К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке


              К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке


    Проблема подготовки современного учителя — одна из важнейших социально-
педагогических проблем. Разрабатывая педагогику как науку,  К.  Д.  Ушинский
особое внимание уделил проблеме учителя и системе  его  подготовки.  Взгляды
по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.
    В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в  ряде
статей показывает,  что  «самый  существенный  недостаток  в  деле  русского
народного  просвещения  есть  недостаток  хороших  наставников,   специально
подготовленных к исполнению своих обязанностей»
    Понятие «народный учитель»  в  профессиональном  смысле  отсутствовало,
поскольку не существовало и  народной  школы  как  типа  массового  учебного
заведения, В 60-е гг.  учителями  немногочисленных  неродных  школ  работали
дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е.  люди,  не  имеющие  достаточного
общего и тем более педагогического образования.
    В статье «О пользе педагогической литературы»  (1857)  К,  Д.  Ушинский
делает  попытку   поднять   авторитет   учителя,   показать   его   огромную
общественную роль. В ней был представлен яркий  образ  народного  учителя  и
сформулированы основные требования  к  нему.  Прежде  всего К,  Д.  Ушинский
утвердил мысль о том, что учитель — самый важный  элемент  в  педагогическом
процессе: «...влияние личности воспитателя на  молодую  душу  составляет  ту
воспитательную силу, которую нельзя заменить ни  учебниками,  ни  моральными
сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
    В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного
значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в  уровень  с  современным
ходом  воспитания,  чувствует  себя...  посредником  между  всем,  что  было
благородного и высокого в  прошедшей  истории  людей,  и  поколением  новым,
хранителем святых заветов  людей,  боровшихся  за  истину  и  за  благо.  Он
чувствует себя живым звеном между прошедшим и  будущим,  могучим  ратоборцем
истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по  наружности,—  одно  из
величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им  живут  целые
пополнения».
     Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского,
серьезные требования к нему. Одним  из  важнейших  качеств,  которым  должен
обладать учитель, является  убеждение;_У_читель  обязан  воспитать  у  своих
воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том  случае,  если
он имеет свое мировоззрение.  «Главнейшая  дорога  человеческого  воспитания
есть  убеждение,  а  на  убеждение  можно  только  действовать  убеждением».
Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями,  ни  контролем,  никакими
программно-методическими указаниями. Учитель,  лишенный  твердых  убеждений,
превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
    Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение  в
том, что одним из важнейших качеств учителя являются  знания,  и  не  только
преподаваемого  предмета,  но   и   специально   педагогические.   Природные
воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе  дорогу,  встречаются
редко,  «знание  и  умение  преподавать  и  действовать   преподаванием   на
умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым  людям,
и не обладающим особенными  способностями».  Ушинский  разработал  вопрос  о
различных  формах  и  содержании  специальной  подготовки  учителя.  Учитель
должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями  по
тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного  учителя,  писал  К.
Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.
    Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук  в
учительской семинарии, Ушинский  вместе  с  тем  придавал  большое  значение
специальной  педагогической  и  методической  подготовке  учителя.   Учитель
должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы  помогли
ему ясно и четкое определить цель воспитания  и  ясно  руководить  процессом
воспитания на всех  его  этапах.  Специальные  педагогические  знания  нужны
учителю также для развития умственных способностей детей  и  привлечения  их
активного внимания.
    Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо  еще
овладеть   практическим   искусством   преподавания,   получить   навыки   в
педагогической работе. Эти навыки строятся на научных  основах,  но  все  же
это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
    Кроме того, Ушинский считал, что  будущему  народному  учителю  следует
сообщить целый  ряд  педагогических  навыков,  необходимых  в  работе.  Так,
учитель должен научиться красиво  и  правильно  писать,  рисовать,  чертить,
читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
    Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1)
разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным  приложением
к искусству воспитания»; 2) -подготовка широко  образованных  педагогов;  3)
распространение среди учителей  и  общественности  педагогических  знаний  и
убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты  должны
обеспечивать  высококвалифицированными  кадрами  учительские   институты   и
семинарии.
    Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский  рассматривает
роль женщины в воспитании и обучении детей. Он  выступил  в  защиту  женщин-
учительниц,  которые,  по  его  мнению,  могут  быть  «не  только  отличными
учительницами в младших классах,  но  и  образцовыми  преподавательницами  в
классах высших, и притом  —  преподавательницами  таких  предметов,  каковы,
например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
    Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными
знаниями.  Очень  важно  развить  в  учителе  способность  и  готовность   к
постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора.  Учитель
учит успешно до тех пор, пока учится сам.
    При всем разнообразии и многоплановости  взгляды  К.  Д.  Ушинского  на
учителя и его подготовку проникнуты большой любовью к  народному  учителю  и
его  благородному  труду.  Ушинский  высоко  поднял  общественное   значение
учителя,  разработал  систему  его  научной  и  педагогической   подготовки.
Значительную часть своих работ он посвятил  именно  народному  учителю.  Его
понимание проблемы народного учителя  было  прогрессивным  в  свое  время  и
теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского  сохраняют  свою
творческую силу, зовут к новому научному  поиску,  они  действенны  в  руках
нынешних педагогов. Во  всей  системе  педагогической  подготовки,  учителей
плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.