Клиническая психология: предмет, задачи, виды диагностики


Предмет и задачи клинической психологии.

Клиническая (медицинская) психология  -  это  отрасль  психологии,  главными
задачами  которой  является  решение  вопросов  (как  практических   так   и
теоретических), относящихся  к  предупреждению,  диагностике  заболеваний  и
патологических состояний, а также к психокоррекционными формами  воздействия
на    процесс    выздоровления,    реабилитации,      решением     различных
экспериментальных вопросов и  изучению  воздействия  различных   психических
факторов на форму и течение различных  заболеваний.
Предметом   клинической   психологии   является   изучение   механизмов    и
закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний.  Т.о.,  можно
сказать, что клиническая психология занимается диагностикой,  коррекцией   и
восстановлением равновесного соотношения индивида и  его  жизни,  на  основе
знаний о возникающих дезадаптациях.

Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели.

Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на  позитивную
и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых  при  различных
состояниях  нарушениях  как  психического,  так  и  соматического  здоровья,
целью  которого  является  постановка  диагноза,  выявление   патологических
механизмов  функционирования,  акцентуаций  и  т.п.,  дифференциация  их  от
других, похожих нарушений и  состояний.  Результаты  негативной  диагностики
применяются в психиатрии (большой и малой), нейропсихологии,  психокоррекции
и мн. др.  Позитивная  диагностика  используется  для  выявления  личностных
(индивидуальных)  особенностей  психики   человека,   характера   протекания
некоторых его психических функций и ряда других. Данные, полученные  в  этом
виде диагностики,  применимы  во  многих  прикладных  сферах  (например  при
различных профессионально-трудовых экспертизах, индивидуальном  и  групповом
консультировании и т.п.)

Условно,  все  виды/типы  диагностик,  используемых  в  рамках   клинической
психологии, можно разделить на:
1. Клинические
  . дифференциально-диагностическую
  . топическую
 2. Диагностику  структуры  и  степени  выраженности  нарушений  психической
функции
3. Диагностику личностных особенностей пациента
4. Диагностику аномалий развития в детском возрасте
5. Экспертизы
  . военно-врачебную
  . врачебно-трудовую
  . судебно-психиатрическую
6. Медико-педагогическую
7. Реабилитационную
8. Психокоррекцию


Поскольку психопатологические проявления представляют  собой  результативное
выражение  скрытых  изменений  сложных  мозговых  процессов,   то   раскрыть
характер лежащих в их  основе  нарушений  мозговой  деятельности  нельзя  на
основании только анализа этих появлений.  Следствием  этого  стало  изучение
закономерностей  нарушения   мозговых   процессов,   структуры   и   природы
психических  заболеваний и патологических состояний мозга на всех уровнях  в
т.ч.   и   методами   психологии.   Т.о.,   экспериментально-психологическое
исследование должно ответить на вопросы  как  нарушено  течение  (структура)
самих психических процессов.
В изучении конкретных аномалий  развития  личности  и  недоразвития  психики
основные  задачи  психологических  исследований  связаны  с  выявлением  тех
основных компонентов психической  деятельности,  недоразвитие  или  аномалия
которых обуславливает формирование патологической структуры психики.

Как  правило  психологические  методы,  используемые  в  целях   диагностики
представляют собой умственные и практические задачи, предлагаемые больным  в
виде разных комбинаций в зависимости от конкретных целей  диагностики.  Так,
для обнаружении утомляемости используют счет по Крепелину,  метод  отыскания
чисел; для выявлении патологии  памяти  -  тесты  на  заучивание  слов\цифр,
опосредованное запоминание  с  помощью  зрительных  образов  и  ряд  других.
Существует    также    множество    как    патопсихологических     так     и
нейропсихологических  методик   изучения   расстройств   речи,   восприятия,
праксиса  и др. Все эти методики  направлены  преимущественно  на  выявление
интеллектуальных, речевых, перцептивных  и т.п. расстройств,  а  возможности
экспериментально-психологического обнаружения  симптомов  изменения  свойств
личности (эмоциональных, мотивационных и др.) более ограниченны.
Наряду с вышеперечисленными задачами эти методы  играют   и  самостоятельную
роль  в  распознании  и  диагностике  ряда  психических,  неврологических  и
соматических заболеваний. В этом  случае  они  не  являются  продолжением  и
дополнением клинического  анализа  психического  или  соматического  статуса
больного, а расширяют возможности этого анализа.

Одним  из  основных  и  наиболее  плодотворных  путей  развития  клинической
психологии является экспериментальное изучение  закономерностей  измененного
протекания  психических  процессов  при  различных  патологиях  мозга.  Этот
подход характеризуется следующими критериями:
1)  экспериментальные методики не унифицированы,  а  являются  направленными
на изучение нарушений определенного вида патологии психики  (например  метод
формирования искусственных  понятий)
2) эти методики строятся по принципу  моделирования  определенных  ситуаций,
требующих от больного выполнения заданий, в процессе  выполнения  которых  и
появляются интересующие экспериментатора  патологические  явления  (например
метод исключения предмета).

Наряду  с  прицельным  применением  диагностических  методов  существует   и
распространенный подход, основанный на использовании ряда  стандартизованных
методов (опросников, тестов и т.п.). Эти  методы  не  связанны  с  изучением
структуры самих  психических  процессов, а  направлены  на  установлением  и
определение выраженности  свойств  и  особенностей  психики  и  ряда  других
характеристик. Условно их делят на интеллектуальные (например   метод  Бине,
методика Векслера) и личностные (тест Роршаха, ТАТ и др.).



Литература:

Снежневский   «Руководство по психиатрии».