Антикризисное управление


                                 Оглавление.
    Введение.
    1.  Понятие  «антикризисное  управление».  Его  применение   на
практике.
    2. Постоянное  ожидание  сигналов  о  надвигающемся  кризисе  -
важнейший принцип стратегического антикризисного управления
    3.Факторы    внутренней     среды,     определяющие     условия
функционирования фирмы
    Заключение.
    Список использованной литературы.



                                  Введение.
    В  еще  недавнем  прошлом,  в  условиях  советской   экономики,
проблемы антикризисного управления не только не  были  актуальными,
но  даже  не  упоминались.  В  стране  господствовала   официальная
установка   относительно    пропорционального    и    планомерного,
соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и
нужды в антикризисном управлении. Правда,  часть  предприятий  и  в
советский период была убыточной, в промышленности примерно  20%,  в
сельском  хозяйстве  около  30%.  Но   только   наличие   убыточных
предприятий   объяснялось   тем,   что   государство    сознательно
устанавливает более низкие цены на продукцию части  предприятий,  в
связи с чем возникает  такой  феномен  в  экономике,  как  планово-
убыточные предприятия.
    В условиях проведения  радикальных  рыночных  реформ  в  России
проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.
     Во-первых, в  условиях  рыночно  капиталистического  хозяйства
антикризисное управление играет особо важную  роль  в  оздоровлении
экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России
с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий.
Начиная с 1995 г.,  удельный  вес  убыточных  предприятий  в  нашей
стране   превысил   50%   и   продолжает   расти.   Удельный    вес
неплатежеспособных предприятий (банкротов по существу)  значительно
больше, так как многие прибыльные  предприятия  имеют  недостаточно
доходов для по крытая своих денежных обязательств.
    Успех стратегии антикризисного  управления   в  первую  очередь
зависит  от  того,  как  сможет   менеджмент   фирмы   своевременно
обнаружить возникновение исходного события, с  которого  начинается
движение к кризисному переломному состоянию фирмы.
          1. Понятие «антикризисное управление». Его применение на
                                  практике.
    Антикризисное управление — что это такое, каково его применение
на практике? В последнее время, многие  пытаются  ответить  на  эти
вопросы.    Большинство  дает  такое  определение:   предотвращение
банкротства — система  мер,  именуемая  антикризисным  управлением.
Наиболее полное  определение  может  выглядеть  так:  управление  в
условиях риска (в нашей стране можно говорить о любом  предприятии,
так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама  по  себе
является  фактором   риска).   Поэтому   антикризисное   управление
применимо и его необходимо применять  на  любом  предприятии,  даже
финансово стабильном.
    Таким образом, антикризисное управление — это:
    • анализ состояния макро-микросреды  и  выбор  предпочтительной
миссии фирмы;
    • познание  экономического  механизма  возникновения  кризисной
ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней  сред
фирмы с целью раннего обнаружения сигналов  об  угрозе  приближения
кризиса;
    •  стратегический  контроллинг  фирмы  и  выработка   стратегии
предотвращения ее несостоятельности;
    • оперативная оценка и анализ  финансового  состояния  фирмы  и
выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) —
оперативный контроллинг;
    • разработка предпочтительной  политики  поведения  в  условиях
наступившего кризиса и вывода из него фирмы;
    • постоянный  учет  риска  предпринимательской  деятельности  и
выработка мер по его снижению.
    Совершенно   ясно,   что   действие   механизма   возникновения
кризисного состояния производственной  системы  вообще  и  фирмы  в
частности протекает во времени.
    Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит  от
или,  удалось  ли   руководству   фирмы   своевременно   обнаружить
возникновение исходного события, с которого начинается  движение  к
кризисному переломному состоянию фирмы.  Раннее  обнаружение  таких
событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы
ведут постоянное слежение за множеством  сигналов,  поступающих  из
внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов,  протекающих
в самой фирме.  Назовем  их  внешними  и  внутренними  сигналами  о
возможных изменениях состояния фирмы.
          2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе -
         важнейший принцип стратегического антикризисного управления
    Поскольку  и  внешняя,  и  внутренняя  среды  фирмы  динамичны,
указанные  исходные  события  могут  проявляться  в  любой  момент.
Поэтому   важнейшим   принципом   стратегического    антикризисного
управления  является  состояние  постоянного  ожидания  сигналов  о
надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.
    Наиболее существенные источники и  характер  подобных  сигналов
могут быть определены по своему влиянию. На основе методики  А.  П.
Градова можно свести все данные о внешних  событиях  и  сигналах  в
одну таблицу (см. табл. ).
    Наиболее сложным в процессе антикризисного управления  является
выявление  цепочек   экономических   явлений,   возникающих   после
обнаружения того или иного  сигнала,  и  выработка  соответствующих
решений, направленных либо на усиление  положительных  последствий,
либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.
    Важно увязать антикризисное  управление  с  этапами  жизненного
цикла конкурентного преимущества фирмы. При этом  следует  иметь  в
виду, что жизненный цикл  конкурентного  преимущества  и  жизненный
цикл фирмы — понятия разные.

    Таблица:  Внешние  сигналы  о  возможных  изменениях  состояния
фирмы

|Факторы внешней среды,    |Сигналы о возникновении исходных            |
|определяющие условия      |экономических                               |
|функционирования фирмы    |явлений, запускающих механизм изменения     |
|                          |состояния                                   |
|                          |фирмы                                       |
|Агрегиро- |Детализирова-  |сигналы о нарастании угроз выполнению миссии|
|ванные    |нные           |фирмы                                       |
|1.        |2.             |                                            |
|          |               |3.                                          |
|          |               |Падение величины спроса на товары фирмы;    |
|Параметры |Величина спроса|рост                                        |
|спроса    |               |величины спроса на аналогичные товары       |
|          |               |конкурентов                                 |
|          |               |Усиление колебаний в спросе и прибылях от   |
|          |               |продажи                                     |
|          |               |товаров фирмы                               |
|          |               |Усиление колебаний в спросе и прибылях от   |
|          |               |продажи                                     |
|          |               |товаров фирмы.                              |
|          |Стабильность   |                                            |
|          |спроса         |                                            |
|          |Требования     |Нарастание спроса на товары, превышающие    |
|          |покупателей к  |стандарты                                   |
|          |качеству       |качества                                    |
|          |товаров фирмы  |                                            |
|          |Эластичность   |Усиление эластичности спроса на товары фирмы|
|          |спроса         |                                            |
|          |Разнообразие   |Во всех обслуживаемых сегментах рынка       |
|          |(сегментация)  |утрачивается                                |
|          |потребителей   |интерес к товарам фирмы                     |
|          |товаров фирмы  |                                            |
|          |Экономический  |Снижение покупательной способности          |
|          |Потенциал      |населения                                   |
|          |покупателей    |                                            |
|2..Парамет|Конъюнктура    |Сокращение предложения сырьевых и           |
|ры        |рынков         |материальных                                |
|факторов  |сырьевых и     |ресурсов; рост цен на сырье и материалы     |
|          |материальных   |                                            |
|          |ресурсов       |                                            |
|          |Конъюнктура    |Сокращение источников пополнения трудовых   |
|          |Рынков         |ресурсов;                                   |
|          |Трудовых       |рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией|
|          |ресурсов       |                                            |
|          |Конъюнктура    |Повышение процентных ставок по кредитам     |
|          |Рынков         |коммерческих                                |
|          |Финансовых     |банков; падение курса собственных акций     |
|          |ресурсов       |фирмы;                                      |
|          |               |прекращение субсидий из фондов              |
|          |               |благотворительных                           |
|          |               |организации                                 |
|          |Развитие       |Рост стоимости лицензий на использование    |
|          |инновационной  |изобретений и                               |
|          |деятельности   |открытий; ужесточение условий получения     |
|          |               |грантов и                                   |
|          |               |государственных заказов на НИОКР            |
|          |Конъюнктура    |Сокращение предложения средств производства;|
|          |рынков средств |рост цен                                    |
|          |производства   |на средства производства                    |
|3.        |Изменение      |Свертывание производства родственных        |
|Параметры |Потенциала     |отраслей;                                   |
|родственны|Родственных    |переориентация родственных отраслей на новую|
|х и       |отраслей       |                                            |
|поддержива|               |технологию                                  |
|ю-        |               |                                            |
|щих       |               |                                            |
|отраслей  |               |                                            |
|          |Производственна|Стагнация научно-технического экономического|
|          |я              |                                            |
|          |инфраструктура |потенциала отраслей; внешней инфраструктуры |
|          |товаров фирмы  |                                            |
|          |Социальная     |Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры  |
|          |инфраструктура |                                            |
|          |Использование  |Неприемлемость достижений родственных       |
|          |достижений,    |отраслей для                                |
|          |полученных в   |целей фирмы; недоступность достижений ввиду |
|          |родственных    |высокой                                     |
|          |отраслях       |стоимости                                   |
|4.        |Соперничество  |Конкурентный статус фирмы конкурента        |
|Параметры |между          |существенно                                 |
|конкурентн|существующими  |повысился; число конкурирующих фирм         |
|ой        |конкурирующими |существенно                                 |
|среды     |системами      |возросло; ценовая война началась            |
| |        |               |                                            |
| |        |Конкурентные   |«Потолок цен» создаваемый                   |
| |        |силы, возника- |товаром-заменителем, суще-                  |
| |        |ющие вследствие|ственно снижает потенциальную прибыль;      |
| |        |               |покупатели                                  |
| |        |угрозы со      |охотно «переключаются» на товар-заменитель  |
| |        |стороны        |ввиду его                                   |
| |        |товаров-заменит|дешевизны                                   |
| |        |елей           |                                            |
| |        |               |                                            |
| |        | Конкурентные  |Барьер для входа на рынок практически       |
| |        |силы,          |отсутствует;                                |
| |        |возникающие    |фирмы, функционирующие на рынке, проявляют  |
| |        |вследствие     |лояльность к новым конкурентам              |
| |        |угрозы         |                                            |
| |        |появления новых|                                            |
| |        |               |                                            |
| |        |конкурентов    |                                            |
| |        |Конкурентные   |Экономический потенциал поставщиков высок   |
| |        |силы, возника- |ввиду                                       |
| |        |ющие вследствие|существенной доли затрат на их продукцию в  |
| |        |экономических  |издержках                                   |
| |        |возмож-        |покупателя; поставщики — субъекты рынка     |
| |        |ностей и       |совершенной конкуренции: основная масса     |
| |        |торговых       |покупателей; субъекты монополии             |
| |        |способностей   |                                            |
| |        |поставщиков    |                                            |
| |5.      |Налоговая      |Повышение налоговых ставок; снятие налоговых|
| |Деятельн|политика       |льгот с                                     |
| |ость    |               |товаров фирмы; введение новых налогов;      |
| |государс|               |введение                                    |
| |твенных |               |налоговых льгот на субституты               |
| |властных|               |                                            |
| |        |               |                                            |
| |структур|               |                                            |
| |        |               |                                            |
| |        |Кредитно-      |Повышение учетной ставки Центрального       |
| |        |денежная       |банка; неблагоприятное изменение валютного  |
| |        |политика       |курса рубля;                                |
| |        |               |жесткая политика финансовой стабилизации    |
| |        |Таможенная     |Неблагоприятное изменение экспортных и      |
| |        |политика       |импортных                                   |
| |        |               |таможенных пошлин                           |
| |        |Правовая среда |Изменчивое гражданское и коммерческое       |
| |        |               |законодательство; введение разрешительного  |
| |        |               |порядка                                     |
| |        |Политика цен и |Введен контроль за ценами; введено          |
| |        |               |налогообложение,                            |
| |        |доходов        |стимулирующее снижение доходов в зависимости|
| |        |               |от                                          |
| |        |               |динамики цен                                |
| |6.      |Форс-мажорные  |Стихийные бедствия и т. п.                  |
| |Случайны|обстоятельства |                                            |
| |е       |               |                                            |
| |явления |               |                                            |
| |        |Внешняя        |Случайна и нестабильна; надежность          |
| |        |Политика       |инвестиций не                               |
| |        |Иностранных    |гарантируется                               |
| |        |государств —   |                                            |
| |        |партнеров по   |                                            |
| |        |бизнесу        |                                            |
| |        |Научно-        |Новые изобретения и т. п.                   |
| |        |технические    |                                            |


    Своевременное   зарождение   очередного   цикла   конкурентного
преимущества позволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит
в случае своевременного обнаружения сигналов  утраты  конкурентного
преимущества фирмы и принятия адекватных  мер  противостояния  этой
угрозе.
              3. Факторы внутренней среды, определяющие условия
                           функционирования фирмы
    Факторами    внутренней     среды,     определяющей     условия
функционирования фирмы, являются:
    1. Параметры технических ресурсов фирмы:
    • средства технического оснащения;
    • сырье, материалы, полуфабрикаты;
    • энергия.
    2. Параметры технологических ресурсов:
    • НИОКР;
    • технология изготовления товаров фирмы.
    3. Параметры кадровых ресурсов:
    • работники, определяющие цели фирмы;
    • работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;
    • работники, организующие процесс создания  средств  достижения
целей фирмы;
    •  работники,  непосредственно  создающие  средства  достижения
целей фирмы;
    • работники, обслуживающие процесс создания средств  достижения
целей фирмы.
    4. Параметры пространственных ресурсов:
    • территория площадки фирмы;
    • производственные здания;
    • непроизводственные здания;
    • сооружения и инженерные коммуникации.
    5. Параметры ресурсов организационной структуры фирмы:
    •  степень  адекватности  и  время  прохождения  управленческих
воздействий по уровням иерархии;
    • степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР),  на  каждом
уровне иерархии управления фирмой;
    • степень гибкости организационной структуры системы управления
фирмой.
    6. Параметры организационных ресурсов:
    • информационное обеспечение производства;
    • информационное обеспечение НИОКР;
    • информационное обеспечение управления фирмой;
    • научно-информационное обслуживание.
    7. Параметры финансовых ресурсов:
    •    степень    зависимости    от    привлекаемых    источников
финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:
    • соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее  целям
формирования конкурентного преимущества (КПФ).
    В качестве просматривающей внешнюю и  внутреннюю  среды  фирмы,
должна  выступать  группа  экспертов  —  специалистов   в   области
маркетинга,   стратегического   контроллинга   и   внутрифирменного
экономического анализа, а также служба информационного  обеспечения
фирмы.
    Сканирование   осуществляется    на    основе    предварительно
разрабатываемых методических материалов, перечисленных ниже:
    • перечень подвергаемых наблюдению общих  и  специфических  для
каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;
    •  принципы  количественной  и  качественной   оценки   внешних
сигналов о состоянии и динамике экономической конъюнктуры;
    • принципы  количественной  и  качественной  оценки  внутренних
сигналов  о  состоянии  и  динамике  стратегического  потенциала  и
конкурентного статуса фирмы;
    • периодичность наблюдения установленных  параметров  состояния
внутренней и внешней сред фирмы;
    • методы анализа возможных последствий, выявленных  в  процессе
наблюдения исходных экономических явлений,  которые  могут  вызвать
кризисное состояние фирмы;
    •  методы   определения   «контрольных   точек»   в   цепочках»
экономических явлений;
    • методы внутрифирменного экономического  анализа,  обобщающего
результаты  наблюдения  динамики  значений  параметров  внешней   и
внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа;
    • принципы выработки антикризисных  управленческих  решений  на
основе  использования  результатов  наблюдений  и  внутрифирменного
экономического анализа.



                                 Заключение.
    В  заключении  можно  сказать.  Что   при   подробном   анализе
перечисленных выше внутренних  и  внешних  факторов  представляется
возможным заранее и определенно  судить  о  возникновении  в  фирме
кризисной ситуации.
    Интенсивность противостояния утрате конкурентного преимущества,
т. е. степень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет
продолжительность  жизненного  цикла  существования  фирмы   с   ее
первоначальной миссией.
    Кризисное  состояние  наступает   только   тогда,   когда   все
возможности  поддержания  конкурентного   преимущества   в   рамках
первоначальной миссии исчерпаны.
    Истинным сигналом  о  начинающемся  движении  к  потенциальному
кризисному состоянию является начало роста величин  отклонений  тех
или  иных  показателей,   характеризующих   состояние   внешней   и
внутренней  сред  фирмы.  Точнее  говоря,  их  выход   за   пределы
долгосрочной тенденции изменения этих  показателей.  Следовательно,
для  раннего  обнаружения  подобных  слабых   сигналов   необходимо
постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней
среды фирмы.



                       Список используемой литературы.
        1. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. –
           СПб., 2001.
        2. Ларионов И. К. Антикризисное упраление. – М., 2001.
        3. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под  ред.  Ю.  В.
           Пискулова. - М., 1996.
        4.  Справочник  кризисного  управляющего./Под  ред.  Э.  А.
           Уткина. – М., 1999.
        5. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М., 1996.