Конспект урока по биологии - гликолиз


           Московский Педагогический Государственный Университет.



                 Конспект урока по биологии в 10 «Б» классе
                                  на тему:
                      Обмен веществ и энергии в клетке.



                                               Студентки биолого-химического
                                                                  факультета
                                                           IV курса 1 группы
                                                                 2 подгруппы
                                                         Уразовой Екатерины.



                                 Москва 2001
              Конспект урока по биологии в 10Б классе по теме:
                      Обмен веществ и энергии в клетке.

Цель: познакомить учащихся с понятием энергетического обмена.

Задачи:
    - Дать представление об обмене энергии в клетке. Познакомить с понятиями
      анаболизм и катаболизм, ассимиляция и диссимиляция, аэробный и
      анаэробный гликолиз, цепь переноса  электронов, ферментативное
      окисление сахаров.
    - Формировать научное мировоззрение, профориентация.
    - Развитие  воображения, логического мышления, памяти, формирование
      межпредметных связей.

Методы и методические приемы: рассказ с элементами беседы, демонстрация,
беседа.

Оборудование: доска, таблицы, рисунки учебника.

Литература: Учебники Беляева и Полянского, «Биология» Богданова,
дидактические материалы, школьная тетрадь.
                                 Ход урока.
     I. Введение.
Мы знаем, что для поддержания жизни организму требуется энергия. Мы
запасаем и тратим энергию – и этот процесс бесконечен, пока есть жизнь. В
какой форме запасается энергия в клетке? – АТФ. А что же является одним из
основных поставщиков энергии в клетке? – Глюкоза, В результате ее
расщепления происходит запасание АТФ.
Какие виды энергии Вы знаете?
    - -Механическая
    - -химическая
    - -осмотическая
    - -электрическая
    - -световая
Обмен энергии в клетки можно представить в виде следующей схемы.
                Метаболизм –обмен веществ и энергии в клетке.



|Новообразование                                            |Расщепление  |
|Ассимиляция                                                |Диссимиляция |
|Анаболизм                                                  |Катаболизм   |
|Пластический обмен                                         |Энергетически|
|                                                           |й обмен      |



Почему система не замкнута?
    II. Объяснение нового материала.
Окисление глюкозы происходит при помощи ферментов и поэтому называется
ферментативным окислением глюкозы – гликолизом (греч. «гликос» - сладкий,
«лизос» - расщепление).

Расщепление происходит в 3 этапа. Давайте запишем таблицу этапов
энергетического обмена.

|Этап         |Где происходит    |Что происходит         |КПД        |
|I этап -     |В пищеварительном |Углеводы(глюкоза +     |Энергия не |
|подготовитель|тракте, внутри    |энергия                |запасается,|
|ный          |клетки            |Липиды(глицерин +жирные|а          |
|             |Под действием     |кислоты +Е             |выделяется |
|             |ферментов.        |Белки(а/к +Е           |только в   |
|             |                  |Нуклеиновые            |тепловой   |
|             |                  |кислоты(нуклеотиды +Е  |форме      |
|II этап –    |В цитоплазме      |С6Н12О6(2C3H6O3(молочна|80         |
|бескислородны|клеток            |я кислота)+200кДж (80  |200*100%=  |
|й, анаэробный|Не связано с      |кДж запасается в виде 2|40%        |
|гликолиз     |мембранами.       |моль АТФ)              |           |
|III этап –   |В митохондриях    |2C3H603+6O2(6CO2 + 6H2O|1440       |
|кислородный –|клетки, связан с  |+2600кДж (из них       |2600*100% =|
|аэробный     |внутренними       |запасается 1440 в виде |           |
|гликолиз     |мембранами        |36 моль АТФ)           |55%        |
|             |митохондрий       |                       |           |
|Итоговая     |                  |С6Н12О6 + 6О2(6CO2     |1520       |
|формула II и |                  |+6H2O + 2800кДж (из них|2800*100%= |
|III этапа    |                  |1520кДж запасается в   |54%        |
|             |                  |виде 38 моль АТФ)      |           |


   III. Суть третьего этапа.
Давайте вспомним строение митохондрий. Сколько мембран? Как называется?
Почему м/х называются «силовые станции»?

А) в матриксе митохондрий идет цикл трикарбоновых кислот – при помощи ряда
ферментов окислению подвергается молочная кислота. При этом СО2 выделяется
в окружающую среду. Атом водорода включается в цепь реакций конечный
результат которых  - синтез АТФ:
   1. Атом Н с помощью ферментов-переносчиков поступает во внутреннюю
      мембрану митохондрий, образующую кристы, где он окисляется до протона.

   2. Протон Н+ выносится на наружную поверхность мембраны крист, но для
      протонов эта мембрана непроницаема, поэтому они накапливаются
      межмембранном пространстве, образуя протонный резервуар
   3. На внутренней мембране накапливаются отрицательно заряженные анионы
      кислорода О2- ( появившиеся в результате работы фермента-оксидазы)
   4. Катионы и анионы по обе стороны мембран образуют разность потенциалов.
      Когда она достигает 200мВ Н+проходят внутрь и с О2- образуют Н2О.
      Энергия же идет на образование АТФ.

Домашнее задание параграф 11,12, заполнить таблицу.
    IV. Решение задач.

-----------------------
                  Высокомолекулярные органические вещества

Низкомолекулярные органические и неорганические вещества