Виды политики

                                Виды политики

       ПОЛИТИКА  происходит  от  греч.  polis   -    город-  государство   и
прилагательного  от   него -  politikos:  все,  что  связано  с  городом,  -
государство, гражданин и пр.  -  организационная  и  регулятивно-контрольная
сфера общества, основная в системе  других  таких  же  сфер:  экономической,
идеологической, правовой, культурной, религиозной. Термин  Политика  получил
распространение под влиянием  трактата Аристотеля о  государстве,  правлении
и   правительстве, названного им "Политика".  Вплоть   до   кон.  XIX     в.
Политика  традиционно   рассматривалась как   учение   о  государстве,  т.е.
власти институционального,  государственного  уровня.  Однако  уже  в  Новое
время развитие политической мысли и  представлений о государстве  привело  к
выделению  наук  о   государстве  и   их   обособлению    от    политической
философии   и   политической  науки. Представление о  политике   значительно
расширилось, и понимание   политики   стало  весьма  сложной  проблемой,  во
всяком случае, оно оказалось  предметом  самых  различных  толкований.     В
настоящее время можно  выделить   не  менее   четырех  основных   толкований
политики:
       1) как отношения, включающего    согласие,  подчинение,   господство,
конфликт  и   борьбу   между  классами  (В.И.  Ленин),   группами  и  людьми
(внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). В   основе  такого
понимания   политики   лежат   представления   об    общении    людей,    их
взаимодействии, совместном решении ими  их   общих   дел,  понимаемых    как
дела государства (Аристотель), а  также  об  отношениях  к  обществу  власти
(т.е.  государства)  и  между  властями  (государств  друг  к  другу)  -   в
средневековой традиции и проблематике Возрождения и Нового  времени.  Акцент
на  борьбе, тоже весьма древний, был  усилен в  марксизме  и   у  Ленина,  в
частности, идеей  классовой   борьбы    как  движущего    начала    истории.
Новое  и  более философское обоснование эта концепция политики  получила   в
XX в. в теории  конфликтной природы политики у К.Шмитта  и Ж.Френда.
       2)  Логически  вытекающее   из  первого   понимания    отождествление
политики  с  другими   политическими  явлениями,  такими,   как  господство,
власть, а следовательно, и государство (о чем и шла  речь  выше);   средства
политики -та   же  власть,  насилие, язык   и    языковые   структуры,  речь
и  символика  и  т.п.; деятельность  -   управление,  организация,  контроль
и   пр.;  знание,  умение    (Платон   и     современные    технократические
концепции);   жизнедеятельность   (у   Аристотеля   наиболее    органическое
представление о природном свойстве человека заниматься совместно  с  другими
людьми  их общими  делами).
       3)  Объяснение  через   функции    (функциональное)   -   управления,
поддержания  порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или,  наоборот,
ведение войны, контроль общества и  человека  и  т.д.  и  т.п.  Перечисление
функций политики  ради ее, возможно более полного,  определения  (как  и  ее
задачи, хотя  сама  по  себе  П.  не  может   иметь  их,  поскольку  решение
политических  задач  опосредовано  наличием  действующих   ради  этого  сил,
направлений,  власти,  которая  и  решает  их)  не  имеет  ни   конца,   ни,
следовательно, смысла.
       4) Объяснение политики через ее цели (телеологическое от греч. teleos
-   цель),   т.е.   определение   путем    еще    более    бесконечного    и
малосодержательного перечисления, чем функциональное толкование,  к тому  же
очень  близкое к  нему и по сути своей чрезмерно конкретное.     Всем   этим
толкованиям  присущи  многие общие  и  их  собственные  недостатки:  они  не
конечны,   и  сами   нуждаются   в   дальнейших     определениях,   особенно
тождества, которые не столько определяют, сколько  замещают   политику;  они
часто  неспецифичны  для   нее  -  как,  например,  деятельность,  средство,
отношение, конфликт, борьба,  решение    задач;  наличие  функций   и  целей
может   определять любое другое  смежное  общественное   явление   -  право,
идеологию, мораль, экономику  и т.п.; многие  определения  не  просто  и  не
только взаимосвязаны,  но  и  пересекаются,  иногда  многократно,  например,
власть как бы тождественна  политике и в  то же время она  и   деятельность,
и средство, и цель, и, наконец, функция  политики;  отпадают,  далее,  самые
слабые определения - через  средства,  цели  и  др.     Решение     проблемы
наметил     уже     К.Шмитт,       ее      усовершенствовали     современные
исследователи. Оно состоит в  выделении  самой   политики  ее  универсальной
абстрактной  сущности   -ее  принципиального   начала,  что   избавляет   от
частных, неполных,  чересчур конкретных определений   и    перечислений    и
позволяет   выработать   обобщенную    емкую     формулу,  определяющую   ее
сущность , и  отдельно собрать ее  конкретные  виды,  формы    и  проявления
(много разных  политик - внутренних, внешних,  мирных,  силовых  и   т.д.  и
т.п.),   относительно    которых     возможны     соответствующие    частные
определения,  справедливые  и  по   отношению   к  более  общим   трактовкам
политики.

       ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства на  международной  арене,
регулирующая   отношения    с    другими    субъектами    внешнеполитической
деятельности: государствами,  зарубежными  партиями  и  иными  общественными
организациями,  всемирными  и  региональными  международными  организациями.
В.п.  опирается  на   экономический,   демографический,   военный,   научно-
технический  и  культурный  потенциалы  государства;   сочетание   последних
определяет  возможности  В.п.  деятельности  государства  на  тех  или  иных
направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации В.п. целей.
       Формой  традиционного  осуществления   В.п.   является   установление
дипломатических отношений (или снижение их уровня,  приостановка,  разрыв  и
даже объявление войны при обострении отношений с бывшими  партнерами)  между
государствами;  открытие  представительств  государства  при   всемирных   и
региональных международных организациях  или  членство  государства  в  них;
сотрудничество  с  дружественными  государству   зарубежными   политическими
партиями и другими общественными организациями; осуществление и  поддержание
на различном уровне эпизодических и регулярных контактов  с  представителями
государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное  государство  не
имеет дипломатических отношений или дружественных связей,  но  в  диалоге  с
которыми  заинтересовано  по  тем  или  иным  причинам.  Наличие  устойчивых
каналов связи с зарубежными партнерами позволяет  государству  разнообразить
сочетание методов и средств  В.п.  деятельности:  осуществление  регулярного
обмена  информацией,  обмен  визитами  на  разных  уровнях;   подготовка   и
заключение двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по  широкому
спектру  вопросов,  включая  договоры  и  соглашения   конфиденциального   и
секретного характера;  способствование  развитию  возможностей  внутри  -  и
внешнеполитической деятельности одних государств и блокированию  аналогичных
возможностей  других  (по  тем  или   иным   направлениям);   подготовка   и
осуществление  частичной  или  полной  блокады;   подготовка   к   войне   и
обеспечение благоприятной для ведения военных  действий  В.п.  обстановки  и
т.д.

       ВНУТРЕННЯЯ  ПОЛИТИКА  -   совокупность   направлений   экономической,
демографической,       социально-интеграционной,       социально-культурной,
репрессивной и т.д. деятельности государства,  его  структур  и  институтов,
ориентированных на сохранение или  реформирование  существующего  социально-
политического строя.  В  осуществлении  целей  В.п.  государство  использует
широкий спектр средств:  закрепление  существующих  отношений  собственности
либо их трансформацию  на  своей  территории;  налоговые  рычаги  и  льготы;
создание   социально-престижных   и   социально-непрестижных    общественных
статусов  экономическими,  пропагандистско-идеологическими  и  репрессивными
средствами;  регулирование  занятости  путем   создания   рабочих   мест   в
государственном  секторе  экономики;  направленная  организация  социального
воспитания,  общего  и  специального  образования;   мероприятия   в   сфере
здравоохранения  и  спорта;  организация  розыско-следственной,  судебной  и
пенитенциарной системы; регламентация службы реадаптации лиц,  замеченных  в
девиантном поведении и т.д. фундаментом В.п. является соотношение социально-
экономических укладов, сложившееся на  данном  этапе  развития  общества,  и
производное от него соотношение господствующих в обществе классов  и  других
общественных групп,  определяющее  приоритетность  целей,  выбор  методов  и
средств,    степень    удовлетворенности     промежуточными     результатами
внутриполитического развития.

       ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА - часть общей политики определенных социальных сил и
специально созданных ими институтов власти,  направленная  на  подготовку  и
использование  (преднамеренное  или  вынужденное,  военное  или   невоенное)
средств  вооруженного  насилия  для  достижения  тех  или  иных   классовых,
национальных   или   общечеловеческих   целей;   для   ведения   войны   или
противодействия. В относительно самостоятельную  отрасль  деятельности  В.п.
выделилась на рубеже XVIII - XIX  вв.  В  настоящее  время  в  международной
практике установился взгляд на В.п. как  на  одну  из  специфических  частей
(или направлений) в системе общей политики государства. В.п. нельзя  отнести
только к внешней  или  только  к  внутренней  политике.  Она  имеет  двойное
вхождение. Внутренняя сторона этой  политики  связана  с  созданием  средств
вооруженного  насилия   и   их   возможным   использованием   в   разрешении
внутригосударственных   конфликтов.   Внешняя   сторона    охватывает    всю
деятельность по использованию  (военному  или  невоенному)  силовых  средств
политики в межгосударственных отношениях. В.п., как ни  одна  другая,  тесно
взаимодействует со всеми (точнее, почти со всеми) разновидностями  политики.
В  условиях   войны   это   взаимодействие   носит   характер   глубокой   и
всепроникающей интеграции. Наиболее тесно и очевидно В.п. взаимодействует  с
экономической,  социальной,  научно-технической,  а  также  с  политикой   в
области духовной жизни общества. Поэтому  В.п.  следует  отнести  к  разряду
комплексных, синтезированных разновидностей политики.

       ГЕОПОЛИТИКА - одно из фундаментальных  понятий  теории  международных
отношений, характеризующее место и конкретно-исторические формы  воздействия
территориально-пространственных  особенностей   положения   государств   или
блоков государств на локальные, региональные, континентальные  и  глобальные
международные процессы. Исторически становление Г. связано  с  исследованием
роли географического фактора в жизни общества, прежде  всего  с  концепциями
географического детерминизма.
       Основные   пространственно-географические   особенности    государств
преломляются в концепциях пропорционального развития  сухопутных,  надводных
и подводных военно-морских сил  (а  также  транспортного  флота  большого  и
малого  каботажа),  морских  и  воздушных  сил  береговой  охраны,   военно-
воздушного, транспортно-воздушного и авианосного  флотов  с  соответствующим
техническим  и  иным  обеспечением.  Программы  военного  ракетостроения   и
военные аспекты космических программ планируются  с  учетом  географического
положения, состояния и  пропорции  вооружений  потенциального  противника  и
обычно учитывают геополитический профиль тех или иных  видов  противостоящих
им вооружений.

       ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА  -  политика,  направленная   на   охрану   и
оздоровление  окружающей  природной  среды,  рациональное  использование   и
возобновление  природных  ресурсов,  сохранение   и   развитие   социосферы,
обеспечивающей нормальную  жизнедеятельность  и  экологическую  безопасность
человека. Экология долгое время была предметом изучения  естественных  наук,
первоначально - биологических, затем географических. В настоящее  время  она
становится  сферой  повышенного  интереса  политики.   Возрастает   значение
антропогенных (от греч. anthropos - человек и  genes  -рождающий)  факторов,
обусловленных различными формами влияния деятельности человека на  отдельные
компоненты  и  природу  в  целом.  Основная  задача  экологии   человека   -
определение места человека в изменяющихся условиях окружающей  среды.  Ареал
человеческой деятельности постоянно расширяется, включая в  последнее  время
глубины  океанов  и  космическое  пространство.  Взаимодействия  природы   и
общества в их  диалектическом  единстве  и  борьбе  -  предмет  исследования
социальной  экологии.  В  ходе   научно-технической   революции   неизмеримо
усиливается  влияние  производственной  деятельности  на  экономику:  состав
атмосферы мирового  океана,  водоемов  суши,  тепловой  режим  планеты,  фон
радиоактивности и т.п. Это  нередко  приводит  к  нарушениям  экологического
равновесия.   Отрицательные   последствия   антропогенных   воздействий   на
экономику в глобальном  масштабе  столь  внушительны,  что  они  приводят  к
возникновению глобального экологического кризиса. Его проявлениями  являются
изменения,  угрожающие  естественной  основе  жизни  человека  и   негативно
воздействующие  на  развитие  общества:  опасность  изменения  генетического
фонда,     недостаточная     энергетическая,      минерально-сырьевая      и
продовольственная  обеспеченность   развития,   демографический   дисбаланс,
загрязнение окружающей среды растущими токсическими отходами и др.  В  связи
с  этими  глобальными  негативными  явлениями,  их  масштабом,   нарастанием
динамизма   и   остроты,   комплексным   характером   возникает    опасность
перерастания эколог, кризиса в экологическую катастрофу,  ведущую  к  гибели
нашей цивилизации. Перед человечеством встает общая  задача  -  поиск  путей
выхода из нарастающего  экологического  кризиса,  обеспечения  экологической
безопасности.  Защита  человека,  экологический  императив  его   выживания,
вобравший в себя множество забот и проблем, в  т.ч.  социально-экономических
и политических, составляет суть экологизации политики.
[pic]