Власть как общественное явление



           Тема: Власть как общественное явление.


                       План.
Введение……………………………………………………….
1.Природа политической власти……………………………..

   1.1.Понятие «Политической власти»………………………

   1.2.Сущностные черты политической власти……………..

2.Структура политической власти……………………………

Заключение…………………………………………………….

Библиографический список…………………………………..



                       Введение.
      Понятие  власти является одним из центральных политологии .  Оно  дает
ключ к пониманию политических  институтов,  политических  движений  и  самой
политики.  Определение  понятия  власти,   её  сущности  и  характера  имеет
важнейшее значение для понимания природы политики и государства ,  позволяет
выделить политику  и  политические  отношение  из  всей  суммы  общественных
отношений.


      Власть появилась с возникновением человеческого  общества  и  будет  в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.  Власть  необходима  ,
прежде всего , для воспроизводства человеческого рода .  Семейно  –  родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов  России.  С  развитием  оседлости
постепенно   утверждалась   племенная   власть   .    Формирование    власти
территориальной   обусловлено   необходимостью   организации   общественного
производства , которая немыслимо без подчинения всех участников единой  воли
, а также потребностью регулирования социальных отношений  между  людьми.  С
появлением классов и государства кровные , родовые связи  были  разрушены  ,
моральный авторитет старейшины рода  сменился авторитетом  публичной  власти
, которая отделилась от общества и встало над ним.


       В  мировой  политологии  современное  понимание  власти  в  целом   ,
политической в  особенности  ,  является  результатом  использования  разных
концептуальных подходов . Согласно западной традиции первичным видом  власти
является власть  индивидуальная , как произвольная  от  естественного  права
на свободу действия распоряжения собой , вещами  ,всем  ,   что  доступно  .
Поэтому   распространенными   моделями   власти   являются   межперсональные
конструкции , отношение между двумя и большим числом субъектов  .   Согласно
позитивистскому подходу  основу  определения   власти  составляет  признание
асимметричности
отношений   между субъектами ,  существующая  в  связи  с  этим  возможность
одного  субъекта  влиять  или  воздействовать  на  другого  субъекта.   Если
констатируется факт способности одного субъекта (А) влиять на  других  (ВиС)
и добиваться поставленных целей , не смотря  на  сопротивление  (со  стороны
ВиС) , то можно утверждать , что субъект (А) имеет  власть  (над  ВиС)     .
Власть определяется так же , как способность или менять  отношение  людей  ,
или сохранять их , как способность добиваться цели. Как заметил Г.Лассуел  ,
классик американской политической науки , вся политическая наука сводится  к
изучению влияний . Власть начинается там , где информация ,  рекомендация  ,
решения реализуются переходя в достижении цели1 .

      В данной лекции рассмотрим сущность политической  власти  её  основные
компоненты и способы функционирования этого феномена.

            1.Природа политической власти.

              1. Понятие «политической власти»
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной  литературе  употребляется  в
самых  разных  смыслах.  Одни  считают  ,  что  власть   означает   реальную
способность   одного   из   элементов   существующей   системы   реализовать
собственные  интересы   в  её  рамках  ,  и  в  этом  смысле   власть   есть
осуществления влияния на процессы  ,  происходящие  внутри  системы.  Другие
считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного  влияния  .
Третьи полагают, что  власть  представляет собой  такие  взаимные  отношения
между людьми или группами людей , сущность которых заключается во влиянии  ,
воздействии , что это стремление к достижению равновесия2 .


      Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми .  Власть
необходима ,  подчеркивал  Аристотель  ,  прежде  всего  ,  для  организации
общества , которое немыслимо без подчинения всех участников  единой  воле  ,
для  поддержания его целостности и единства3.


      Исторический опыт показывает , что там , где появляется  необходимость
в согласованных  действиях  людей  (будь  то  отдельная  семья  ,  группа  ,
социальный слой , нация или общество в целом ) , там  происходит  подчинение
их деятельности достижению определенных целей .



В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие  и  подвластные  ,
господствующие и подчиненные . Мотивы подчинения  весьма  разнообразны.  Они
могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной  цели  ,
на убежденности в необходимости  выполнения  распоряжения  ,  на  авторитете
властвующего и , наконец , просто на  чувстве  страха  перед  нежелательными
последствиями в случае неподчинения . Сами  мотивы  имеют  большое  значение
для эффективности власти и её долговечности . Здесь  важно
подчеркнуть , что властные отношения объективно присуще  общественной  жизни
. Это своеобразная плата за жизнь в обществе , ибо жить в  обществе  и  быть
свободным от его правил невозможно. Другими словами,  без  отношений  власти
человеческая цивилизация невозможна.


      Власть вовсе не  является  непременно  результатом  только  насилия  ,
подавление одной личности другой. Замечено  ,  например  ,  что   в  сложной
натуре человека есть несомненное искание над собой власти , которой  он  мог
бы подчинится . Это своего рода потребность воздействия одного  человека  на
другого , силы , соединяющая людей в общество.


      Исходя из выше сказанного , можно дать следующее определение власти  .
Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать  определенные
воздействие на  деятельность,  поведения  людей  с  помощью   каких  –  либо
средств – воли , авторитета , права , насилия .


      Отсюда  можно сделать следующий  вывод :власть-это один  из  важнейших
видов социального взаимодействия ,специфическое отношение ,по  крайней  мере
,между двумя субъектами ,один из которых подчиняется  распоряжениям  другого
,в результате этого подчинения властвующий субъект  реализует  свою  волю  и
интересы.


      Сама власть выступает в виде управления , управление – в виде власти .
Но управление не есть  функционирование  власти.  Управление  ,  подчеркивал
Б.Краснов , шире чем власть . Власть – элемент управления  ,  источник  силы
управления.  Процесс  управления  представляет  собой   процесс   реализации
властной  воли  для  достижения  цели  властителя.  Управление  же  является
средством,  при  помощи  которого  целенаправленное  воздействие  власти  из
возможности превращения в действительность4 .


      Одно из наиболее распространенных представлений о власти  –  понимание
её как принуждения. Как  считает М.Байтин, власть  безотносительно  от  форм
своего внешнего проявления , в сущности , всегда  принудительна  ,  ибо  так
или иначе , направлена  на  подчинение  воле  членов  данного  коллектива  ,
господствующей или руководящей в нем единой воле5. Отрицать то , что  власть
проявляется в процессе подчинения , принуждения воли какого – либо  субъекта
, было бы нелепо .  Вместе с тем считаю  ,  что  сводить  сущность  властных
отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.


                  Основные признаки власти.
                                                   Таблица№ 1



      Политическая власть  существовала  ,  как  известно  ,  не  всегда.  В
примитивных обществах , т.е. в обществах , социально не структурированных  ,
общая власть ещё не носит политического характера , так как  нет  проблем  ,
которые  вызывают  к  жизни  политику  ,  -  проблем  достижения   согласия.
Политическая власть возникает  в  обществе  ,  где  люди  разделены  разными
интересами  ,  неодинаковым  положением.  В  примитивном   обществе   власть
ограничена родственными племенами связями.



Политическая  власть   определена   пространственными   ,   территориальными
границами.   Политической   властью   обеспечивается   порядок   на   основе
принадлежности человека , группы к данной территории , социальной  категории
, приверженности идее . При  неполитической  власти   нет  жестких  различий
между управляющими  и  управляемыми  .  Политическая  власть  осуществляется
всегда меньшинством , элитой  .  Политическая  власть  возникает  на  основе
соединения процесса концентрации воли множества и функционирования  структур
( учреждений , организаций , институтов) , взаимосвязь двух   компонентов  :
людей , которые сосредотачивают в  себе  власть  ,  и  организаций  ,  через
которые власть концентрируется и реализует.
Политологию  же интересует политическая власть , являющаяся , как уже было
отмечено , ядром политической системы общества ,её организационным и
регулятивно контрольным началом . Она определяет все другие институты и
отношения в самой системе общества . Прямо или косвенно политическая власть
воздействует на развитие всех других общественных систем – экономической ,
социальной , духовной и др. К понятию «Политическая власть» , конечно ,
применимо общее , приведенное выше определение власти как таковой , как
широкого понятия , имеющего многочисленные формы проявления.

            1.2. Сущностные  черты политической власти.

                 Сущностные черты политической власти
К таковым следует относить:

    . суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
    . авторитетность власть , т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во
      всех сферах жизнедеятельности общества;
    . принудительных характер власти ( убеждение , подчинение , приказание ,
      господство , насилие) ;
    . всеобщность власти , которая означает функционирование власти во всех
      общественных отношений и политических процессах.



      Политическая власть , как и любая  власть  ,  означает  способность  и
  право одних осуществляют свою волю в  отношении  других  ,  повелевать  и
  управлять другими. Но вместе с тем она имеет в  отличие  от  других  форм
  власти свою специфику. Её отличительными признаками являются:

      Верховенство , обязательность  её  решений  для  всего  общества  и  ,
  соответственно , для всех других видов  власти  .  Она  может  ограничить
  влияние других форм власти , поставив их в разумные границы , либо вообще
  устранить их;

      Всеобщность , т.е. публичность  .  Это  означает  ,  что  политическая
  власть действует на основе права от имени всего общества;
      Легальность  в использовании силы и  других  средств  властвования   в
  пределах страны ;

      Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра    (
  системы властных органов) принятие решений;

      Широчайший спектр используемых средств для завоевания  ,  удержания  и
  реализации власти6.
      Основными элементами власти являются её субъект ,  объект  ,  а  также
  средства (ресурсы).

      Субъект власти воплощает в себе её активное , направляющее начало.  Им
  может быть личность , орган , организация , социальная общность и др. Для
  реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств
  , как желание властвовать  и воля к власти . Помимо этого субъект  власти
  должен  быть  компетентным  ,  должен  знать   состояние   и   настроение
  подчиненных , обладать авторитетом.

      Субъект определяет содержание отношения через:
           1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться  воле
              субъекта власти;
           2) подчинение как поведение частной воли власти:
           3) наказание (санкции)  как  средство  воздействия  на  отрицания
              господствующей воли;
           4) нормирование поведения как совокупность правил в  соответствии
              с всеобщим интересом.


           От приказа , характера содержащихся в нем требований  во  многом
      зависит отношения к нему объекта ( исполнителей) – второго  важнейшего
      элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие
      субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта . Где нет
      объекта , там нет власти .


           Масштабы отношения объекта к  субъекту  власти  простираются  от
      ожесточенного сопротивления ,  борьбы на уничтожения до  добровольного
      , воспринимаемого с радостью повиновения .


           Специфическим  признаком  власти   как   общественного   явления
      выступает доминирование властной воли , а не просто влияние  .  Власть
      связана с общественной организацией, она  есть  качество  ,  внутренне
      присущее организацией общество. Следует видеть различия между  властью
      организацией (на первых ступенях развития  человеческого  общества)  и
      организацией власти (в классовом обществе).


           Не последнее место  в понимание власти как явления, связанного с
      процессами , происходящими в жизни общества , занимает  такое  понятие
      как легитимность. Власть – понятие  правовое  ,  означающее  созидание
      ценностей  согласно  общественным  интересам  ;  это  законное   право
      принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное  право
      использовать принуждение во имя  торжества законов. Власть чрезвычайно
      необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли
      будет эффективна , если не соблюдаются  правила  ,  установленные  для
      реализации этой политики. Именно  потому  ,  что  легитимность  играет
      важную  роль  ,  правительство  стремится  обосновать  свою  власть  ,
      опираясь на определенные принципы. В сущности , правительство пытается
      создать ситуацию , в которой решения признавались и соблюдались бы «не
      на страх , а на совесть» , с верой в нравственную  правоту  решений  и
      законов.  Правительство    не   могут   рассчитывать   на   длительное
      существование и эффективную деятельность , полагаясь только на насилие
      . Необходимо  добровольное согласие , скрепленное уважением законности
      .
           М.Вебер в свое время предложил классическую теорию , объясняющею
      социокультурные основания легитимности власти7.

           Традиционная власть.


           Власть может приобретать законность  благодаря  традиции.  Такую
      власть М.Вебер характеризует как традиционную власть.  В  этом  случае
      повинуются потому , что «так  всегда  было».  Традиционное  господство
      имеет место в патриархальных обществах  ,  организованных  по  подобию
      семьи , где  повиновение  отцу  главе  рода  ,  является  естественной
      реакцией на политический порядок.

                 Харизматическая власть.


            Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого
  – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер  отмечает,  что  харизмой
  следует, называет качество личности признаваемое  необычайным.  Благодаря
  этому   качеству    она    оценивается    окружающими    как    одаренная
  сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и
  свойствами , недоступными другим людям . Такая  личность  рассматривается
  как бы посланной богом . В российской истории  мы  легко  найдем  примеры
  харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров ,
  как Ленин , Сталин , Троцкий и д.р.

          Рационально – правовая власть .


      Источник  её  законности  состоит  в  том  ,  что  она  опирается   на
  общепризнанный правовой порядок .  Люди  ,  обладающие  такой  властью  ,
  приходят к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например , в
  результате выборов.


  Легитимность власти в  этом  случае  покоится  не  на  привычке  ,  а  на
  признании  разумности  ,   рациональности   существующего   политического
  порядка.


      Следует иметь в виду , что в реальной политических жизни едва ли можно
  найти какие – то «чистые»  типы  ,  связанные  только  с  одной  из  форм
  легитимности. В действительности  можно  говорить  лишь  о  доминировании
  одной их форм законности и об  определенной  структуре  маргинальных  или
  второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями
  и влияниями  . Кроме того , в некоторых Западных обществах можно говорить
  о чертах традиционности  и  восприятии  системы  рационально  –  правовой
  власти.



                                                   Таблица №2

                 Понятие легитимности власти и её типы.



      Предпосылки поддержания легитимности власти.



      Политическая  власть  как  ,  одно  из  важнейших  проявлений   власти
  характеризуется реальной способностью данного класса , группы ,  индивида
  проводить волю , выраженную в политике. Понятие политической власти  шире
  понятия власти государственной . Известно , что политическая деятельность
  осуществляется не только в рамках государства , но и в  других  составных
  частях социально – политической  системы : в рамках партий , профсоюзов ,
  международных организаций и т.д.



                 2.Структура политической власти.


       В  политологии  выделяются  следующие  базовые  компоненты  структуры
общения в рамках государственно-публичной власти:

     1) агенты;
     2) ценности;
     3) способы (инструментально-институционные ) и
     4) ресурсы

          Взаимодействие между ними  и  определяет  ,всю  палитру  отношений
,выражаемых в русском языке понятиями «господство» и «подчинение»  ,  «воля»
и «сила» , «контроль» и «распределение»  ,  «руководство»  и  «лидерство»  ,
«управление» и «давление» ,  «властвование»  и  «влияние»  ,  «авторитет»  и
«насилие» , и т.д8.

      Таким образом , отношения «господства  и  подчинения»  агентов  власти
составляют центральное звено механизма социального общения  между  людьми  ,
при котором его участники признают сложившийся  порядок  властных  отношений
легитимным , т.е. социально значимым и необходимым  способом  и  стереотипом
взаимодействия людей в обществе .

       Коснёмся институциональной основы  структуры  власти  ,  в  основании
которой лежит принцип разделения властей .Оно опиралось на  мощную  традицию
обеспечения   стабильности   и   равновесия   ,   синтеза   единовластия   и
коллективизма при принятии решений .Однако в древние  и  средние  века  идея
равновесия сводилась к вопросам : кто правит  ,  как  властвующий  учитывает
интересы всех  , кто может влиять на власть .

        Разделение    властей    облегчает    взаимоконтроль    деятельности
государственных  органов.  Теорию  разделения  властей  определяют   и   как
систему контроля  и равновесия. Получается  ,  что  каждая  власть  обладает
своей сферой полномочия , закрытой для других ,  но   влияет  и  на  смежную
сферу , так как есть вопросы совместного ведения.



      Каково же назначение и  место  каждой  ветви  власти  в  осуществлении
властных полномочий?


      Законодательная власть.


      Она основывается на  принципах  Конституции  и  верховенство  права  ,
формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит  поправки
в  конституцию  ,  определяет   основы   внутренней   и   внешней   политики
государства,  утверждает  государственный  бюджет  ,  принимает   законы   ,
обязательные  для  всех  исполнительных   органов   власти   и   граждан   ,
контролирует их исполнение . Верховенство законодательной власти  ограничено
принципами права , конституций , правами человека.


      Законодательные  органы   и   другие   органы   власти   (судебные   и
исполнительные) подконтрольны избирателям  по  средствам  системы  народного
представительства и свободных  демократических  выборов.  В  демократических
государствах носителем законодательной власти выступает парламент ,  который
бывает  двухпалатным  и  однопалатным.  Наиболее  распространенным  является
однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая  простая  двух
палатная парламентская система , при  которой  одна  палата  формируется   в
результате  прямых  выборов  ,  а  другая  –   на   основе   территориальной
пропорциональности.


                 Исполнительно – распорядительная власть.


       Она  отличается   динамизмом   ,   повышенной   восприимчивостью    к
общественной   жизни   ,    осуществляется    правительством.    Особенность
исполнительной власти в том , что она не только  исполняет  законы  ,  но  и
сама издает нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.



      Если  учесть  ,  что  это  власть   осуществляет   свою   деятельность
преимущественно за  «закрытыми»  дверями  ,  то  при  отсутствии  надлежащих
сдержек   исполнительная   власть   неизбежно   подминает   под    себя    и
законодательную  и  судебную  власти  .  Исполнительно  –   распорядительная
деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не  имеет
прав присваивать себе полномочия и требовать  от  граждан  выполнения  каких
либо обязанностей  ,  если  это  не  предусмотрено  законом  её  сдерживание
достигается по средствам регулярной под отчетности и  ответственности  перед
народным представительством которое имеет право  контроля  за  деятельностью
исполнительной властью.


                 Судебная власть.


      Она  включает   учреждения,   которые   представляют   самостоятельную
структуру  государственной  организации.   Состояние   судебной   власти   ,
отношение к ней в обществе , направление её развития оказывают  существенное
воздействие на все стороны жизни общества : экономическую ,  политическую  ,
культурную , статус человека , обеспечения  и  защиту  его  прав  и  свобод.
Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том , что его обращение  к
судебной власти будет завершено справедливым решением , ибо  защита  прав  и
свобод человека , разрешение конфликтов и споров цивилизованными  средствами
– норма правового государства. Суд призван быть  защитником  права  пресекая
правонарушения.


      Судебная власть  воздействует  на  законодательную  и  исполнительную.
Законодательная власть контролируется через систему судов.  Так,  с  помощью
Конституционного суда в стране обеспечивается  конституционность  не  только
подзаконных актов , но и самих законов .9

      Следующим аспектом структуры власти, на котором  я  хочу  остановиться
подробнее , являются её  ресурсы.  К  основным  ресурсам  общества  ,  можно
отнести темы материальные предметы и духовные блага , которые способны ,


во – первых , удовлетворять потребностям и  интересам  людей  ,  представляя
определенную ценность социальных отношениях и  ,  во  –  вторых  ,  повышать
потенциал  влияния  и  силу  воздействия  агентов  власти.  По  мнению  ряда
американских  политологов  ,  власть  есть  ,  прежде  всего  ,  контроль  и
распределения ресурсов общества , а политика  ,  соответственно  ,  -  сфера
обмена ресурсами или регулирования ресурсообмена.10


      Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей  другим  является
неравномерное  распределение   ресурсов   власти.   Ресурсы   власти   очень
многообразны . Существует несколько классификаций ресурсов.  Согласно  одной
из них , ресурсы делятся на утилитарные , принудительные и нормативные  .  К
утилитарным  относятся   материальные   и   другие   социальные   блага;   к
принудительным  –  меры  уголовного  и  административного   воздействия   на
внутренний мир  , ценностные ориентации  и  нормы  поведения  человека  .Они
призваны обеспечить  одобрение  действий  субъекта  власти  ,  принятие  его
требований .Второй классификацией является деление ресурсов  в  соответствии
с важнейшими сферами деятельности на экономические , социальные ,  политико-
силовые и культурно информационные.


      Экономические ресурсы - это материальные ценности  ,  необходимые  для
общественного производства  и  потребления  (деньги  ,  продукты  питания  ,
полезные ископаемые.).

      Социальные  ресурсы  -   это  способность  повышения  (или  понижения)
социального статуса или ранга , места в  социальной  иерархии  (должность  ,
престиж , образование и д.р.)

      Культурно-информационные ресурсы –  знания  и  информация  ,  а  также
средства их получения : институты науки и образования  ,  средства  массовой
информации и д.р.

      Силовые ресурсы – это  оружие  и  аппарат  физического  принуждения  ,
специально подготовленные для этого люди.


      Специфическим ресурсом власти является  сам  человек                 (
демографические ресурсы). Люди –  это  универсальный  ,  многофункциональный
ресурс , который создает ресурсы .11
      Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты  ,
делает  реальностью  её  процесс   ,   который   происходит   по   следующим
этапам(формам) ; господство , руководство , организация и контроль.

                  Ресурсы власти.
                                                   Таблица № 4



            Еще  один  аспект  структуры   властного   общения   затрагивает
отношения «управления (руководство)-давление (участие)» , связанные с  самим
институциональным механизмом  «властвования»  ,  способами  государственного
управления , а также  с  механизмом  «обратной  связи»,  т.е.  поддержкой  и
давлением «снизу» групп гражданского общества. Эти  противоположные  стороны
властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые  векторы.  В
этом аспекте весьма наглядно проявляется  способность  потенциала  власти  и
влияния раскрываться в конкретном политическом контексте не  только  в  виде
управленческих  и  административных  решений,  но  и  в  виде   силового   и
морального давления управляемых.



                                Механизм осуществления власти.



                       Заключение.

      В данной лекции я постарался показать и раскрыть феномен политической
власти в некоторых ее основных проявлениях. Власть и есть та основа,
которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная
деятельность; это необходимый атрибут  общественных отношений, суть
которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в
совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность  материальных,
духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить
совместность в любом деле, кто – то должен взять на себя инициативу
распоряжения . Эта инициатива либо принимается , либо оспаривается. Такова
абстрактная модель функционирования власти : господства , доминирования и
согласия и подчинения. В реализации же   действительного властного акта
дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются
переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая
специфическим образом.

      Нельзя не согласиться с позицией А.Здравомыслова , что власть
является центром , своего рода , силового поля , напряжение в котором
распространяется неравномерно. Можно сказать , что сама власть представляет
собой  определенную совокупность средств организации социального
пространства через соответствующие точки напряжения , через линии
искривления пространства. Там , где появляются или существуют точки
нелояльности , несогласия , неподчинения и протеста , возникает
напряженность и необходимость концентрации властных усилий различного рода
. Если напряженность накапливается в центрах , жизненно значимых для всей
системы доминирования  и подчинения , а не в периферийных областях , то
возникает непосредственная угроза самим основаниям властных отношений . В
современным условиях идет процесс развития власти , котором можно выделить
ряд главных тенденций.

      Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процесса
демократизации политической власти. Четко выраженным  является процесс
замены форм политической власти , основанных на прямом насилии и подчинении
, формами общественного консенсуса и самоуправления.

      Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности
власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры
 всех стран предпринимают максимум усилий для обеспечения легитимности
политической власти, т.е. признание  ее законного характера обществом.

      Третья тенденция проявляется  в высоких темпах бюрократизации
аппарата властных структур.

      Четвертая тенденция . Как правило было  замечено, злоупотребление
властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а
в необоснованной и неоправданной ее Конституции.

      Пятая тенденция отражает  негативных процесс нарастания конфликтности
 между различными ветвями власти. Эта тенденция отрицательно воздействует
на столь желательную для всех стран экономическую  и политическую
стабильность. Политическая власть, которая как видно из предыдущего текста,
охватывает все сферы жизни и моделируя человеческие отношения предает им
статус политических является источником и основой этой политики, т.е.
власть – первооснова политики.



      Библиографический список

   1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Е.4,М.,1984.
   2. Байтин.  М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов, 1972.
   3. Белов. Г.А. Институциональная система политической власти. Кентавр №4
      1996
   4. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994
   5. Белов. Г.А. Пути эволюции нормативной политической системы российского
      общества. Вестник МГУ Сер 12 №1 1997
   6. Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990
   7. Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку. Юрист М.,
      1996
   8. Дегтярев А.А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм
      Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3
   9. Дмитриев.Ю.А. Соотношения понятий политической и государственной
      власти в условиях формирования гражданского общества. Государство и
      право 1994 №7
  10. Краснов. Б.И. Власть как общественное явление. Социально –
      политический журнал. 1994. №7 – 8
  11. Краснов. Б.И. Теория власти и властных отношений . Социально –
      Политический журнал. 1994. №3 – 6
  12. Мельников. Ю. Легитимность власти. Власть 1996 №4 (С 37)
  13. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под ред.,
      Г.В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.
  14. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.
  15. Шаран. П. Сравнительная Политология; Ч.1., М., 1992.
-----------------------
2.Краснов.Б.И. Власть как явление общественной жизни. Социально –
Политический журнал.  1991. №11 (С.35).
3.Аристотель . Соч . В 4

Власть:
   1) способность , право и возможность распоряжаться кем – либо , чем –
      либо ; оказывать решающее воздействие на судьбу , поведение и
      деятельность людей с помощью различного рода средств – права ,
      авторитета , воли , принуждения;
   2) политическое господство над людьми;
   3) система государственных органов;
   4) лица , органы , облеченные соответствующими государственными ,
      административными полномочиями.

4 Краснов.Б.И. Теория власти и властных отношений. Социально – Политический
журнал. 1994. №3-6 (с 80)
5. Байтин.М.И. Государство и Политическая Власть . Саратов , 1972 , (с112)

6 Там же (с 53)

7 Вебер.М. Избранные произведения. М.,Прогрес.1990(С299)

8. Дектярёв.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального
общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (с110)

9. Краснов.Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический
журнал. 1994. №7-8 (с43-45).



           Предпосылки поддержания

           Легитимности власти

Совершенствования законодательства и государственного  управления в
соответствии с новыми требованиями

Создание такой политической системы , легитимность которой основана на
традициях населения , и потому не только более стабильна , но и косвенно
влияет на поведение граждан

Личные харизматические черты политического лидера

Успешное осуществление государственной политики , поддержание законности и
правопорядка

Легитимность власти – соответствие власти законно установленным нормам , а
также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и
ценностям
                    Типы легитимности власти

Легальный – власть узаконена нормами права , основана на признанных
обществом конституционных принципах государства

Идеологическая легитимность – власть признается обоснованной в силу
внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических
ценностей, которые ею провозглашены

Традиционная легитимность – власть признается легитимной , поскольку она
действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует
традиционным ценностям масс

Структурная легитимность – правомочность власти вытекает из убеждения в
законности и ценности установленных структур норм, регулирующих
политические отношения

Харизматическая легитимность – признание власти основывается на вере масс в
особые способности политического лидера, вождя

Ресурсы власти – средства , использование которых обеспечивает влияние на
объект власти в соответствии с целями субъекта

Экономические :
    - материальные ценности , необходимые для общественного производства и
      потребления;
    - деньги;
    - плодородные земли;
    - полезные ископаемые и т.п.

Социально – политические:
    - численность населения, его качество;
    - социальное единство;
    - социальная стабильность и порядок;
    - демократизм общественных отношений;
    - участие населения в политике;
    - патриотизм гражданского общества и т.п.

Морально – идеологические:
    - идеалы, интересы, убеждения людей;
    - идеология, вера, доверие, общественное настроение;
    - чувства ( патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и
      т.п.


Информационно – культурные:
    - знания и информация;
    - институты науки и образования;
    - язык;
    - пропаганда во всех её формах;
    - средства массовой информации и т.п.

Силовые:
- оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы
безопасности, суд, прокуратура)

Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие
результаты имеют те или иные управленческие решения

Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии
развития общества, политической системы, выбор средств осуществления
основных задач и целей

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим , что
закрепляется в государственных нормативно – правовых актах


                     Механизм осуществление власти

                       включает следующие моменты

Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений,
согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп,
личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений

10. Дегтярев .А.А. Полис : Политические Исследования 96г. №3 Политическая
Власть как  регулятивный механизм социального общения. (с115)


      11.Гончаров.Д.В. ,  Гоптарева  .И.Б.  Введение  в  политическую  науку
.Юрист М.,1996 (с42-44)