Международная политика России


      Международная политика  это прежде всего область, сфера взаимодействия
субъектов международных отношений – государств. К ней  также  можно  отнести
отношения негосударственных организаций (профсоюзы, молодежные,  спортивные,
культурные, организации экологов и т.п.).
      В  отношениях  между  государствами  лежит  их  стремление  обеспечить
реализацию своих специфических  интересов  с  помощью  определенных  средств
(дипломатических, военных  и  т.д.).  Глубинной  основой  межгосударственных
отношений  являются  все  те  же  основополагающие  отношения  властвования,
подчинения. При этом они могут реализовываться по – разному:  от  господства
– аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции  (материальной  уплаты
победителю)  установления  протектората  (всеохватывающего  контроля)  и  до
вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих интересов.
      Что же касается отношений между негосударственными  организациями,  то
они, как правило, строятся на принципах равноправия и сотрудничества.
      Кроме того, международной политикой принято считать определенную линию
поведения, действия государства  –  субъекта  международных  отношений,  или
согласованных действий двух, нескольких,  группы  государств  по  достижению
согласованных целей.
      К  последней  четверти  20-того   столетия   международная   политика,
отличающаяся  сложностью,  многоплановостью  и   противоречивостью,   обрела
определенные характерные черты.
      1.  В  международном  сообществе  сложилось   крайняя   неравнозначное
         социально – экономическое  положение:  в  развитых  государствах  и
         странах, сравнительно недавно вступивших на  путь  самостоятельного
         развития. Так,  в  развитых  капиталистических  странах  около  16%
         населения  планеты  производят  более  56%   мировой   промышленной
         продукции. В то же время в развивающихся странах  –  50%  населения
         14.3 % продукции. Согласно данным немецкого  еженедельника  «Пайт»,
         уровень национального дохода на душу населения в 1987г. составил  в
         различных группах стран очень разнородную картину.
         В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350
      долларов в год.
         В бедных с населением около 600 миллионов человек от  350  до  1500
      долларов в год.
         В средне обеспеченных – от 1500  до  7000  долларов  в  год.  Здесь
      численность населения оценивалась в 685 млн человек.
         На конец, к зажиточным и богатым странам  журнал  относит  те,  где
      доход на душу населения превышает  7000  в  год  –  Франция,  Австрия,
      Нидерланды,  Великобритания,  Италия,  США,   Швеция,   Япония,   ФРГ,
      Швейцария, ОАЭ и др.
      2. Освободившиеся страны на сегодняшний день имеют следующий  комплекс
         проблем:  более  700  миллионов  голодающих,   1.5   млрд   человек
         практически лишены квалифицированной медицинской  помощи,  350  млн
         неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального жилья.  При  этом
         разрыв  в  жизненном  уровне  наиболее  богатых  и   бедных   стран
         увеличивается.
      3. Накопленные запасы  невиданного  по  своей  мощи  оружия  массового
         поражения (примерно  в  миллион  раз  превышающие  мощность  бомбы,
         уничтожившей Херосиму)  поставили  под  угрозу  само  существование
         человеческой цивилизации.
         В этих условиях развивающиеся страны выдвинули в 1974г.  требования
         пересмотра  международного   порядка,   что   обусловило   принятие
         Генеральной  Ассамблеей  ООН  «Декларации  об  установлении  нового
         международного экономического порядка».
            С выходом в  свет  книги  голландского  ученого  Яна  Тинбергена
         «Пересмотр международного  порядка»  это  понятие  прочно  вошло  в
         научный оборот.
         С тех пор концепция «нового порядка»  в  международных  отношениях,
         которая включает в себя три аспекта: экономический  политический  и
         информационный – стала предметом изучения многих исследователей как
         на Западе, так и в России.
            В частности, большой вклад в этом  плане  внесен  в  политологию
         международных    отношений     учеными     Римского     клуба     –
         неправительственной     международной     организацией      ученых,
         представителей политических  и деловых кругов  из  различных  стран
         мира, основанной в 1968г.
            Объединение ученых и политиков, деловых людей  в  Римском  клубе
         было  обусловлено  в  значительной  мере  тем,  что  перед  мировым
         сообществом возникли (во всяком случае, были осознанны)  глобальные
         проблемы, от решения  которых  зависит  будущее  человечества.  Эти
         проблемы можно свести в несколько групп:
           1. политические  :  обеспечение  безъядерного  мира,  укрепление
              международной   безопасности,   отказ   от    территориальных
              притязаний,  «холодной  войны»  и  противостояния  военно   –
              политических  блоков  (прежде  всего   НАТО   и   Варшавского
              договора), переход к отношениям доверия и сотрудничества;
           2. экономически: жизнеобеспечение нынешнего и будущих поколений,
              развитие     энергетического     потенциала,     рациональное
              использование  природных  ресурсов,  ликвидация   последствий
              колониализма, сближение уровней развития «богатых» и «бедных»
              стран;
           3. социальные: регулирование численности населения земли, борьба
              с  наиболее  опасными  заболеваниями,  ликвидация   бедности,
              нищеты,  неграмотности,  обеспечение   населения   жильем   и
              работой, приобщение всех народов к мировой науке и культуре;
           4.  экологические:  предсказания  и   предотвращение   стихийных
              бедствий, регулирование климата  планеты,  охрана  атмосферы,
              литосферы, гидросферы, флоры  и  фауны,  освоение  космоса  и
              мирового океана.
         Из сказанного выше видно, что наиболее острые ситуации сложились и
    должны решаться в области  политических  отношений.  Основные  принципы
    нового  политического  порядка,  в  котором   нуждается   мир,   хорошо
    сформулированы   в   документах   Движения   неприсоединения:   «мирное
    сосуществование,    добрососедство,    равноправное     сотрудничество,
    ограничение гонки вооружений и разоружение, ликвидация  колониализма  и
    неоколониализма, отказ от экспансии и гегемонизма».
         Как свидетельствую события  последних  лет,  мировой  политический
    процесс в общем и  целом  развивается  в  направлении  создания  нового
    порядка. Так, некоторые и современных мировых процессов непосредственно
    связаны с ликвидацией биполярной системы международных  отношений  –  в
    роспуске  СЭВ  и  Организации  Варшавского  договора,   провозглашением
    принципа «Партнерство во имя мира» в  отноениях  стран  НАТО  и  бывших
    Европейских  членов мировой социалистической системы.
         Следует, однако, отметить, что хотя старого порядка в значительной
    мре уже не  существует,  прошедшие  естественные  изменения  (распалась
    мировая   система   социализма.,   распался   мир   сверхдержав:   СССР
    самоликвидировался  и т.д.) породили нечеткий новый мировой порядок,  а
    значительный беспорядок в мировой политики.
         Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия,  обострились
    и возникли новые  региональные конфликты (бывшая Югославия, бывший СССР
    – Карабах, Чечня, Такжикистан, Абхазия, Молдова и т.д.).
         Более того, экономическое и политическое ослабление России создает
    объективную и  реальную  возможность  ориентации  мирового  развития  и
    сообщества на одного лидера – США или ограниченную группу государств  с
    ними во главе.
         Это стало особенно ясно во время трагических событий  в  Боснии  и
    Герцеговине – бывших территориях социалистической  Югославии,  где  США
    через НАТО  беспрепятственно  проводят  свою  линию  внешней  политики,
    пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию на второстепенные позиции.
         Как  уже  отмечалось,  политическая   мысль   с   древних   времен
    концентрировала внимание преимущественно на вопросах войны и мира.
         В период рабовладельческого  и  феодального  этапов  исторического
    развития  политической  науки  не  существовало.  Политики   занимались
    рассуждениями о проблемах войны и мира с чисто прикладных  практических
    позиций. Лишь в 19веке  делаются  первые  попытки  анализа  европейской
    политики,   начинаются   теоретические    исследования    международных
    отношений, закономерностей и перспектив их  развития.  В  20  веке  эти
    теоретические    разработки     начинают     оказывать     определенное
    всевозрастающее воздействие  на  международную  политику.  Более  того,
    политология   международных   отношений   постепенно    выделяется    в
    самостоятельное направление политической науки.
         Глобализация проблем международной политики  обусловила  появление
    теорий международных отношений, попыток правого подхода к решению  этих
    проблем. Особенно усиливаются эти процессы после второй мировой войны в
    условиях  нарастающей  опасности  ядерного  противостояния   и   угрозы
    термоядерной войны. В различных странах появляются политические теории,
    опирающиеся на трезвый анализ складывающихся в международных отношениях
    реалий.
         В  последние  годы  весьма   существенно   разработана   концепция
    государственных интересов. При этом к числу приоритетных  исследователи
    относят  национальную  безопасность,  связанную  с  обороной  страны  и
    соответствующими дипломатическими  действиями,  а  также  экономические
    интересы, связанные с укреплением позиций на мировом  рынке  и  защитой
    внутреннего рынка, и интересы утверждения  «Нового  мирового  порядка».
    Логика  исследований  диктовала   необходимость   сравнения   различных
    подходов к рассмотрению этих проблем, т.е. сопоставления  точек зрения,
    отражающих интересы отдельных государств.
         Для политологии вообще характерен сравнительный метод.  В  области
    международной политики важное значение имеет сопоставление политических
    режимов, форм  правления,  легитимности  правящих  структур  и  т.д.  ,
    которые в решающей степени определяют  внешнеполитическую  деятельность
    государств.
         Сравнение   различных  политических   систем   позволяет   выявить
    наиболее  совершенные  из   них   и   использовать   накопленный   опыт
    формирования и  функционирования  политических  институтов  в  практике
    других государств. Если сравнительный метод  применять  в  политическом
    анализе  внутри  страны,  то  здесь  может  идти   речь   о   сравнении
    политической жизни в  различных  регионах,  об  эффективности  местного
    самоуправления,  о  рейтинге  и  потенциальных  возможностях  различных
    партий и политических лидеров.
         Не подвергая специальному анализу отдельные теории  международного
    и внутреннего аспектов сравнительной политологии, отметим лишь,  что  в
    России до  самого  последнего  времени  на  них  не  было  «социального
    заказа».
         Вместе с тем, политология с конца 80-х  годов  добилась  в  России
    общественного  признания  и  стала  притягательной  для  многих,  порой
    недостаточно  профессионально  подготовленных   людей.   Особенно   это
    относится к политических деятелям и функционерам, которые зачастую свое
    видение экономических и политических процессов как  внутри,  так  и  во
    внешеполитической жизни считают  «истинной  в  последней  инстанции»  и
    предлагают свой путь «решения всех проблем».
         В результате – крупные провалы во внешней политике:  необоснованно
    поспешный вывод российских войск из стран бывшего Варшавского  договора
    без предварительного создания  условий  для  их  размещения  в  России,
    отсутствие  четких  и  твердых  позиций  по  поводу   о   судьбе   т.н.
    русскоязычного населения в странах  ближнего  зарубежья  и  ряд  других
    проблем.



                             Список литературы:

1. Сербин В.С «Основы Политологии» Учебное пособие Пятигорск 1995г. 122с
2. «Основы политологии» Учебное пособие – Ростов на Дону 1993г.
3. Политология. Энциклопедический словарь – М. Изд-во Московского
   Коммерческого института.