Лекция (предмет, проблемы)


 Тема: Предмет, проблемы и методы исследования в психологии психологического
                                  развития.

                       Предмет  возрастной психологии.

Возрастная психология это особая область психических  знаний,  акцентирующая
внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста.

Главный принцип – принцип развития  психики  в  деятельности,  следовательно
возрастную  психологию  нельзя  представить  вне  развития  (генезиса)   вне
развертывания.

На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как  нечто
неизменное.

Предмет возрастной психологии – изучение  и  представление  в  виде  научных
фактов   и   соответствующих   научных    теорий    основных    особенностей
психологического развития людей, причем при их переходе от  одного  возраста
к другому.

В предмет   изучения  всегда  включаются  развернутые,  научно  обоснованные
психологические характеристики индивидов из разных возрастных групп.

Возрастная психология отмечает два вида изменений происходящих в человеке:
основательные,  качественные  и   стабильные   качественные   характеристики
(изменения), которые происходят в двух сферах –  как  в  психике,  так  и  в
поведении. Например, детей при их переходе  из  одной  возрастной  группы  в
другую.

Они, эти изменения:
1.  Охватывают  значительные  периоды  жизни  (от  нескольких  месяцев  [для
   младенцев], о нескольких лет [для индивидов старшего возраста]).
2.  Зависят от постоянно действующих факторов:
    - биологическое созревание;
    - психофизиологического состояния организма;
    - место ребенка в системе человеческих социальных отношений;
    - достигнутый уровень интеллектуального и мысленного развития.

Медленные, количественные и качественные преобразования   всегда  связаны  с
эволюционным возрастными изменениями, как в психологии  так  и  в  поведении
индивида.

Революционные  изменения,   более   глубокие,   происходят   быстро   и   за
сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают  со  всеми  кризисами
возрастного развития, которые возникают всегда на рубеже  двух  определенных
возрастов, между  относительно  спокойно  протекающими  периодами  других  –
эволюционных изменений психики и поведения.

Наличие кризисов возрастного развития  и  соответствующих  им  революционных
преобразований психики и поведения – это и  есть  основание  для  разделения
детства на периоды возрастного развития (на возраста).

Третий вид изменений – особый – он называется ситуационные изменения  –  это
такой  особый  признак  развития,  который  связан  с  влиянием   конкретной
сложившейся ситуации (в семье, в коллективе и обществе вообще).

Ситуационные изменения включают то, что происходит  в  психике  и  поведении
ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

Вывод: Первые два вида, то  есть  возрастные  эволюционные  и  революционные
изменения психики и поведения  очень  устойчивы,  необратимы  и  не  требуют
систематического  подкрепления  так  как  однажды  сформировавшись  остаются
навсегда. Их функция – преобразование психологии  человека  как  личности  в
сторону прогресса. Ситуационные – наоборот, очень неустойчивые,  обратимы  и
предполагается, что их  закрепление  обязательно  происходит  в  последующих
упражнениях с помощью тренировки. Их особенность –  они  оставляют  личность
без видимых перемен и затрачивают лишь формы  поведения  –  знания,  умения,
навыки. Все  три  описанных  вида  изменений  являются  первой  составляющей
предмета возрастной психологии.

Вторая составляющая предмета возрастной психологии.
В блок изучения входят следующие проблемы:
    - специфические сочетание психологии и поведения  обозначенные  понятием
      возраст;
    - в каждом возрасте человек имеет  уникальное,  характерное  только  для
      него сочетание психических и поведенческих  особенностей,  которое  за
      приделами этого возраста уже никогда больше не повторяется;
    -  понятие  возраст   в   психологии   ассоциируется   исключительно   с
      особенностями психологии и психики, а также поведения, но  не  в  коем
      случае  не  с  количество  прожитых  лет.  Так  существует  два  вида:
      паспортный и интеллектуальный. Например, ребенок может выглядеть не по
      годам взрослым и  развитым,  причем  в  своих  суждениях  и  поступках
      (вундеркинд) и наоборот подросток или даже юноша могут проявлять  себя
      как дети, то есть вести себя инфантильно;
    - возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека так
      как общий план развития психики непосредственно влияет на  восприятие,
      память, мышление и речь;
    - любые характеристики возраста проявляются прежде всего в  особенностях
      личности,  а  именно  в  интересах,   суждениях,   взглядах,   мотивах
      поведения;
    - понятие возраст, которое психологически верно определено  для  данного
      периода времени – это основа для установления всех возрастных  норм  в
      интеллектуальном и личностном развитии;
    -  понятие  возраст  широко  используется  в  тестах  вместе  со  своими
      критериями в качестве точки отсчета, для установления планки  (уровня)
      психологического развития ребенка в целом.

Третья (главная) составляющая предмета – движущие  силы,  условия  и  законы
психологического и поведенческого развития человека.

Движущие силы – это те  факторы,  которые  определяют  собой  поступательное
развитие ребенка, являются его причинами,  содержат  в  себе  энергетические
побудительные источники  развития  и  всегда  направляют  его  (развитие)  в
нужное русло.

Условия психологического развития  определяют  собой  внутренние  и  внешние
постоянно действующие факторы,  которые  не  являются  движущими  силами  но
сильно  влияют  на  развитие  сами,  постепенно  направляя  его   ход,   что
существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат.

Законы  определяют  общие  и  частные  закономерности  с   помощью   которых
описывается психологическое  развитие  человека.  Опираясь  на  эти  законы,
развитием можно управлять.

     Проблемы и категориальный аппарат психологии возрастного развития.

Проблема   органической   (наследственной)   и   средовой    обусловленности
психологического и поведенческого развития человека.
Это  вопрос  о  том,  что  более  определяет  поведение  и   психологическое
поведение детей: а) созревание и анатомо-физиологическое  состояние  органов
с учетом наследственности, генетики или  же  наоборот;  б)  влияние  внешней
среды.

Проблема относительного влияния  стихийного  и  организованного  обучения  и
воспитания на уровне развития детей.

Стихийное обучение, воспитание. Осуществляется без сознательно  поставленных
целей, без определенного содержания  и  продуманных  методов,  под  влиянием
пребывания  человека  в  обществе  среди  людей  и  случайно  складывающихся
отношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит  спонтанный
характер [Личный пример, события, ситуации].

Организованное обучение и  воспитание.  Это  целенаправленно  осуществляемый
специальной, частной и государственной системами  образования,  процесс.  За
него  ответственны  два  социальных  института:  Семья  и   школа   (учебные
заведения, ВУЗы).

Конкретная  разновидность  этой  проблемы,  это  относительного  влияния   и
взаимосвязи семьи и школы, школы и общества в целом на развитие детей.

Проблема соотношения задатков, способностей и талантов.
Решаются  вопросы:  Что  такое  задатки?  Как  от   них   зависит   развитие
способностей?  Входят  ли  в  задатки  только  генотипически   обусловленные
особенности организма или надо включать  еще  сюда  некоторые  приобретенные
психологические и поведенческие свойства? От чего в большей степени  зависит
развитие  имеющихся   задатков?   Можно   ли   сформировать   высокоразвитые
способности у ребенка к определенному виду деятельности  [музыкальные]  если
он с рождения не имел выраженных задатков [абсолютного слуха]?

Проблема  сравнительного  влияния  на   развитие   трех   видов   изменений:
эволюционных, революционных и ситуационных, которые протекают  в  психике  и
поведении человека.

Недостатки: эмоциональные изменения слишком медленны, растянуты во  времени;
революционные  изменения  слишком  кратковременны  и  встречаются  в   жизни
человека не  так  уж  часто;  ситуационные  изменения  очень  не  глубоки  и
поверхностны.

Достоинства: эмоциональные изменения  необратимы,  стабильны;  революционные
изменения  очень  глубоки;  ситуационные  изменения  непрерывны,  их   поток
постоянен.

Суть проблемы – решается вопрос, что же  более  всего  влияет  на  развитие:
медленные, но не обратимые эволюционные изменения;  быстрые  и  глубокие  но
редкие  революционные  или  непрерывно  действующие,  но  очень   изменчивые
ситуационные?

Проблема выяснения соотношения интеллектуальных  и  личностных  изменений  в
общем психологическом развитии ребенка.
Решаются вопросы: что в большей  степени  определяет  данное  соотношение  –
конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост?  Может
ли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению  личности?  Способны
ли личностные изменения влиять на интеллектуальное  развитие?  Как  обе  эти
линии, стороны развития (интеллектуальная и  личностная)  определяют  его  в
целом?

                 Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс  методов  исследования   которыми   пользуются   исследуя   процесс
возрастного развития ребенка состоит из трех  блоков  и  соответствующих  им
методик. Одна треть методов заимствована из общей психологии;  Вторая  треть
методов –  из  дифференциальной  психологии  (сравнительной);  Третья  треть
методов – из социальной психологии.

Первая треть  методов  –  это  методы,  которые  используются  для  изучения
когнитивных (познавательных) процессов с одной стороны и личности ребенка  с
другой,  они  обязательно  адаптированы  к  данному   возрасту   ребенка   и
направлены на изучение важнейших психических функций: восприятие,  внимание,
память, мышление, речь и воображение.

С  помощью  этих  методов   решаются   задачи:   извлекается   исчерпывающая
информация о возрастных особенностях в  познавательных  процессах  детей,  а
также  информация  о  преобразованиях  этих  процессов,   происходящих   при
переходе ребенка из одного возраста в другой.

Вторая треть  методов  –  это  методы,  которые  используются  для  изучения
индивидуальных и возрастных различий  детей.  Особое  место  занимает  метод
«Близнецов» – при помощи которого  исследуются  сходства  и  различия  между
гомозиготными  и  гетерозиготными  близнецами  и  делаются  выводы,  которые
позволяют приблизится к решению проблемы номер  один  (об  органической,  то
есть  гипотонической  и  средовой  обусловленности   психики   и   поведения
ребенка).

Третья треть методов  –  это  методы  посредством  которых  исследуются  все
межличностные   отношения   в   различных   детских   группах,    а    также
взаимоотношения между детьми и взрослыми людьми в обществе. Они  обязательно
адаптированы  к  возрасту  детей.  Это  адаптированные  наблюдения,   опрос,
интервью, социометрические методы и социально психологический эксперимент.

     Особенности применения методов исследования в возрастной психологии

Наблюдение – один из главных методов в возрастной психологии так как  обычно
используется   в   психолого-педагогическом    исследовании    (в    учебно-
воспитательной работе с детьми) имеет множество вариантов (до 6).  Обычно  в
совокупности  они  позволяют  получить  достаточно  разнообразную  и   очень
достоверную информацию.

Наблюдение   педагогу-психологу   необходимо   вести   целенаправленно,   по
определенному плану и программе, разработанными заранее. Прежде  чем  начать
наблюдать   необходимо   установить   цель   наблюдения   (ради   чего   оно
осуществляется);  выбрать  объект  (один  человек   или   группа);   сделать
предварительный прогноз какие результаты оно должно дать.  Для  того,  чтобы
получить  эти  результаты,  необходимые  для  обобщения,  наблюдение  должно
вестись регулярно  и  систематично  (дети  растут,  меняется  их  психика  и
поведение  и  если  например,  пропустить  без  наблюдения  один   месяц   в
младенчестве, а 2-3 месяца в раннем детстве,  то  получится  очень  ощутимый
пробел в истории индивидуального развития ребенка.

Интервалы с которыми должно проводиться наблюдение за  детьми,  находится  в
прямой зависимости от их возраста.
1.  В  период  от  рождения  до  2-3  месяцев  (новорожденность)  наблюдения
   необходимо проводить ежедневно с фиксацией данных.
2. 2-3м. до 1 года (младенчество) – один раз в неделю.
3. 1г.-3 лет (раннее детство) – один раз в месяц.
4. 3г.-6,7 лет – раз в полгода, с участием психолога.
5. 6,7–11,12 лет (младший школьный) раз в год, с участием психолога.

Чем более ранний возраст мы берем  у  ребенка  для  наблюдения,  тем  меньше
должен быть интервал времени между очередными наблюдениями, т.к. чем  моложе
ребенок, тем более интенсивно происходит его психическое развитие.

Текущие  наблюдения  должны  быть   научными   и   сопровождаться   ведением
систематических записей, анализом и обобщением результатов наблюдения.

С одной стороны вести за детьми наблюдение проще,  чем  за  взрослыми,  т.к.
ребенок под наблюдением обычно более  естественен,  спонтанен  в  проявлении
своего поведения. Результаты наиболее адекватны, потому, что  он  не  играет
никаких социальных ролей, которые свойственны взрослым.

С другой стороны, дети  (дошкольники)  обладают  повышенной  отвлеченностью,
переключению, вниманием их внимание всегда недостаточно устойчиво для  того,
чтобы какой-то процесс, или выполняемое дело, были доведены до конца.

Поэтому в исследовательской работе с детьми рекомендуется применять  скрытое
наблюдение – оно рассчитано на то, чтобы  ребенок  во  время  наблюдения  не
видел наблюдателя.

Значительные трудности могут быть тогда, когда в работе с детьми  применятся
метод опроса.

Опрос – он имеет две формы: устную и письменную, но при проведении любой  из
них эти трудности могут быть связаны с тем,  что  ребенок  почти  всегда  не
понимает до конца правильного адресованные ему  вопросы,  дело  в  том,  что
система  понятий  и  формы  мышления,  которые  используют  дети  вплоть  до
подросткового  возраста  существенно  отличаются  от  той  системы,  которую
используют взрослые.

                       Тема: Теория детского развития.

     Основные проблемы физического и психологического развития ребенка.

Основной проблемой возрастной психологии на  протяжении  ряда  лет  остается
проблема генотипической  и  средовой  обусловленности  развития  психики,  а
также поведения.

В науке она связана с выяснением того, как соотносятся  данные  человеку  от
рождения  особенности  организма  и  генетически  обусловленные  законы  его
созревания с другим  блоком  возможностей  –  возможность  непосредственного
развития, воспитания, обучения, приобретенные знаний  умений  и  навыков,  с
развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных  качеств
ребенка.

Выяснить решение этой проблемы  на  научном  и  практическом  уровне  всегда
можно решить вопрос о том, чему и как, и насколько  можно  учить  и  научить
человека.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во  многих
проявлениях имеют врожденный характер, но именно в том виде в каком они  уже
представлены уже у развитого или у развивающегося человека и  сама  психика,
и внешнее  поведение  уже  большей  частью  является  продуктом  обучения  и
воспитания.

Внутренний мир носит врожденный характер, но органически переходит в  другой
процесс – развитие  развитая  психика  уже  является  продуктом  обучения  и
воспитания.

Развитие представляет собой переход растущего  организма  на  более  высокую
ступень, причем  в  каждом  конкретном  случае  он  может  зависеть  как  от
созревания (рост и масса), так и от непосредственного развития и научения.

Первая  точка  зрения  в   психологии   на   эту   проблему   (доминирование
наследственности)
Созревание  психики  и  поведения  человека  есть  результат   эволюционного
преобразования генетически заложенных в  организм  с  рождения  возможностей
существующих вначале в виде задатков.

Доказательство: В процессе онтогенеза (индивидуальное развитие)  психических
и поведенческих качеств нет ничего, что хотя бы в  зародыше  не  содержалось
бы в онтогенезе, т.е. все то,  что  появляется  далее  в  процессе  развития
всегда  изначально  имеется  в  виде  задатков.  А   они   преобразовываясь,
развиваясь и развертываясь  затем  превращаются  в  способности,  причем  по
законам биологического  созревания  организма  –  эта  концепция  называется
эволюционная  теория   развития.   Здесь   значение   термина   эволюция   –
исключительно развертывание чего либо.

Вторая  точка  зрения  революционная  теория  развития,  оппонируя   первой,
противоположна ей, т.к. полностью отвергает  значение  и  роль  генетических
наследственных факторов в развитии: « у любого человека, независимо  от  его
природных, анатомо-физиологических  особенностей  можно  сформировать  любые
психологические и поведенческие  свойства,  причем  доведя  их  развитие  до
любого уровня с помощью процессов обучения и воспитания».

Обе эти точки зрения считаются в возрастной психологии крайностями.

Третья точка зрения вероятностная или стохастическая.
Конечный результат любого  развития  достигаемый  на  каждой  его  ступеньке
изначально в генотипе никогда  не  заложен,  но  и  полностью  произвольным,
совершенно не зависящем от генотипа этот результат тоже не может быть.

Психологам  важно  помнить,  что  данный  результат  зависит  и  от  влияния
генотипа и от влияния среды.

Это объясняется тем, что изменения, которые  происходят  на  каждой  ступени
развития связаны с генотипом и со средой но кроме этого  сами  по  себе  они
определяются случайными стеченьями обстоятельств, т.е. вероятностью в  жизни
индивида.

То, что достигнуто на каком-то одном уровне, то, что ребенок приобретает  на
каждой ступеньке развития всегда на 80% зависит  от  того  уровня,  которого
организм достиг на предыдущей стадии, на предшествующей ступеньке.

Четвертая точка зрения функциональная.
«Формирование  и   преобразование   той   или   иной   психической   функции
определяется тем, как часто она используется в жизни организма им самим».

В  этой  теории  в  качестве  основного  принципа  выступает  положение   «О
определяющей роли образа жизни человека,  в  развитии  психики  и  для  него
(развития)».


                       Сензитивные периоды в развитии


Для  большинства   психологических   свойств   и   психических   функций   и
поведенческих  особенностей  существуют  свои  особые  сензитивные   периоды
развития.

Понятие о сензитивности хорошо представлено в системе рассказывающей о  том,
какие  качества и свойства человека лучше всего  формируются  у  детей  и  в
каком возрасте это формирование наиболее благоприятно.