука. 1980. -С.79 - 81/.



    Развивающее обучение в наследии М. Монтеня

    Мишель Монтень (1533 - 1592) - выдающийся французский  мыслитель  эпохи
Возрождения   ,   один   из   представителей    философского    скептицизма,
проповедовавшего относительность человеческого познания, зависимость его  от
многих условий.
    Скептицизм  как  течение  в  философии   эпохи   Возрождения   является
своеобразным  продуктом  гуманизма,  обратившего  внимание   на   окружающий
человека мир и подвергшего критике преклонение перед авторитетами.  В  эпоху
Монтеня,  когда  средневековая  схоластика  уже   начала   утрачивать   свое
господство над умами, а опытные науки   нового  времени  только  еще  начали
складываться, скептицизм расчищал путь прогрессу человеческого знания.
    Подвергая  сомнению  различные  обычаи  и  взгляды   современного   ему
общества, отрицая веру в  сверхъестественное,  Монтень  тем  самым  выступал
против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви.
    Являясь противником схоластической наук  средневековья,  тратившей  все
свои  силы  на  комментирование   небольшого   числа   признанных   церковью
сочинений,  Монтень  выступал  за  науку  опытную,  изучающую   сами   вещи,
проникающую в их сущность. Отсюда вытекали педагогические  взгляды  Монтеня:
он  сторонник  развивающего  образования,  которое   не   загружает   память
механически    заученными    сведениями,    а     способствует     выработке
самостоятельности   мышления,   приучает   к   критическому   анализу.   Это
достигается  путем  изучения  как  гуманитарных,  так  и  естественнонаучных
дисциплин.  Последние в современных Монтеню школах почти не изучались.
    Как и все гуманисты, Монтень  высказывался  против  суровой  дисциплины
средневековых школ, за внимательное отношение к детям.
    Воспитание по  Монтеню,  должно  способствовать  развитию  всех  сторон
личности ребенка, теоретическое образование должно  дополняться  физическими
упражнениями,   выработкой   эстетического   вкуса,   воспитанием    высоких
нравственных качеств.
    Многие мысли Монтеня были восприняты педагогами  17-18  вв.  Так,  идея
приоритета нравственного  воспитания  перед  образованием  подробно  развита
Локком, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и  отказ  от
принуждения в обучении явились  своего  рода  основой  теории  естественного
воспитания Руссо.  /  Пискунов  А.  И.  Хрестоматия  по  истории  зарубежной
педагогики. - М.: Просвещение, 1981. - С. 69-70/.
    Главной идеей в теории развивающего обучения по  Монтеню  является  то,
что развивающее обучение не мыслимо без установления  гуманных  отношений  к
детям.  Для  этого  обучение  должно  осуществляться  без   наказаний,   без
принуждения и насилия. Он считает, что развивающее обучение возможно  только
при индивидуализации обучения. В своей книге “Опыты” в главе  “О  воспитании
детей” Монтень пишет: “Я  хотел  бы,  чтобы  воспитатель  с  самого  начала,
сообразуясь с душевными склонностями доверенного  ему  ребенка,  предоставил
ему возможность свободно проявлять эти склонности,  предлагая  ему  изведать
вкус разных вещей,  выбирать  между  ними  и  различать  их  самостоятельно,
иногда указывая ему путь, иногда, напротив, позволяя отыскивать  дорогу  ему
самому. Я не хочу, чтобы наставник один все решал и только один  говорил;  я
хочу чтобы он тоже слушал своего питомца.” / Пискунов А. И.  Хрестоматия  по
истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение,  1981.  -  С.  71/.  Здесь
Монтень следует Сократу, который, как известно,  сначала  заставлял  сначала
говорить учеников, а затем уже говорил сам.
    “Пусть учитель спрашивает  с  ученика  не  только  слова  затверженного
урока, но и смысл и самую суть его, и судить о пользе,  которую  он  принес,
не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.  И  пусть,  объясняя
что-либо ученику, он покажет ему это с сотни  разных  сторон  и  применит  к
множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как  следует
и в какой мере усвоил это”. /Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. -С. 122/.
    “Пусть его душе будет привита благородная  любознательность;  пусть  он
осведомляется   обо   всем   без   исключения;   пусть    осматривает    все
примечательное, что только ему не встретится, будь то  какое-нибудь  здание,
фонтан, человек, поле битвы, происходящей в  древности,  места,  по  которым
проходили Цезарь или Карл Великий ”.
    “После того как юноше разъяснят, что же, собственно, ему  нужно,  чтобы
сделаться лучше и  разумнее,  следует  ознакомить  его  с  основами  логики,
физики, геометрии и риторики; и, какую бы из этих наук он не выбрал,  -  раз
его ум к этому времени будет уже развит, он быстро достигнет в ней  успехов.
Преподавать ему должны то путем собеседования, то с помощью книг;  иной  раз
наставник просто укажет ему подходящего для этой цели автора, а иной раз  он
изложит содержание и  сущность  книги  в  совершенно  разжеванном  виде.”  /
Пискунов  А.  И.  Хрестоматия  по  истории  зарубежной  педагогики.  -   М.:
Просвещение, 1981. - С. 74-75/.
    В этом заключаются основы развивающего обучения  педагогической  теории
М. Монтеня.



    Заключение

    М. Монтень, Я. А. Коменский и  Ж.-Ж.  Руссо  внесли  огромный  вклад  в
развитие  педагогики.   В   своих   трудах   они   положили   начало   таким
педагогическим  принципам,  как  принцип  природосообразности   (Коменский),
принцип  возрастной  периодизации  (Руссо),  идея  нравственного  воспитания
(Монтень), и многим другим.
    Что объединяет этих  трех  великих  педагогов,  это  идея  развивающего
обучения.  Этой идеей пронизаны  практически  все  их  педагогические  труды
:“Великая дидактика” Коменского, “Эмиль или  О  воспитании”  Руссо,  “Опыты”
Монтеня, и другие. Если в работах Монтеня идея развивающего  обучения  носит
в основном теоретический характер, то Коменский и Руссо в своих трудах  дают
уже большое количество практических советов, в частности  что,  где,  как  и
когда преподавать и чему учить.
 Монтеня, Коменского и Руссо можно назвать первооткрывателями,
первопроходцами в области развивающего обучения. Они оставили за собой
колоссальное педагогическое наследие благодаря которому идеи развития
изучаются и практикуются и по сей день.



                                  РЕЦЕНЗИЯ
         на реферат студента 432 группы технологического факультета
                        Лазарева Виктора Николаевича
                                  на тему:
     “Идеи развития в трудах Я. А Коменского, Ж.-Ж. Руссо и М. Монтеня”.

    Реферат посвящен непосредственно изучаемой теме, не содержит ничего
лишнего. В реферате имеется много ссылок на литературные источники,  что
говорит о том что Лазарев В. Н. изучил большое количество литературы  по
данному вопросу. Надо сказать, что тема реферата  достаточно  сложная  и
Лазарев В. Н. довольно успешно с ней справился.
    Реферат состоит из трех основных частей в которых дается  подробное
описание взглядов Коменского, Руссо и Монтеня по интересующему  вопросу.
Реферат написан четко, стройно и имеет достаточный  объем.  Единственным
недостатком можно считать малое количество своих  мыслей  и  выводов.  Я
считаю, что реферат заслуживает положительной оценки.



Рецензент



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.:
Просвещение, 1981.
Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский. - М.: Педагогика,   1970.
Чечель И. Д. Антология гуманной педагогики. Коменский.  -
М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.
Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика,
1982.
Гончаров Н. К. Историко-педагогические очерки. - М.: Академия
педагогических наук РСФСР, 1963.
Дворцов А. Т. Жан-Жак Руссо. -М.: Наука, 1980.
Кларин В. М., Джуринский А. Н. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г.
Песталоцци. -М.: Педагогика, 1988.
Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991.