Литературная викторина




                          ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ



                      Тема: ''Литературная викторина''


                         по русским народным сказкам

                              II младшая группа



                                                                    ясли-сад



                                                                     2000 г.



Тема: ''Литературная викторина''.

Программное содержание:
      Закрепить знания детей о содержании тех  художественных  произведений,
которые  были  ранее  прочитаны;  готовить  детей  к   обучению   пересказу,
драматизации.  Развивать   интонационную   выразительность   речи,   память,
внимание, способность слушать  другого,  а  также  фантазию  и  воображение.
Закрепить знания о геометрических формах, понятия:               ''  много''
предметов ''один''.

Предварительная работа:
      Прослушивание сказки '' Три медведя'' по  грамзаписи  и  ''Машенька  и
медведь''. Чтение  сказок  ''Кот,  петух  и  лиса'',  ''Заюшкина  избушка'',
''Снегурушка''.
      Рассматривание иллюстраций к этим сказкам.

Ход                                                                 занятия:

 - Ребята, давайте пойдем с вами в сказочную, волшебную страну.  Вы  слышите
эти звуки, – сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только  тот,
кто умеет ходить легко  и  мягко,  не  нарушая  покоя  в  сказочной  стране.
Поэтому  мы  сейчас  тихонько,  не  разговаривая  друг  с  другом,  мягко  и
осторожно ступая, войдем в сказочную страну. Пошли! Посмотрите, мы  идем  по
каменистой  дорожке.  Все  камушки  разноцветные.  Но   какой   они   формы?


Дети – круглые.
Идем дальше, а сейчас мы попали на разноцветный сказочный луг. Он из  разных
цветных фигур. Даша, поляна на которой ты стоишь, похожа  на  какую  фигуру?
Как она называется?
Даша – квадрат.
- Какого цвета? – зеленого.
- А ты, Лера? –  Я на треугольной, она синяя .
      Послушайте, звучит музыка, мы, кажется, попали в сказку, а  впереди  у
нас лес. (Звучит отрывок по грамзаписи из сказки '' Машенька  и  медведь''.)
Воспитатель спрашивает детей, -  Из какой  сказки  вы  слышали  эти  слова?.
Дети –  Машенька и медведь.
–  Вы правильно назвали сказку,  и  мы  можем  дальше  пройти  по  сказочной
стране. Дети идут и  садятся  на  стульчики.  Воспитатель  предлагает  детям
закрыть глаза и послушать звуки музыки: ''Журчание ручья'', ''Пение  птиц''.
Дети открывают глаза и говорят, что  они  слышали  в  этой  музыке.  –  Пели
птицы, текла вода. Затем дети с закрытыми глазами слушают тишину леса.
      В это время входит бабушка - загадушка.
– Здравствуйте, ребята! (Дети открывают глаза и здороваются.)
      – Я бабушка-загадушка. Посмотрите, ребята, у меня есть волшебная
корзина. А в ней чего только нет! Ребята, а вы знаете сказки?
Дети – Да.
–  Сейчас я проверю. Достает из корзинки картинку, на которой изображен  кот
с гуслями. Просит детей припомнить название сказки, в которой кот  играл  на
гуслях и пел такую песенку:


                                     Стрень, брень, гусельки,
                                     Золотые струнушки,
                                     Дома ли лиса?
                                     Выходи, лиса!

Дети называют сказку ''Кот, петух и лиса''. Помогают  воспитателю  ''спеть''
песню кота.
Далее воспитатель показывает  иллюстрацию  и  напоминает   слова  из  сказки
''Снегурушка'':
                                              Ау, ау, Снегурушка!
                                              Ау, ау, голубушка.
                                              У дедушки, у бабушки
                                              Была внучка Снегурушка
                                              Подружки в лес заманили,
                                              Заманили–покинули!

- Из какой сказки эти слова?
Дети – ''Снегурушка''.
- Почему Снегурушка не пошла с медведем или с волком?
Дети – Потому что она их боялась.
 Воспитатель показывает  иллюстрацию  к  сказке  ''Три  медведя'',  обращает
внимание детей на то, что в  домике  некоторых  предметов  много,  например,
стульев, а некоторых мало,  по  одному.  Спрашивает,  из  какой  сказки  эта
картинка?
Дети –''Три медведя''.
- Как рычал Михайло Иванович?
- Э–э-э. ( Низким голосом)
- А Настасья Петровна?
Дети (чуть тише)–Кто ложился в мою постель и смял ее?
- Каким голосом говорил мишутка?
Дети - Тоненьким. Э–э-э. Кто ложился в мою  постель  и  смял  ее?  Вот  она!
Держи, держи! Машенька проснулась и убежала.
- Правильно! Молодцы, ребята!
Затем  бабушка-загадушка  достает  из  корзины  шапочку  зайца,  лисички   и
петушка. Одевает шапочки детям и  спрашивает,  из  какой  сказки  эти  герои
пришли?
Дети – Из сказки ''Лиса, заяц и петух''
Зайчик садиться на пенек и плачет. Идет петушок, несет косу.
- Ку-ка-реку! Заинька, о чем ты плачешь?
- Как же мне Петенька не плакать? Была у меня  избушка  лубяная,  а  у  лисы
ледяная.  Пришла  весна,  избушка  у  лисы  растаяла.  Попросилась  у   меня
погреться, да меня из избушки выгнала.
Петушок:
- не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
Пошел петушок с зайчиком к избушке.
- Ку-ка-реку! Иду на ногах, несу косу на плечах, хочу лису посечи!
Услышала лиса, испугалась и говорит:
- одеваюсь.
Петушок еще громче закричал:
- ку-ка-реку! Иду на ногах, несу косу на плечах,  хочу  лису  посечи!  Пошла
лиса с печи.
А лиса говорит:
- шубу надеваю.
Петушок в третий раз закричал.  Испугалась  лиса,  соскочила  с  печи  -  да
бежать. А заюшка с петушком стали жить да поживать. Вышли петушок с  зайкой,
весело потанцевали.
( Все дети похлопали героям сказки.)
Бабушка – загадушка
-  молодцы,  ребята!  Вы  знаете  много  сказок,  и  инсценировать   умеете.
Посмотрите, ребята, что же еще лежит в волшебной корзинке? Пряники! Это  для
вас, ребята. Угощайтесь на здоровье. Ребята, а вам понравилось  в  волшебной
стране сказок?
Дети – да.
- А еще хотите побывать? Сейчас вам пора  возвращаться  в  детский  сад.  До
свиданья.